В статье рассмотрены достижения ученых-психологов Арабского Востока, которые стояли у истоков развития медицинской психологии.
Ключевые слова: психология, ученые, Восток, древность, наука.
Средневековый Восток в свое время был гораздо богаче и культурнее многих западных стран, поэтому неудивительно, что именно здесь могла обосноваться и дать толчок новым знаниям гонимая христианской церковью наука древности — медицинская психология. Ждан А. Н. в «Истории психологии от античности до наших дней» писал о том, что «Историческая заслуга прогрессивной арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в» [2]. Эта же мысль подтверждается в статье Витковской В. Н. и Кравцова С. М. «Арабская психология и ее значение для развития»: «Благодаря географическому положению арабского Востока, ученые могли использовать достижения науки не только Азии, но и Индии, Китая, Европы» [1].
В результате в средние века на арабском Востоке наблюдалась беспрецедентная концентрация научного потенциала: В объединенном государстве накапливался и развивался богатый культурный опыт дохалифатских культур. Работы арабоязычных мыслителей смогли вызвать интерес людей к изучению собственного духовного мира и, в конце концов, побудить к более глубокому изучению этой науки. Этот период был особенно важен для развития современной психологии, поэтому, изучая медицинскую психологию, очень важно уделить внимание вкладу арабских ученых.
Среди наиболее известных представителей научной мысли времен Халифата, внесших огромный вклад в развитие психологического знания, выделяют Ибн-Сина, Ибн-Аль-Хайсам и Ибн-Рушд.
Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980–1037) —средневековый персидский врач и учёный, автор фундаментального труда «Канон врачебной науки». Так же является одним из основоположников возрастной психологии. Делая акцент на проблеме воспитания, он полагал, что взрослые формируют характер («натуру») ребенка благодаря вызыванию у ребенка различных аффектов.
Ибн Сина попытался экспериментально изучить связь между психикой и физиологией. Эксперимент Авиценны был организован следующим образом: двум баранам давали одинаковую пищу, но рядом с одним из них был привязан волк. Возле привязанного волка баран быстро начинал худеть и в итоге умирал.
Ибн-Сина так же считал, что человеческая душа обитает в мозгу, сердце и печени. Вслед за Галеном Ибн Сина считал, что часть души, находящаяся в мозгу, отвечает за интеллект человека, часть души, находящаяся в сердце, отвечает за проявление эмоций и аффектов, а душа, находящаяся в печени, отвечает за проявление потребностей и влечений. Он верил в бессмертие души. Авиценна рассматривал жизнедеятельность в контексте физиологических изменений, происходящих в различных системах организма.
Ибн-Сина выделял пять видов чувств: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. По мнению арабского учёного, сенсорная активность передается по нервным окончаниям, соответствующим органам чувств, а сенсорная передача происходит по нервным окончаниям за счет движения парообразных частиц. Характеристиками ощущений являются: длительность, интенсивность и чувственный тон.
Ибн Сина считал, что существует высший (чистый) разум индивидуума, получающий свои знания от всеобщего (божественного разума), определяющего природу всех явлений.
Большой вклад в развитие представлений о природе создания зрительных образов внес арабский ученый Ибн Аль-Хайсам (Альгазен) (965–1039).
Ибн Аль-Хайсам смог экспериментально опровергнуть господствовавший взгляд на природу зрительного восприятия, согласно которому восприятие основано на истечении. Он показал, что зрительное восприятие основано на законах оптики, а сам зрительный анализатор представляет собой сложный оптический прибор.
По мнению Ибн Аль-Хайсама, зрительный образ формируется при непосредственном участии мыслительной деятельности, что обеспечивает способность человека находить сходства и различия между распознаваемыми предметами, их величиной и формой. Альгазен эмпирически исследовал такие явления как бинокулярное зрение, эффекты контраста и смешение цветов. Ибн Аль-Хайсам считал, что условием качественного восприятия зрительных объектов является движение глаз, то есть движение зрительной оси.
Современные ученые высоко оценивают вклад Альгазена в развитие психологии: «Схемы Ибн Аль-Хайсама не только разрушали несовершенные теории зрения, доставшиеся арабам от античных авторов, но и вводили новое объяснительное начало. Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от имеющих опытное и математическое обоснование законов оптики и от свойств нервной системы. Это направление противостояло одному из главных догматов схоластики, как мусульманской, так и христианской — учению о том, что душа во всех ее проявлениях есть особого рода сущность, принадлежащая надприродному миру. Таким образом, Ибн Аль-Хайсам экспериментальным путем построил научные основы зарождающейся теории чувственных восприятий, возвел психологические взгляды на уровень естественнонаучных закономерностей» [1].
Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126–1198), арабский философ, врач и доктрина оказали серьезное влияние на европейскую научную мысль в средние века. Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рушд пришел к выводу, что между разумом (ментальным) и телом в человеке существует неразрывная связь, и тело воздействует на душу через органы чувств. Аверроэс считал, что индивидуальная душа человека умирает после смерти, а разум бессмертен. Арабские философы считают, что каждый способен испытать божественный разум. Ибн-Рушд высказал тезис о недопустимости смешения истин, найденных при изучении природы, с истинами, провозглашаемыми религией.
Ибн-Рушд экспериментально определил, что сетчатка является чувствительной частью зрительного органа, а до этого момента чувствительной частью глаза считался хрусталик.
Учение Аверроэса преследовалось представителями официального мировоззрения его эпохи, так как вывод Ибн-Рушда о бессмертии души и сходстве человека с Богом противоречил учениям как мусульман, так и христиан: «Ибн-Рушда называли «бешеной собакой, не перестающей лаять на Христа».
Однако идеи Ибн-Рушда получили широкое признание и в Западной Европе. Учение Аверроэса поддерживали и развивали его многочисленные последователи — аверроисты. «Его теоретические концепции об уничтожаемости индивидуальной души и о богоподобии человека в познании наносили удар по схоластико-догматическим воззрениям, утверждали идею природного равенства людей, защищали их земное достоинство. … для многих деятелей средневековья и европейского Возрождения аверроизм явился знаменем в утверждении подлинно научного мировоззрения» [1].
Таким образом, средневековые арабо-восточные мыслители, особенно Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-аль-Хайтам (Альгазен) и Ибн-Рушд (Аверроэс), внесли огромный вклад в развитие психологии. Заслуга арабских мыслителей состоит в том, что они разработали и накопили определенные материалы об анатомо-физиологических особенностях человеческого тела для изучения человеческого духа с объективной естественнонаучной точки зрения, ставшей основой духовной жизни. Этот материал стал основой для дальнейшего изучения психических явлений с точки зрения естествознания: исследования в области физической оптики, начатые арабскими учеными и продолженные Р. Бэконом в средние века, заложили основу будущей психофизиологии органов чувств.
За этими исследованиями произошли решительные изменения теоретического и методологического характера. Представление о глазе как об оптическом устройстве позволило по-новому взглянуть на психические процессы, особенно на природу зрительного восприятия. Интерпретировать процесс формирования мысленных образов с оптической точки зрения — значит распространять законы физики на психические явления. В связи с этим достижения арабских мыслителей способствовали преодолению телеологического объяснения разума, которое развивал в свое время Аристотель, и стали предпосылкой физико-механического метода объяснения разума животных и человека, созданные в Новое время.
Кроме того, в средние века на Арабском Востоке сохранялись и развивались труды античных мыслителей: «Историческая заслуга прогрессивной арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в» [2]. Таким образом, ученые Арабского Востока способствовали исторической преемственности научных знаний.
Литература:
- Витковская О. Н., Кравцов С. М. Арабская психология и ее значение для развития психологии. — Минск: БИП, 2021. — 77с.
- Ждан А. Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2018. — 367 с.