В статье анализируется теоретический вклад исследований педолога Ивана Антоновича Арямова в систему воспитания нового советского человека. Сделаны выводы о важности педагогических изысканий Арямова в деле воспитания нового поколения советских граждан.
Ключевые слова: новый человек, советское общество, педология, педагогика, культурная революция.
Арямов Иван Антонович — советский психолог, педолог, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Он написал огромное количество работ по педагогике и воспитанию, где используются данные статистки, педологии и других наук. Некоторые его работы, в том числе такие как: «Дитя рабочего (по материалам обследования Мытищинской волости Московской губернии)» [1], «Рефлексология детского возраста» [2], «Рефлексология и педагогика» [3], «Общие основы рефлексологии» [4], «Основы педологии» [5], «Особенности мышления советского подростка — юноши» [6], «Особенности детского возраста» [7] во многом легли в основу работы в пионерской среде.
Делая выводы из своих исследований, он утверждал, что дети в 8–10 лет очень любят сказки, стихи, рассказы о природе. Их привлекают иллюстрации к произведениям. В стихах они еще не придают большого значения содержанию, им важна форма, звучность. В более позднем возрасте детей уже больше привлекает та литература, которая отражает окружающую реальность [7, c. 146–147].
Кроме того, И. А. Арямов рассматривает чисто биологические возрастные особенности детей. Это было необходимо, чтобы составлять конкретные программы воспитания в связи с поставленными государственными задачами и умственными возможностями и интересами ребенка. Автор особо выделял подростковый возраст, подчеркивая, что именно у подростков уже развивается самосознание и желание занять свою нишу в социальных отношениях, добиться самостоятельности. Именно в этот момент необходимо заниматься тем, чтобы укреплять оформляющиеся признаки взрослого человека [8, c. 25]. Арямов выделял из подросткового возраста время полового созревания, когда происходят важные процессы в организме, мальчик становится мужчиной, а девочка — женщиной. В результате человек начинает обретать черты взрослого человека во всех смыслах, у него вырабатывается своя идеология, определяются профессиональные интересы. Этот возраст требует особого подхода в процессе воспитания [8, c. 38].
Самое важное для нашего исследования — это то, что И. А. Арямов в своих работах обосновал игру, как метод воздействия на психику и физическое состояние ребенка. Важность ее состоит в том, что это одна из фундаментальных частей жизни ребенка. Она позволяет познавать окружающий мир, себя, свои силы, таланты, а также находить место и возможности самовыражения, учиться достигать целей. При помощи игры, в частности со взрослыми, ребенок может усваивать правила поведения в обществе. «Игры с замыслом» во все годы детства разные. Арямов считал, что такие игры имеются у детей уже с 3 лет, но они еще примитивные, а уже к старшему дошкольному возрасту смысл игр усложняется, и в конце концов игра уже представляет собой целый трудовой процесс, в частности решение конкретных сознательно поставленных задач, к примеру, строительство мостиков через ручей, снежные крепости или фигуры людей [7, c. 115].
И. А. Арямов был также сторонником трудового и особенно умственного воспитания среди дошкольников. Труд, по его мнению, мог быть и элементарным, в частности на уровне самообслуживания. Умственное же развитие в этом возрасте он рекомендовал в качестве основной линии воспитания. В этом процессе он акцентировал внимание на определенных упражнениях, накоплении фактического материала и легких обобщениях, в меру возможностей ребенка. В этом же возрасте особенно важно формировать будущие привычки и дисциплину. С детьми в этом плане нужно работать осознанно, иначе они привыкнут к дилетантству и поверхностности рассуждений [8, c. 19].
Многие положения Арямова нашли отражения в реальном процессе воспитания, в частности приучение к труду и использование игровых приемов для закрепления общественной дисциплины. Эти приемы использовались коммунистическими союзами молодежи — октябрятами, пионерами и их руководителями — комсомольцами. О которых речь пойдет ниже.
В реальности теории Арямова использовались повсеместно, начиная с игровых площадок, которые появились уже в 1920-х гг. [9, c. 300–306], заканчивая пионерской игрой и даже взрослой жизнью. Игровые площадки были призваны организовать быт и досуг детей, не посещавших дошкольные учреждения и школы, дать им разумные занятия и игры, воспитать полезные навыки под руководством педагогов.
Стоит отметить, что в дошкольных образовательных учреждениях вся деятельность строится вокруг игры, и она является важной для социализации и формирования личности. В ярославских архивах, например, сохранилась информация о существовавшей в дошкольных учреждениях практике проведения игры «в похороны Ленина» [11, л. 7, 9–11]. При этом пояснялось, что данная игра вводилась во многом по инициативе самих детей, которые хотели побывать на похоронах вождя, но не смогли этого сделать. Во время игры дети символически прощались с дедушкой Лениным, давали обещания выполнять его заветы. Трудно себе представить, что подобные мероприятия действительно могли происходить по желанию детей дошкольного возраста.
Некоторые игры и развлечения «отбирались» у детей, такие как куклы, Новый год, чтение сказок, так как они отрывают ребенка от реальности, заставляют бояться чего-то сверхъестественного [12, c. 91–92], воспитывают индивидуализм, да и в целом эти развлечения считались инструментом воспитания детей, доставшимся от буржуазии. По мнению политработников, данные игры мешали ребенку проникнуться духом материализма, господствовавшего в новой системе ценностей.
Формы работы с октябрятами были следующими: строй, физкультура, чтение революционной литературы, игры, экскурсионная работа, изучение коллективных лозунгов — это одна из форм политвоспитания [13, л. 38, 40].
Поскольку это была самая нижняя ступень политического воспитания, никакой особой ответственности на ребенка не возлагалось, это были игры, кричалки и др., абсолютно не воспринимавшиеся детьми как что-то особое.
Все эти занятия были основаны на психологии, основах педагогики, которые были сформулированы советскими педагогами, в том числе и И. А. Арямовым, что давало результаты — ребенок проникался духом коллективизма и добровольно желал стать пионером как его старшие товарищи.
В школе так же наряду с основной деятельностью (непосредственно учебой) вводились методы совместного труда, который как бы продолжал начатое детскими садами объединение разрозненной массы людей в стройный механизм. Здесь же октябрята вступали в следующую по иерархии организацию — пионерия.
Методика пионерских игр была следующей. Сначала следовало разъяснение — зачем нужна игра. Темы докладов по разъяснению: «Значение игры в жизни человека. Влияние игры на душевное настроение. Игра и труд. Социальное значение игр. Что такое усталость. Состязательный характер в играх. Гигиена игр. Пионерорганизации и игры» [13, л. 22]. Все беседы, которые проводились с детьми, были адаптированы под конкретный возраст. 20 % свободного от учебы времени пионеров занимали физкультура и игры, а 12 % театр и творчество самих детей [14, л. 233]. К внешкольной работе также можно отнести летние лагеря и летние школы [14, л. 130], которые точно так же основывались на играх.
Важнейшим ритуалом в жизни молодого человека был ритуал принятия в ряды РКСМ, некая инициация из детской игры в большую политическую классовую организацию. Здесь игра уже перерастала в более серьезную общественную деятельность, которая в последствии могла привести человека уже непосредственно в партию и на государственную службу.
Подводя итог, следует отметить, что дети оказались наиболее подходящим «материалом» для создания «нового человека». Часто в форме игры они создавали свой новый мир, свое самоуправление, создавали среду, где ребенок выполнял как бы роль взрослого. Эти ощущения «взрослости» давали коммунистические союзы молодежи, новая школа. Дети чувствовали себя маленькими гражданами одной большой страны. Через игру дети успешно усваивали правила жизни в советском обществе и продолжали следовать всю жизнь тем принципам, которые были заложены еще в детстве, во время совместных игр. Потому вклад И. А. Арямова в педагогическую науку, воспитание детей, а также в строительство нового общества в СССР сложно переоценить.
Литература:
- Арямов, И. А. Дитя рабочего Текст. / И. А. Арямов, JI. И. Одинцова, Е. И. Нечаева. М.: Новая Москва, 1926. — 95 с.
- Арямов, И. А. Рефлексология детского возраста Текст. / И. А. Арямов. -М.: Госиздат, 1924. 117 с.
- Арямов, И. А. Рефлексология и педагогика Текст. / И. А. Арямов. М.: Работник просвещения, 1925. — 80 с.
- Арямов, И. А. Общие основы рефлексологии Текст. / И. А. Арямов. -М.: Работник просвещения, 1924. 198 с.
- Арямов, И. А. Основы педологии Текст. / И. А. Арямов. М.: Работник просвещения, 1930.-325 с.
- Арямов, И. А. Анатомо-физиологические особенности детского возраста Текст. / И. А. Арямов // Школьная гигиена / под ред. С. Е. Советова. М., 1940.-С. 29–48.
- Арямов, И. А. Особенности детского возраста Текст. / И. А. Арямов. -М.: Учпедгиз, 1953. 192 с.
- Арямов, И. А. Возрастные особенности школьника: родителям о воспитании Текст. / И. А. Арямов. М., 1940. — 40 с.
- Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. — СПб.: Типолитография Ныркина, 1914. — т.2. — С. 300–306.
- Калинина А. Работа детских площадок и ее значение / А. Калинина // Друг Детей. — 1926. — № 4. — С. 3.
- ГАЯО. Ф. Р-178. Оп. 1. Д. 1646.
- Рябинина Н. В. Воспитание «нового человека» в Советской России (октябрь 1917–1920-е годы. Система дошкольных учреждений. С. 91–92.
- ЦДНИ ГАЯО Ф. 1. Оп 27. Д. 1653.
- ЦДНИ ГАЯО Ф. 1. Оп. 27. Д. 975.