Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лихошерстов, А. В. Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО / А. В. Лихошерстов, С. В. Денисенко, Е. И. Стародубцев, В. Р. Резанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97521/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и приобщения их к здоровому образу жизни в рамках занятий по физической культуре.

Ключевые слова: физическая культура в детском саду, здоровьесберегающие технологии, организация занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ.

Для освоения образовательной программы физического воспитания в рамках детского сада детям с ОВЗ необходимо создавать специальные условия обучения. В последнее время вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий является одним из наиболее обсуждаемых в педагогике, так как сохранение здоровья имеет приоритетное значение в процессе жизнедеятельности каждого человека. Данное утверждение подтверждается нормами действующего федерального государственного образовательного стандарта о дошкольном образовании.

В качестве одной из приоритетных задач инструктора по физическому воспитанию, является такая организация и методика проведения образовательного процесса для детей с ОВЗ, при которой происходит дальнейшее развитие, вследствие чего удается укрепить здоровье ребенка.

Формирование культуры здоровья и приобщение к здоровому образу жизни происходит в дошкольном возрасте. В организации занятий по физической культуре для детей с ОВЗ требуется систематическая работа инструктора совместно воспитателем и другими работниками дошкольного образовательного учреждения, направленная на сохранение и укрепление здоровья этих детей. Чтобы обеспечить в рамках дошкольного образовательного учреждения достижение оптимального уровня использования интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка необходимо создание психологической, нравственной атмосферы, в которой дети с ОВЗ не будут испытывать дискомфорта в виду своих особенностей. Таким образом, детям с ограниченными возможностями здоровья дается возможность наравне со всеми реализовать право на образование и, будучи включенным в полноценную социальную общественную жизнь среди ровесников, обрести право на обычное полноценное детство.

Здоровьесберегающие технологии, используемые педагогическим коллективом детского сада, тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия по физической культуре, и в виде коррекционной работы применяются к ребенку индивидуально с учетом особенностей его развития.

Для обеспечения развития и участия в образовательном процессе детей с ОВЗ ключевым фактором, влияющих на эффективность коррекционно-развивающего процесса, является слаженная работа всех участников данного процесса — воспитателя, логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей ребенка. Целью реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ является создание условий для сохранения, укрепления здоровья каждого особенного ребенка, посредством применения здоровьесберегающих технологий.

Обозначим главные задачи применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с особенностями развития здоровья:

а) Повышение умственной и физической работоспособности ребенка;

б) Укрепление дыхательной системы;

в) Совершенствование общей и мелкой моторики;

г) Снятие психического и нервного напряжения;

д) Стимулирование речевых зон коры головного мозга;

е) Профилактика нарушений зрения.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы коллектива педагогов на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей с особенностями развития. В этой связи здоровьесберегающие технологии имеют наибольшее значение среди всех образовательных технологий по важности влияния на здоровье детей.

В современных дошкольных учреждениях в работе с воспитанниками с ОВЗ в основном применяются следующие здоровьесберегающие технологии.

  1. Сохранение и стимулирование развития здоровья;
  2. Обучения здоровому образу жизни;
  3. Коррекционные технологии.

В рамках этих трех направлений реализуется комплекс различных приемов и методов, направленных на сохранение здоровья детей.

Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

Динамические паузы — использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости у детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность.

Расслабляющие упражнения (релаксация) — коррекционный приём, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с синдромом гиперреактивности, неврозами, высокой тревожностью, заиканием.

Артикуляционная гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, её темпа, ритма, разборчивости.

Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.

Гимнастика для глаз — комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Пальчиковая гимнастика — комплекс упражнений, способствующий формированию произвольных, координированных движений пальцев рук. Ежедневная систематическая пальчиковая гимнастика способствует улучшению работы различных центров коры головного мозга.

Игры на координацию речи с движением — игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление.

Занятия по физической культуре организуются в детских садах в соответствии с программными требованиями. В дошкольном образовательном учреждении они осуществляются в следующих формах: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность.

Во время утренней гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утренняя гимнастика проводится перед завтраком.

Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно, состоит из упражнений в кровати, «дорожки здоровья», закаливающих мероприятий.

Самомассаж — это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом.

Подводя итоги, можно отметить, что использование в работе совокупности приёмов и методов по здоровьесбережению детей с ограниченными возможностями по наблюдению специалистов, позволяет снизить уровень заболеваемости среди этой группы детей, повысить их работоспособность, выносливость, а также увеличить уровень социальной адаптации.

Все здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение здоровья, заложенного природой, поддержание позитивного эмоционального состояния детей. Вся работа направленная на оздоровление детей способствует нормальному физическому развитию, для увеличения результативности и эффективности данного процесса важно обеспечить сотрудничество c родителями воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями сегодня можно с помощью интернет ресурсов: сайт детского сада, где целесообразно разместить видеоматериалы, консультации, мастер-классы, практикумы по применению здоровьесбегающих технологий, которые легко можно использовать в домашних условиях.

Применение воспитателями и инструкторами по физическому воспитанию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми с ОВЗ, повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогического коллектива и родителей необходимые ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 29.11.2022)
  2. Черных В. Использование современных здоровьесберегающих технологий в развитии физической культуры у детей с ОВЗ. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-sovremenyh-zdorovesberegayuschih-tehnologii-v-razviti-fizicheskoi-kultury-u-detei-s ovz.htm l (Дата обращения 29.11.2022)
  3. Сухова Ю. В. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно — оздоровительной работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. — 2020. — URL:https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/09/21/ispolzovanie-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v (Дата обращения 29.11.2022)
  4. Опыт работы инструктора по физической культуре на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физической культуре ДОУ»\\ инфоурок. URL: https://infourok.ru/opyt-raboty-instruktora-po-fizicheskoj-kulture-na-temu-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-rabote-instruktora-po-fizicheskoj-kultu-5072635.html (Дата обращения 29.11.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическая культура, детский сад, физическое воспитание, головной мозг, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, комплекс упражнений, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика.


Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии, физическая культура в детском саду, организация занятий физической культурой в дошкольных учреждениях для детей с ОВЗ

Похожие статьи

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры

В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительн...

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

К вопросу формирования культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы

В статье рассматривается проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков; представлены результаты опроса по вопросу формирования культуры ЗОЖ учащихся 4-го класса (лицея 410) и анализа современных требований к существующей...

Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...

Похожие статьи

Развитие музыкальных способностей дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в детском саду

В статье раскрываются особенности развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ в процессе музыкальных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны основные направления коррекционной работы по фор...

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений

Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...

Современные технологии ориентированного обучения обучающихся с ОВЗ 5–9-х классов в развитии двигательных качеств средствами уроков адаптивной физической культуры

В статье раскрывается технология ориентированного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через частные методики адаптивной физической культуры в развитии и коррекции двигательных качеств; освоение обучающимися оздоровительн...

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Организация образовательного процесса обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе дистанционных образовательных технологий на уроках математики

В данной статье рассматривается один из современных подходов к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), рассмотрены позитивные характеристики дистанционного обучения математике. Проанализированы педагогические условия эффекти...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Организация подготовки педагогов дошкольной образовательной организации к инклюзии детей с задержкой психического развития

Статья посвящена проблеме организации подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации инклюзивного образования детей с задержкой психического развития. Готовность педагогов ДОО является одним из главных вопросов, требующих ра...

К вопросу формирования культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы

В статье рассматривается проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков; представлены результаты опроса по вопросу формирования культуры ЗОЖ учащихся 4-го класса (лицея 410) и анализа современных требований к существующей...

Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...

Задать вопрос