В статье приведены особенности формирования медиакомпетентности в вузе, разъясняется понятие медиакомпетентность, определяются педагогические принципы и подходы к ее формированию у студентов вузов. Также рассматривается развитие медиакомпетентности будущих педагогов в системе высшего профессионального образования, обсуждаются традиционные и инновационные методы отечественного медиаобразования .
Ключевые слова: медиакомпетентность, медиаобразование, медиасреда, медиаграмотность, студенты педагогического вуза.
The article presents the features of the formation of media competence in higher education, explains the concept of media competence, defines pedagogical principles and approaches to its formation among university students. The development of media competence of future teachers in the system of higher professional education is also considered, traditional and innovative methods of domestic media education are discussed.
Keywords: media competence, media education, media environment, media literacy, pedagogical university students .
Следует отметить, что медиакомпетентность ‒ это навык использовать различные формы медиаматериалов и медиаресурсов, а также анализировать функциональную значимость медиатехнологий в социальном пространстве [4].
Отметим также, что медиакомпетентность — профессиональная способность, которая позволяет выполнять поиск, получение, потребление, творческую обработку, передачу и хранение извлеченной в ходе медиадеятельности информацию, а также создавать и публиковать собственные сообщения в медиасреде [8].
Необходимо отметить, что профессиональная педагогическая медиакомпетентность — это совокупность его знаний, умений, навыков и мотивов профессиональной деятельности, которые определяют возможность реализации медиаобразовательных мероприятий для аудиторий разных возрастных групп [5].
В настоящее время вопрос формирования медиакомпетентности весьма актуален для системы подготовки будущих учителей. В процессе подготовки студентов активно используются медиатексты в различных форматах, а Интернет из источника информации превратился в коммуникационную и информационную среду [12].
Стоит отметить, что такие российские исследователи, как Федоров А. В., Мясникова Т. И., Григорьева И. В. создали идею о формировании медиакомпетентности педагога, поскольку именно он передает свои знания обучающимся. Уровень медиакомпетентости педагога играет важную роль и определяют степень его влияния на медиакультуру учеников [3, 6, 7].
Отметим, что Мясникова Т. И. рассматривает медиакомпетентность будущего учителя как результат личных и субъективных приобретений человека в процессе формального и неформального обучения, характеризующие личную подготовку людей, которые работают со средствами массовой информации [6].
В настоящее время умению обрабатывать информацию и общению необходимо обучать. Обычно считается, что высшая школа должна предоставлять студентам (будущим учителям) необходимые методологические инструменты для проведения независимого критического анализа (медийной) информации, чтобы впоследствии применить полученный опыт в предстоящей профессиональной деятельности [3].
Одним из аспектов является то, что перед современным образованием стоит важная задача научить студентов педагогических вузов анализировать медиатексты, понимать механизм их влияния. Следовательно, для развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза, необходимо развивать медиаобразование [2].
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет медиаобразование как овладение теорией преподавания и практическими навыками использования современных средств массовой коммуникации, что считается частью отдельной области теории и практики преподавания [11].
Заметим, что вместе с понятием «медиакомпетентность» используется понятие «медиаграмотность». Медиаграмотность — это набор способностей для поиска, критической оценки, ответственного размещения информации и медиаконтента, знания о взаимодействии со средствами массовой информации и информационно-коммуникационными технологиями для содействия равенству, свободе выражения мнений, межкультурному и межрелигиозному диалогу и миру [12].
Следует отметить, что в литературе по медиаобразованию понятия медиакультуры и медиакомпетенции используются в равной степени. Существует также понимание медиакомпетентности, которое является синонимом медиаграмотности: медиакомпетентность и медиаграмотность —способность к использованию, анализу, оценке и передаче информации в разных формах [1].
Отметим также, что профессиональные медиаспособности будущего педагога понимаются как совокупность его мотиваций, знаний, умений и навыков (мотивация, информация, методы, виды деятельности, креативность), которые способствуют медиаобразовательной деятельности аудиторий разных возрастов [7].
Показателями уровня медиакомпетентности будущих педагогов являются:
- знание о медиасреде (знания о медиа, охватывающие классическую информацию и инновационные компоненты медиа-концепций);
- медиапотребление (проявляющееся как принятие и использование медиа);
- медиакритика (владение аналитическими и рефлексивными умениями, а также способность к оценочной аргументации);
- медиадизайн (учет изменчивости и новшеств современной медиасреды при создании собственного медиапродукта);
- творческая способность создавать медиатексты в образовательной и профессиональной среде [6].
Особенностью формирования медиакомпетентности студентов в вузе является то, что оно будет более эффективным в случае диалога преподавателя и студентов в принятии совместного решения, предполагающего взаимодействие (а не влияние) преподавателя и студентов, используемое для выработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы. Также для разработки и выполнения совместных решений любых проблем, связанных со средствами массовой коммуникации. В связи с этим механизм этого взаимодействия должен быть близок к переговорному, чтобы найти общую точку зрения по конкретным вопросам [10].
Также особенностью развития медиаспособностей студентов вузов является медиапространство, внутри которого происходит привнесение медиаспособности как в жизненном и образовательном пространстве студентов университета [9].
Особенностью является, что, реализуя следующие условия обучения, можно обеспечить успешность развития медиакомпетентности будущих учителей: технология развития медиакультуры обучающихся (метод, основанный на личной деятельности); мультимедийные технологии становятся центром образовательной деятельности в целом; процесс формирования медиакомпетентности осуществляется в несколько этапов; применяются технологии развития медиакомпетентности студентов, представляющие собой процесс взаимодействия студента и преподавателя через диалог по решению ряда задач обучения; возникает и становится актуальной потребность студентов в реализации медиаобразования в учебных организациях; модернизированы модели, программы, методы и формы проведения занятий со студентами, с использованием медиа материалов; осуществлено обновление материальной и технической базы процесса образования [1].
В процессе выполнения заданий студентам особенно важно обладать следующими навыками: планирование и анализ мероприятий; получение и анализ информации; подбор комбинации материалов и их монтирование; овладение главными принципами работы графических и текстовых редакторов; применение объектной графики, использование различных функций электронных сетей и их использование для передачи информации; использование сканеров при копировании графической и текстовой информации; преобразование и обработка текста, рисунков, графиков в различных форматах; редактирование кадров видеофильма; компьютерная обработка видеоклипов; форматирование текста и сбор различных частей текста и рисунков вместе; построение различных частей текста, рисунков, графиков в гипертекст; дизайн главной страницы текста; важна также организация коллективной работы [1].
В заключение следует отметить, что медиакомпетентность как навык использования различных форм медиаматериалов и медиаресурсов, а также анализирование функциональной значимости медиатехнологий в социальном пространстве влияет на успешность развития медиакультуры студентов педагогического вуза и оценивается посредством следующих критериев: ценностное отношение и операциональная готовность к осуществлению медиаобразования, инновационная и творческая деятельность.
Литература:
- Белан Е. П. Формирование медиакомпетентности студентов педагогических вузов: [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Pedagogica/2_82553.doc.htm. (Дата обращения: 01.12.2022).
- Гончарова Т. М. Формирование медиакомпетентности у будущих менеджеров [Текст]: / Т. М. Гончарова. — Челябинск, 2014. — 208 с.
- Григорьева И. В. Альтернативный взгляд на сущность и содержание понятия «медиакомпетентность личности будущего педагога» в условиях ФГОС- 3 // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал — Восточной Сибири: [Электронный ресурс]. URL: http://voluntary.ru/dictionary/898/word/vysshaja-shkola. (Дата обращения: 03.12.2022).
- Касьянова Е. В., Сафонов К. В. Методика развития медиакомпетенций студентов посредством медиаобразовательных проектов // Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-mediakompetentsiy-studentov-posredstvom-mediaobrazovatelnyh-proektov?ysclid=lbdm5wqh8158119985. (Дата обращения 02.12.2022).
- Модель формирования медиакомпетентности студентов педагогических вузов // Справочник автор 24: [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/model_formirovaniya_mediakompetentnosti_studentov_pedagogicheskih_vuzov/?ysclid=lbd7ujhkcd269818219. (Дата обращения: 06.12.2022).
- Мясникова Т. И. Развитие медиакомпетентности студентов университета [Текст]: Т. И. Мясникова. — Оренбург, 2010. — 200 с.
- Федоров А. В. Медиакомпетентность современной молодежи: проблемы и тенденции [Текст] // Молодежь и будущее России / ред. Пивоваров Ю. С. ‒ М.: Издательство Российской акадедии наук, 2008. — С. 460–465.
- Федоров, А. В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразовательного цикла [Текст] / А. В. Федоров // Инновации в образовании. 2007. — No 7. — С.107–116.
- Фирмаль Л. А. Модель формирования медиакомпетентности студентов педагогических вузов — Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Л. А. Фирмаль: [Электронный ресурс]. URL: https://lfirmal.com/model-formirovaniya-mediakompetentnosti-studentov-pedagogicheskih-vuzov-mediakompetentnost-lichnosti-ot-terminologii-k-pokazatelyam/?ysclid=lbd8vn9fan276174731. (Дата обращения: 04.12.2022).
- Чеботарева Н. И. Педагогические условия формирования медиакомпетентности студентов вуза // Электронная библиотека диссертаций: [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-mediakompetentnosti-studentov-vuza?ysclid=lbd8vccr24554378554. (Дата обращения: 05.12.2022).
- Челышева И. В. Развитие медиакомпетентности студентов педагогического вуза: традиции и инновации // Электронный научный архив УрФУ»: [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55834/1/notv_2011_038.pdf?ysclid=lbd8vgpl7z339892062. (Дата обращения: 02.12.2022).
- Чубса К. В. Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования / К. В. Чубса. — Текст: непосредственный // Молодой ученый: [Электронный ресурс]. — 2020. — № 47 (337). — С. 515—517. — URL: https://moluch.ru/archive/337/75243. (Дата обращения: 07.12.2022).