Государственная политика в сфере организации дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 10.12.2022

Статья просмотрена: 671 раз

Библиографическое описание:

Булушева, Т. Ю. Государственная политика в сфере организации дошкольного образования / Т. Ю. Булушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97557/ (дата обращения: 16.11.2024).



Решающим правообразующим фактором в области образования стали положения Конституции РФ. В ней право на образование признается как естественное и неотъемлемое в числе других прав и свобод человека. Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольного, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства [1, ст.43].

В государственной политике нашей страны образование является одним из приоритетных направлений.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признается приоритет образования;

2) каждый человек имеет право на образование;

3) образование имеет гуманистический характер, приоритетом ставит жизнь и здоровье населения, права и свободы личности, свободное развитие индивидуума, воспитание трудолюбия, взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, рационального природопользования;

4) 4)поддержание и развитие этнических особенностей культуры народов РФ, единое образовательное пространство;

5) поддержание равноправных и взаимовыгодных условий образовательных отношений с другими;

6) образование имеет светский характер;

7) поддержание свободы развития личности, право выбора направления образования, форму обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, предоставление возможности педагогам самостоятельно выбирать форму обучения и методы воспитания и обучения;

8) человек имеет право обучаться в течение всей жизни, система образования адаптивна к уровню подготовки и интересами и способностям каждой личности;

9) образовательные организации всегда открыты, обязаны вести публичную отчётность, они также автономны;

10) на основе демократии осуществляется управление образованием, каждый субъект образовательных отношений имеет свои права;

11) обязательное присутствие конкуренции в образовательной сфере;

12) регулирование образовательных отношений сочетает в себе как государственное, так и договорное [2, ст. 3].

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации [2, ст. 64].

Федеральные государственные стандарты в РФ представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие принципы: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы.

Стандарт направлен на осуществление следующие целей:

1) повышение социального статуса дошкольного образования;

2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования [3].

Что касается региональной государственной политики в области образования существует Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге». Здесь указаны Полномочия Правительства Санкт-Петербурга в сфере образования, вопросы комплектования воспитанниками дошкольных образовательных организаций, платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми [4].

Литература:

1. «Конституция РФ» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] -

2. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (дата обращения 05.10.2022).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

4. «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс] — URL:

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (дата обращения 05.10.2022)

6. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] — URL:https://pravobraz.ru/wpcontent/uploads/2014/01/ %D0 %A4 %D0 %93 %D0 %9E %D0 %A1_ %D0 %B4 %D0 %BE %D1 %88 %D0 %BA %D0 %BE %D0 %BB %D0 %BA %D0 %B01.pdf (дата обращения 15.10.2022)

7. Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге (с изменениями на 9 августа 2021 года)» [Электронный ресурс] -

8. URL: https://docs.cntd.ru/document/537938073 (дата обращения 20.10.2022)

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, государственная политика, дошкольный возраст, сфера образования, образование, ребенок, Российская Федерация, самоценность детства, Санкт-Петербург, форма обучения.


Задать вопрос