В статье рассматриваются вопросы о правовой природе правоотношений, возникающих в сфере налогообложения.
Ключевые слова: налоги, налоговые правоотношения , властные отношения, государство.
Одну из важнейших функций государства составляет налогообложение и в свое время выступает способом финансового обеспечения его деятельности. Согласимся со словами К. Маркса, что «налоги — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией» [1, с. 83].
Следует отметить, что единственно законным видом безвиновного ограничения такого важного конституционного права как право собственности, является налогообложение.
Вопросы о правовой природе налоговых правоотношений рассматривались в трудах Н. И. Химичевой, О. В. Староверовой, А. В. Брызгалина, М. В. Кустовой, М. В. Карасева, Г. В. Петровой и других авторов.
Начиная разбираться в исследуемом вопросе, отметим, что в Налоговом Кодексе Российской Федерации, который является основополагающим законодательным актом в сфере регулирования налоговых правоотношений, до сих пор нет четкого определения понятия «налоговые правоотношения».
Рассмотрим имеющиеся позиции ученых и практиков по вопросу о качественных признаках налоговых правоотношений.
Приведем часто высказываемое мнение Н. И. Химичевой, которая описывает налоговые правоотношения как урегулированные нормами законодательства о налогах и сборах общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Аналогичные определения понятия налоговых правоотношений содержат и работы других ученых. Правовую природу налоговых правоотношений с установлением, введением и взиманием налогов и сборов определяет А. В. Брызгалин. Кандидат юридических наук отмечает, что «налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов» [2, с. 336]. Такого же мнения придерживаются М. В. Кустова [3, с. 25], С. Г. Пепеляев [4, с. 223–225], М. В. Карасева [5, с. 191].
Другие исследователи, такие как Е. Ю. Грачева, А. А. Тедеев, И. И. Кучеров, дают более объёмное понятие, включая в состав налоговых правоотношений отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений. При этом отмечается, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов (сборов) в данном случае выступают в качестве основных, а иные отношения являются производными от них [6, с. 87].
Таким образом, исходя их анализа позиций исследователей отношений в области налогообложения, можно сделать следующий вывод — налоговые правоотношения представляют собой состав отношений, регулируемых нормами законодательства о налогах и сборах. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению и введению налогов и сборов в Российской Федерации, правовые отношения, возникающие во время исполнения определенными субъектами налогового права своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов; правовые отношения, возникающие во время налогового контроля и контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правовые отношения, возникающие во время защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений, т. е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а так же во время споров, регулируемых законодательством о налогах и сборах, правовые отношения, возникающие во время привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Следует заметить, что высказанное нами мнение находит прямое подтверждение и в положениях действующего законодательства о налогах и сборах. Так в ст. 2 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (сборов), а так же отношения, образующиеся во время налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Следует отметить, что различными учеными выделяются и обосновываются следующие признаки налоговых правоотношений.
Во-первых, большое количество исследователей обращают внимание на публично-правовой характер налоговых правоотношений. С точки зрения Е. А. Ровинского, а затем и Н. И. Химичевой, особенной чертой налоговых правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда выступает государство или уполномоченный орган. Поэтому такие отношения характеризовались ими как государственно-властные имущественные (денежные) отношения [7, с. 134–138].
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях обращался к вопросу о правовой природе правоотношений, возникающих в сфере налогообложения, а именно, в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П констатировано, что:
конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти; требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона;
с публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств;
Представляется очевидным, что данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу и в настоящее время в Решении Верховного Суда РФ от 30 мая 2022 г. N АКПИ22–216 Об отказе в иске о признании недействующим письма Минфина России от 20 ноября 2020 г. N 03–04–07/101287 [8].
Во-вторых, в числе специфических черт налоговых правоотношений в литературе отмечается их имущественный и (или) организационный характер. С. Д. Цыпкин отмечал, «что налоговые правоотношения имеют имущественный характер — выполнение налогового обязательства означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств. Поэтому невыполнение обязательства, нарушение его влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов» [9, с. 30].
С аналогичной точкой зрения солидарны В. В. Витрянский, С. А. Герасименко, М. В. Карасева, С. Г. Пепеляев. Следует отметить, что С. Г. Пепеляев пишет, что «налоговые отношения являются имущественными, как и гражданско-правовые отношения» [10, с. 138].
Таким образом, приведенный анализ позволяет заключить, что по своей правовой природе, сущности и значению правовые отношения в сфере налогообложения, а также по мнению многих исследователей, имеют публично-правовой и (или) властный характер, так как властность присуща общественным отношениям, правовое регулирование которых характеризуется применением императивного, а не диспозитивного метода регулирования.
Литература:
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7.
- Брызгалин А. В. Налоговые правоотношения // Финансовое право Российской Федерации / отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2002.
- Кустова М. В. Налоговые правоотношения // Налоговое право. Общая часть. М.: Юристъ, 2001.
- Пепеляев С. Г. Понятие налоговых правоотношений // Налоговое право: учеб. пособие. М., 2000. С. 132, 133; Пепеляев С. Г. Налоговые правоотношения // Финансовое право: учеб. / под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. М.: ООО «ТК Велби», 2003.
- Карасева М. В. Налоговые правоотношения // Налоговое право России / отв. ред. Ю. А. Крохина. М.: НОРМА, 2001.
- Кучеров И. И. Налоговое право: курс лекций. М., 2001.
- Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского права. — М., 1960.
8. Решение Верховного Суда РФ от 30 мая 2022 г. N АКПИ22–216 Об отказе в иске о признании недействующим письма Минфина России от 20 ноября 2020 г. N 03–04–07/101287.
- Цыпкин С. Д. Правовое регулирование налоговых отношений СССР.- М., 1955.
- Налоговое право. Учебное пособие./ Под общ.ред. С. Г. Пепеляева. –М, 2000.