Правовая сфера предполагает основу регулирования всех областей социально-экономического развития государства, всех субъектно-объектных отношений, она устанавливает систему правовых норм и правил, правовые отношения между людьми, между личностью и государством. Система холдингов в России является одним из субъектов правового регулирования. Цель статьи заключается в рассмотрении основных подходов и идей к правовому регулированию холдингов в Российской Федерации.
Ключевые слова: холдинг, бизнес-сообщества, холдинговая компания, банковский холдинг.
In modern times, global international transformations in the economy, politics, the legal sphere, etc., dictate new rules, standards, areas of work and also requires new approaches, both in theory and in practice. An important and main direction of the development of the state is the legal sphere. The legal sphere assumes the basis for regulating all areas of socio-economic development of the state, all subject-object relations, it establishes a system of legal norms and rules, legal relations between people, between the individual and the state.
Keywords: holding, group, business communities, organizational structures.
Холдинги представляют собой одну из сфер общественных отношений с определенным управленческим и финансовым направлением работы нынешних объединений юридических лиц. Правовое регулирование данных и аналогичных структур — это одно из направлений масштабных дискуссий со стороны научного сообщества [1], со стороны бизнес-сообщества, государственных властей и т. д. Отметим, что современное состояние развития экономики находится в постоянном «движении», возникающие трансформации на фоне политических событий образуют условия для различных экономических изменений как внутри организационных структур, так и во внешней экономической среде, что обеспечивается законодательным регулированием.
Изначально необходимо понять, что такое «холдинг». Для многих данное понятие связано с нововведениями, для других с новой организационной структурой [2]. Представляется весьма удачным следующее определение такой категории как «холдинг»: особая специфическая организационная структура, строящаяся как объединенная сеть разных организаций (предприятий), в которой присутствует главная (центральная) компания (физ. лицо) и ряд подчиненных (дочерних) предприятий. Данная компания владеет большим пакетом акций (доли) и является центральной, а остальные предприятия подчиняются ей.
По мнению С. В. Полчихиной: «Холдинговая компания является особым типом финансовой компании, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Практически все современные корпорации развитых стран имеют холдинговую форму организации, то есть во главе многочисленных предприятий, заводов, подразделений, входящих, например, в концерн (и сохраняющих при этом юридическую самостоятельность) стоит холдинг, концентрирующий контрольные пакеты акций этих подразделений, что придает структуре целостность и управляемость» [3]. В данном понятии автор ссылается на то, что холдинг является особой структурой, во главе которой стоит компания с контрольным пакетом акций, данная компания является главной и управляет всеми другими компаниями.
По мнению Н. Ю. Коваленко: «Состав холдинга может быть представлен любыми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, в том числе, некоммерческими организациями Участниками холдинга могут быть не только организации, но и индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица. Субъектный состав холдинга не ограничивается лицами, способными проявлять классическое влияние «дочерней зависимости». Холдинг — категория более широкая, чем конструкция «основное (преобладающее) — дочернее (зависимое) общества» [4].
В России еще закона о регулировании холдинговых компаний еще не разработано, высшую юридическую силу имеет основной закон государства (ч. 1 и 2 ст. 8), в котором устанавливается основной принцип свободы экономической деятельности [6]. В данной статье прописано, что позволяется реализовывать предпринимательскую деятельность в любых формах, которые разрешены российским законодательством. Данное определение статьи говорит о том, что любой хозяйствующий субъект может объединяться в разные формы, не противоречащие законодательству, а значит и «холдинг» является одной из форм объединения юридических лиц.
Регулирование такой организационной структуры также осуществляется в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [7], регулирование подобных структурных объединений устанавливается статьей 105 ГК РФ, в которой прописано понятие основного хозяйственного общества и дочернего общества. Как мы уже указывали ранее: «холдинг» представляет собой специфическую организационную структуру, которая строится как объединенная структура разных организаций (предприятий), в которой присутствует главная (центральная) компания и ряд подчиненных (дочерних) предприятий. То есть описание того же холдинга, той же структуры организации, но определения иные — как «основное хозяйственное общество» и «дочерние предприятия» [7].
Понятие «холдинг» многовариантно, один из вариантов данного понятия отражается в ст. 20 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором указывается определение «взаимозависимых лицах», то есть когда отдельная организация прямо или косвенно может участвовать в уставном капитале другого юридического лица и, отмечается, что общая доля данного участие может составлять 20 % [8].
Одной из основных проблем в рамках рассматриваемой темы является то, что в законодательстве нет легальной дефиниции «холдинга», в то время как даны общие определения его части, которые приближенно отражают суть понятия. Отметим, что Государственной Думой Российской Федерации, начиная с 1999 года, не раз обсуждался данный вопрос, предлагался проект ФЗ «О холдингах». Тем не менее, данные обсуждения не были приняты единогласно. В результате принятия проекта в 1999 году он был отклонен главой государства, причиной тому были неточности экономической и юридической цели образования и регламентации деятельности подобных структурных образований, также законопроект включал не малое количество неточных положений, применение которых было сомнительно. Отмечалось, что некоторые положения законопроекта противоречили ГК РФ и также другим законодательным актам. С учетом замечаний и предложений главы государства законопроект «О холдингах» был принят «27» июня 2001 года [9]. В данном законопроекте отражались основные положения, вид деятельности, создание, ликвидация холдингов, порядок регистрации данных структурных объединений и т. д. Само понятие холдинга отражало суть того, что это отношения двух или более лиц, связанные между собой по управлению одним из участников.
В данном законопроекте определялась возможность образования холдингов государственными и муниципальными организациями. Отметим, что в настоящий период времени предпринимательская деятельность данными организациями ограничена согласно ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [10].
С истечением некоторого времени проект все-таки не был принят Госдумой и отклонен Советом Федерации, повторно он больше не рассматривался. В результате, из-за отсутствия нормативного правового акта регулирования холдингов носит незавершенный характер. Существует только единственный федеральный закон, который отражает понятие «холдинг» — это ФЗ «О банках и банковской деятельности» [11], согласно данному закону определение холдинг установлено как «банковская группа» или «банковский холдинг». Согласно этому закону «банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее — участники банковской группы) находятся под контролем, либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее — головная кредитная организация банковской группы)» [11].
Далее, согласно данному закону «банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее–участники банковского холдинга), включающее хотя бы одну кредитную организацию, находящуюся под контролем одного юридического лица, не являющегося кредитной организацией (далее — головная организация банковского холдинга), а также (при их наличии) иные (не являющиеся кредитными организациями) юридические лица, находящиеся под контролем, либо значительным влиянием головной организации банковского холдинга или входящие в банковские группы кредитных организаций-участников банковского холдинга, при условии, что доля банковской деятельности, определенная на основе методики Центрального Банка Российской Федерации, в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40 процентов» [11]. Отметим, согласно данному федеральному закону, производится отграничение определения понятия «холдинга» и «группы».
Также описание о дочерних и зависимых предприятиях дается в ФЗ «Об акционерных обществах» [12] и в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [13], но в данных законодательных актах не содержится прямое регулирования порядка, образования и деятельности холдингов. Базой для образования холдингов может служить ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [14]. В данной статье установлены общие положения и регулируется внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал объединенного акционерного общества.
Можно выделить ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [15], в котором определено, что холдингу и группе лиц дается право осуществлять капитальные вложения, а также установлено, что инвесторами могут быть объединения юридических лиц, образовываемые на договорной основе о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.
Следующий закон, в котором упоминается деятельность холдингов — это ФЗ «О защите конкуренции» (статья 9) [16], где определено понятие группы лиц, также хозяйственное общество, к которому относятся товарищество, хозяйственное партнерство и отдельное юридическое лицо, в случае, если данное юридическое лицо имеет в силу своего участия в данном хозяйственной структуре более чем 50 % общего количества голосов» [10]. Отмечается, что группа лиц, в данном ракурсе рассматривается как «самостоятельный и единый хозяйствующий субъект» [10].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вышеприведенные примеры из законодательных актов не определяют напрямую такую категорию как «холдинг», его составляющими служат дочерние предприятия, центральная (главная) компания, также в законах устанавливается размер доли юридического лица, которым оно должно обладать, чтобы стать главным юридическим лицом в составе обществ. Например, в Указе Президента «О мерах реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» [17] отражены временные положения о холдинговых компаниях, которые могут образовываться при реорганизации государственных учреждений, организаций в акционерные общества. Также в данном Указе прописаны основные положения и порядок организации и деятельность данных структур. Установленные нормы могут применять исключительно холдинговые компании, доля которой превышала 25 %, и при условии, что данные компании находятся в государственной собственности.
Вышеизложенное позволяет прийти к заключению, что на законодательном уровне регулирование холдингов в России требует модернизации, существует ряд нормативно-правовых актов, которые определяют суть понятия «холдинговая компания», но это не тот «фундамент», который позволил бы опереться на него в суде или ином правоохранительном органе. По сути: «холдинг» представляет собой специфическую иерархическую структуру, разных организаций, в которой присутствует главная (центральная) компания и ряд подчиненных юр. лиц. Несмотря на то, что на законодательном уровне не установлено систематизированное регулирование деятельности данных структур, тем не менее, отсутствие регулирование такой деятельности не говорит о том, что это является причиной для ограничения и запрета на реализацию предпринимательской деятельности таких форм организаций, понятие как «холдинг» и его производные «агрохолдинг» и т. д. являются устойчивым выражением в обществе. С учетом изложенного необходимость обратить внимание на доработку существующего законодательства данных структур, принятия единого закона о деятельности холдингов продолжает быть актуальным.
Литература:
- Слабоспицкий, А. С., Салазко, А. В. Управляющая организация как единоличный исполнительный орган: судебные расходы при представительстве в суде: Сборник Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современное право в условиях реформирования общества и государства»/ А. С. Слабоспицкий, А. В. Салазко // МУИВ. — 2022. — С. 295–300.
- Коновалова А. А. Законодательное регулирование холдингов и групп компаний // Интеллектуальный потенциал XXI века: Ступени познания. Юридические науки. 2013. № 3. С. 392–396.
- Полчихина С. В. Холдинг как институциональная структура мезоэкономики: дисс. кандидата экономических наук. — Уфа. — 2003. — с.185
- Коваленко Н. Ю. Холдинг как гражданско-правовая модель взаимодействия хозяйствующих субъектов: автореферат дисс. кандидата юридических наук: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. — Ростов-на-Дону. — 2010. — с.31.
- Слабоспицкий А. С., Эльдерханов М. А. Основные вещно-правовые способы защиты гражданских прав / Слабоспицкий А. С., Эльдерханов М. А. // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2022. № 3 (34). С. 50–57.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 29.10.2022) // Собрание законодательств Российской Федерации. — 1993. — № 1. — Ст. 8.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательств Российской Федерации. — 1994. — № 1. — Ст. 105.
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998. № 146-ФЗ (ред. от 01.10.2022) // Собрание законодательств РФ. — 1998. — Ст. 20.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2001 (Проект № 99049555–2) «О холдингах» // Закон не действующий. В связи с отклонением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20.07.2001 года.
- Федеральный закон Российской Федерации от 14.12.2002 № 161-ФЗ (ред. от 04.10.2022) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательств РФ. — 2002. — № 161. — Ст. 8.
- Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 14.07.2022) «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательств РФ. — 1990. — № 395. — Ст. 1.
- Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от. 28.02.2022) «Об акционерных обществах» // Собрание законодательств РФ. — 1995. — № 208. — Ст. 1.
- Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 25.02. 2022) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательств РФ. — 1998. — № 14. — Ст. 1.
- Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательств РФ. — 2001. — № 178. — Ст. 25.
- Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 21.10.2022) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательств РФ. — 1999. — № 39. — Ст. 4.
- Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 № 136-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О защите конкуренции» // Собрание законодательств РФ. — 2006. — № 136. — Ст. 9.
- Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1392 «О мерах реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // Российская газета. — 1992. — № 1392.