Особенности заключения и изменения государственного или муниципального контракта в строительстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Логиновская, Ю. В. Особенности заключения и изменения государственного или муниципального контракта в строительстве / Ю. В. Логиновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 417-420. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97504/ (дата обращения: 18.12.2024).



Государственные и муниципальные контракты в сфере строительства урегулированы нормами общего и специального законодательства в Российской Федерации и вызывают особый интерес в свете происходящих изменений законодательства и постоянного совершенствования правовых положений.

Статья посвящена исследованию особенностей государственного и муниципального контракта в строительстве, обзору нормативно-правовых актов, которые регулируют процедуры заключения и изменения таких контрактов.

Ключевые слова: закупки, строительство, государственные и муниципальные контракты, контрактная система.

Исследование особенностей государственного или муниципального контракта в строительстве является актуальной темой, так как в настоящее время законодательство по контрактной системе постоянно изменяется и направлено на обеспечение стабильности договорных отношений между участниками на рынке государственных и муниципальных закупок в условиях внешнего санкционного давления и ограничительных мер.

Государственный или муниципальный контракт в сфере строительства — это сделка, предметом которой является выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту объекта капитального строительства.

По государственному контракту заказчиками могут выступать государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления и иные получатели средств местных бюджетов

Подрядчиком может быть юридическое или физическое лицо (ст. 764 ГК РФ [1]).

Общие правила заключения и исполнения государственного или муниципального контракта регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3], а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [2].

Вышеуказанное законодательство позволяет эффективно и результативно осуществлять все государственные и муниципальные закупки в строительной сфере на основе принципов открытости и прозрачности для всех участников закупочной деятельности соблюдая законодательство о конкуренции.

Строительные контракты особо сложны как в подготовке к определению подрядной организации так и на этапе исполнения.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. (п. 1 ст. 740 ГК [1])

Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ [1]).

Основной и главной целью любого заказчика является построить объект либо выполнить работы качественно и быстро, при этом пройдя трудный путь для реализации закупки очень часто получают недобросовестного подрядчика, что иногда на долгие годы затягивает строительный процесс.

В настоящее время не смогут участвовать компании, включённые в реестр недобросовестных поставщиков из-за отказа от исполнения контракта по причине того, что заказчик попал под санкции иностранных государств. В перечне обязательных требований к потенциальным поставщикам будет пункт об отсутствии информации о них в реестре недобросовестных по причине отказа от исполнения обязательств из-за санкций, введённых в отношении заказчика.

Таким образом, претендовать на государственные контракты смогут только компании, которые в сложившихся условиях гарантированно готовы выполнить условия государственного контракта.

Также Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в т. ч. к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

При этом могут быть установлены дополнительные требования о наличии необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Также могут быть установлены требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

  1. опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
  2. опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
  3. опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).

При этом цена выполненных работ по договорам, предоставляемым для подтверждения должна составлять не менее 20 % НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Таким образом законодательством предприняты необходимые меры для привлечения достойного профессионального подрядчика.

Однако, в ходе исполнения именно строительного контракта очень часто возникает необходимость изменения первоначальных условий.

В 2022 году Правительство РФ вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых являются выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (п. 11 ч. 1 ст. 18 46-ФЗ [4]; ПП РФ от 16.04.2022 № 680 [5]).

Если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Предусмотренное настоящим пунктом изменение существенных условий осуществляется с учетом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов (п.11 ч.1, ст.95 44-ФЗ [3]).

Если при исполнении контракта изменяется срок исполнения отдельного этапа (отдельных этапов) исполнения контракта в рамках срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (п.12 ч.1 ст.95 44-ФЗ [3]).

Если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, цена которого составляет или превышает предельный размер (100 млн. руб.) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 % (п. 13 ч. 1, ст. 95 44-ФЗ [3]).

В случае, если при исполнении контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, цена такого контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, цена такого контракта должна быть уменьшена с учетом указанной сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (ч.1.2 ст.95 44-ФЗ [3]).

По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3–1.6 статьи 95 настоящего ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно (ч.65.1 ст.112 44-ФЗ [3]).

При исполнении строительного контракта, в случае возникновения независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году допускаются следующие изменения существенных условий:

  1. Изменение (продление) срока, в т. ч. в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию. Можно менять это условие и в том случае, если срок контракта ранее уже изменялся.
  2. Изменение объема и (или) видов работ, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией.
  3. Изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные, в т. ч. в связи с внесением изменений в проектную документацию.
  4. Изменение отдельных этапов исполнения контракта, в т. ч. наименование, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа.
  5. Установление условий о выплате аванса или о его изменении.
  6. Изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ. Цена контракта может быть увеличена более чем на 30 %, при наличии лимитов

Таким образом, вышеизложенные возможности изменения государственного или муниципального контракта в строительстве позволяют без особых препятствий при наличии надлежащего подрядчика выполнить главную задачу — построить и в срок сдать объект.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: [федер. закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)] // СПС «КонсультантПлюс» — Последнее обновление 06.08.2022.
  2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц [Электронный ресурс]: [федер. закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс» — Последнее обновление 06.08.2022.
  3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: [федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс» — Последнее обновление 06.08.2022.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ] // СПС «КонсультантПлюс» — Последнее обновление 04.11.2022.
  5. Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия [Постановление Правительства от 16.04.2022 № 680] // СПС «КонсультантПлюс» — Последнее обновление 04.11.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, исполнение контракта, капитальное строительство, муниципальный контракт, выполнение работ, капитальный ремонт, изменение, контрактная система, проектная документация, строительство.


Похожие статьи

Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере закупок

Значимость изучения данной темы обусловлена важностью правильного подхода и законодательного регулирования контрактных отношений для стимулирования экономического развития страны. Исследование основных гражданско-правовых принципов и их роль в сфере...

Особенности правового регулирования обеспечения государственных нужд в Российской Федерации

В работе выявлены правовые источники института закупок для государственных нужд, выделены принципы контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд и проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие закупочный процесс заказчиков. П...

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

Правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрак...

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Расторжение заказчиком государственного контракта в сфере государственных закупок

В статье рассматриваются вопросы расторжения заказчиком государственного контракта в сфере закупок. Расторжение государственного контракта ведет к нарушению, как принципов гражданского законодательства, так и принципов закона о контрактной системе. В...

Понятие, принципы и цели осуществления закупок

Контрактная система в сфере закупок регулярно попадает в поле зрения законодателя и научного сообщества. В статье отмечается, что действующее законодательство позволяет заключать различные контракты. В то же время, закупочная деятельность преследует ...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при заключении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере. Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства...

Гражданско-правовое регулирование контрактной системы в РФ

В данной статье рассматривается вопрос становления и развития такой формы гражданско-правового регулирования отношений как контрактные отношения. Автор делает акцент на то, что правовую основу зарождения указанных отношений составляют специальные акт...

Похожие статьи

Роль принципов гражданского права в регулировании контрактных отношений в сфере закупок

Значимость изучения данной темы обусловлена важностью правильного подхода и законодательного регулирования контрактных отношений для стимулирования экономического развития страны. Исследование основных гражданско-правовых принципов и их роль в сфере...

Особенности правового регулирования обеспечения государственных нужд в Российской Федерации

В работе выявлены правовые источники института закупок для государственных нужд, выделены принципы контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд и проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие закупочный процесс заказчиков. П...

Проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, представлены права и обязанности сторон договорных отношений при осуществлении государственных и муниципальных з...

Правовые особенности процедуры исполнения государственных (муниципальных) контрактов

В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования процедуры исполнения муниципальных контрактов; раскрыты основные условия, позволяющие заключить муниципальный контракт; описаны особенности заключения и исполнения муниципальных контрак...

Теоретические основы развития закупок для государственных и муниципальных нужд

В настоящей статье проведен анализ развития отечественной системы государственных закупок, Выявлены и охарактеризованы основные нормативно-правовые акты, связанные со сферой государственного заказа, существующие в рамках изучаемых отношений в настоящ...

Расторжение заказчиком государственного контракта в сфере государственных закупок

В статье рассматриваются вопросы расторжения заказчиком государственного контракта в сфере закупок. Расторжение государственного контракта ведет к нарушению, как принципов гражданского законодательства, так и принципов закона о контрактной системе. В...

Понятие, принципы и цели осуществления закупок

Контрактная система в сфере закупок регулярно попадает в поле зрения законодателя и научного сообщества. В статье отмечается, что действующее законодательство позволяет заключать различные контракты. В то же время, закупочная деятельность преследует ...

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: вопросы правового регулирования

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Проблемы соблюдения принципа свободы договора при заключении контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

В рамках настоящей статьи автор изучил дискуссионные вопросы о применении принципа свободы договора относительно регулирования отношений в контрактной сфере. Целью написания данной статьи автор обозначил проведение правового анализа законодательства...

Гражданско-правовое регулирование контрактной системы в РФ

В данной статье рассматривается вопрос становления и развития такой формы гражданско-правового регулирования отношений как контрактные отношения. Автор делает акцент на то, что правовую основу зарождения указанных отношений составляют специальные акт...

Задать вопрос