В данной статье подробно описывается, что такое посткроссинг, а также реализация проекта «Посткроссинг между детскими садами России». Данный проект поможет приобрести детям интересное увлечение, которое будет способствовать знакомству с разными культурами, общению с жителями разных городов. Участвуя в проекте «Посткроссинг», дети смогут не только усовершенствовать знания, но и собрать коллекцию марок и открыток из разных уголков нашей страны.
Ключевые слова: посткроссинг, информационные технологии, культура, коммуникация, Родина.
Россия — страна великой культуры, богатая историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов — важное достижение для всех россиян. В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любви к Родине, к «малой родине» преданности ей. В настоящее время идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирования толерантного отношения к сверстникам имеют большое значение в воспитании детей. Знакомство с культурами разных народов помогает детям понять, что все люди разные, но всех их объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и своей культуре.
В каждом городе есть свои традиции, обычаи и достопримечательности. И только те, кто в нем живет, смогут наиболее точно и полно рассказать о своем городе. Так возникла идея обмена открытками и письмами, которая получила название посткроссинг. Посткроссинг — это международный проект по обмену открытками. В нашем случае это переписка более широкого уровня, с обменом информацией об истории городов и поселков, где проживают адресаты [3; с. 4]. Обмен письмами, открытками, магнитами, подарками в виде детских рисунков, аппликаций, книжек-раскрасок.
Цель проекта: знакомство детей дошкольного возраста с родной страной Россией, Республикой Бурятией и странами мира через участие в проекте «Посткроссинг» а также найти друзей по переписке.
Задачи проекта:
Образовательные:
– расширить представления детей о проекте «Посткроссинг»;
– способствовать развитию познавательных интересов детей, ознакомлению с социальным миром, формированию целостной картины мира;
– развивать интерес к национальной культуре, традициям и обычаям своего народа Республики Бурятия и других народов России;
– закрепить отношение к своей «малой Родине», как к части большой и неделимой Родины — России;
– расширить знания детей о профессии почтальона и работе Почты России;
– познакомить детей с символами Республики Бурятия- гербом, флагом, гимном;
– познакомить с понятиями «география», «карта», с графическими обозначениями на карте, такими как моря, реки, озера, города, республики и т. д.
Развивающие:
– развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов через поэзию, песни, танцы, игры народов мира;
– развивать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разных национальностей;
– обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие памяти и мышления, творческих способностей;
– познакомить детей с возможностями рукописного письма, общения детей посредством писем между другими дошкольными образовательными учреждениями.
Воспитательные:
– воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ и свою национальность, любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, городу;
– формировать представления о развитии национальной культуры; воспитывать чувство гордости, патриотизма за свою Республику;
– воспитывать чувство уважения к традициям и культуре других народов;
– воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.
Этапы проекта
Этап 1 — подготовительный:
– информирование детей и родителей о предстоящем проекте;
– поиск и создание базы данных участников проекта среди детских садов в других городах России: оформление приглашения, отправка приглашения на электронные адреса детских садов в России;
– подбор открыток и покупка почтовых марок, конвертов, сувениров;
– выяснить уровень знаний детей и родителей по патриотическому воспитанию;
– постановка целей, поиск формы реализации проекта, разработка содержания
Этап 2 — основной :
– организация совместных творческих и практических занятий с детьми;
– коллекция открыток, писем;
– просмотр презентаций и слайдов о Республике, стране;
– разговор о городе, из которого пришла открытка (на какой реке она стоит, что вам понравилось и т. д.);
– поиск города на карте России;
– изготовление сувениров и поделок для отправки друзьям;
– сбор материалов, отправка писем и посылок, экскурсии на почту;
– выставки детских работ, подводящие итоги проекта.
Этап 3 — заключительный:
– продукты проектной деятельности:
– проведение комплексных мероприятий, выставок детских работ «Наша Родина — Россия»; «Моя Республика Бурятия»
– организация центра патриотического воспитания;
– создание мини-музея, составление коллекций открыток, магнитов, марок, рисунков, полученных из разных регионов России;
– распространение опыта работы, публикация проделанной работы.
Ожидаемые результаты:
– толерантные, дружелюбные, общительные дошкольники, знающие культурные традиции своего народа;
– заинтересованность родительского сообщества в участии по патриотическому воспитанию дошкольников;
– обобщение и распространение опыта работы на республиканском, всероссийском, международном уровнях;
– благодаря проекту у детей расширяется — речь, кругозор,
– формируются представления о людях разных национальностей нашей страны и мира, их культуре, обычаях, достопримечательностях;
– формируется речь, пополняется словарный запас, дети познакомились с эпистолярным жанром общения;
– стали лучше ориентироваться по карте, умеют находить Улан-Удэ, Республику Бурятию, Подольск, Татарстан и т. д.;
– благодаря проекту дошкольники познакомились с коллекционированием;
– в ходе работы над проектом происходит экологическое воспитание дошкольников
– сохранение экспонатов, писем, открыток, книг, альбомов в мини-музее.
Посткроссинг — это проект по обмену письмами между детскими садами России с целью познакомиться друг с другом. Посткроссинг — это средство развития познавательного интереса у детей. Благодаря проекту дети могут легко и увлекательно познакомиться с основами географии, исследовать страну, познакомить с понятиями «география», «карта»; с обозначениями на карте городов, районов, рек, озер, морей, гор; с особенностями ландшафта, климата и условий жизни на севере, юге страны; с культурными традициями народов России и т. д.
География нашей переписки пока не так обширна, десять адресов, десять населенных пунктов нашей необъятной страны, десять коллег-учителей поддерживали с нами переписку, рассказывая о своих городах и селах, традициях и обычаях — это Сахалинская область, Нижегородская область, город Тюмень, город Липецк, Великий Новгород, Кемеровская область, город Саратов, город Белово, город Подольск, и Уфа.
Проект организован для того, чтобы напомнить всем нам об уникальности почерка, о необходимости практиковать его, чтобы привить детям любовь и уважение к своей малой Родине, к России — крупнейшей многонациональной стране с богатой культурой, чтобы у детей было понимание того, насколько велика наша родная страна. В подарок от наших новых друзей мы получили: рисунки, фотографии достопримечательностей города, открытки и многое другое. Детям было очень интересно и удивительно слушать и запоминать названия разных городов и республик, находить на карте или глобусе место, откуда пришло письмо.
Каждый детский сад из другого города, села отправляет нашим детям открытки, рисунки и т. д., для наших ребят. Мы, в свою очередь, отправили детские работы, рисунки, аппликации и много разных подарков, подчеркнув наш национальный колорит магнитами, оберегами, открытками. Наши письма отправились в такие города, как Санкт-Петербург, Южно-Сахалинск, Подольск, Кемерово, Великий Новгород.
Так же благодаря инициативе детей, познакомиться с ребятами нашей Республики, мы отправили письма в детский сад «Баяр» Кижингинского района и детский сад «Росинка» Курумканского района.
Из ответных писем мы были очень рады узнать, что все наши подарки и истории вызывают большой интерес, как у детей, так и у взрослых. Многие коллеги проводили познавательные беседы и занятия со своими детьми, знакомя детей с Бурятией, ее природой, обычаями и традициями.
В свою очередь, мы рассматривали открытки и фотографии Николо-Вяжищского монастыря XVII века, Южно-Сахалинского зоопарка, памятника шахтерской семьи, знаменитого Саратовского моста через Волгу, где побывал сам Юрий Гагарин и много других интересных фактов.
Когда приходит письмо, мы ребятами обсуждаем, откуда она к нам пришло. Смотрим на карте, где расположен этот населенный пункт, отмечаем флажком это место, рассматриваем достопримечательности этих мест.
Полученные письма аккуратно хранятся в альбоме, бережно достаются для рассматривания. Из открыток составляется коллекция. Открытки чистые, готовые к отправке, так же хранятся в специальном альбоме вместе с марками, которые ребенок должен аккуратно приклеить.
В ходе проекта мы провели сюжетно-ролевую игру «Почта», познакомились с работой и профессией почтальона. Подчеркнули важность почты и ее работы для населения. В скором времени мы с ребятами планируем посетить наше почтовое отделение и познакомиться с работниками почты.
Итак, проект решает задачи разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического.
В группе совместно с детьми мы оформили патриотический уголок, обогатили уголок Родного края, создали методическое пособие «Чемодан писем от друзей», где хранятся письма, открытки, подарки от новых друзей.
Таким образом, проводя занятия по патриотическому воспитанию с детьми, реализуя проект «Посткроссинг», я понимаю, насколько он важен и актуален сегодня. Ведь необходимо с детства закладывать основы гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении, необходимо учить их с любовью и уважением относиться друг к другу и своей стране. Гордиться тем, что мы живем в такой огромной и богатой стране.
Вывод: постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе, дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать ответственными людьми, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, ее истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящие свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Литература:
- Богомягкова Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 19–23.
- Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.-М.:АРКТИ, 2005.-144с
- Курилова А.Н, Курамшина Ю.В Посткроссинг и букккросинг как особая форма коммуникации// Научно методический электронный журнал «Концепт»-2016.-Т.11-С.3070.-URL concept.ru 2016.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — М., 2004.