Многие педагоги и родители задаются вопросами: нужно ли знакомить дошкольников с основами экономики, считая, что процессы и понятия, связанные с этой наукой (производство, распределение и потребление товаров и услуг), детям понять очень сложно и нужны ли экономические знания всем детям, ведь не все из них, повзрослев, станут экономистами и бухгалтерами. Подобные сомнения являются ошибочными, и ознакомление дошкольников с экономикой может быть не только возможным, но и увлекательным процессом. К старшему дошкольному возрасту действия детей становятся осознанными, появляется произвольность поведения. Ребенок может продумывать свое поведение в зависимости от сложившейся или предполагаемой социальной ситуации.
Нужно также отметить, что экономическое просвещение дошкольников неразрывно связано с нравственным воспитанием. На примере социальных экономических ситуаций у взрослых есть возможность объяснить детям, что хорошо, а что недопустимо (воровство, корыстная выгода, честный обмен и другое). У большинства детей искажено представление о том, что такое деньги, как они появляются у человека, и отчего зависит их количество. Современные дети в большинстве случаев эгоистично относятся к труду взрослых, и, как правило, мало что знают об их трудовой деятельности.
Проблемой для большинства родителей является небрежное отношение детей к предметам повседневной жизни (обувь, одежда, игрушки, канцелярские принадлежности). Становится очевидным то, что необходимо прививать детям хозяйственно-бытовые знания (какая одежда является будничной, а какая праздничной, зачем нужны шкафы и полки, целесообразность покупок), в доступной и увлекательной форме знакомить их с правилами ведения домашнего хозяйства [1].
В вопросах экономического просвещения детей главная роль принадлежит их родителям. В семье возникают различные экономические ситуации и определяются пути их решения. И все ситуации настоящие: покупки, незапланированные расходы (вынужденный ремонт чего-либо, поездка куда-либо, покупка лекарств), недостаток денег, дополнительный доход, планирование расходов и многое другое. При этом настоящей является и эмоциональная обстановка в семье. Иначе обстоит дело в образовательном учреждении, где эмоциональный фон в вопросах экономического воспитания спокойный, а сами экономические ситуации игровые, происходящие не по настоящему, «как будто» (получение денег, покупки). Однако, не стоит недооценивать роль детского сада в вопросах формирования финансовой грамотности у дошкольников. Если в семье ребенок чаще всего находится в роли стороннего наблюдателя в экономических вопросах, то в дошкольном учреждении у него есть возможность примерить на себя и проиграть любую роль (член семьи, представитель какой-либо профессии, покупатель, потребитель услуг).
Основные направления работы детского сада в вопросах формирования финансовой грамотности у детей:
— формирование бережного отношения к предметному миру, как результату труда взрослых;
— воспитание уважительного отношения к людям разных профессий;
— разъяснение в доступной для детей форме таких понятий, как: «деньги», «труд», «доходы», «расходы», «оплата труда», «продукт труда», «цена», «реклама», «товар»;
— формирование у детей ценностного отношения к таким качествам человека, как: трудолюбие, бережливость, терпение, уважение, честность, рассудительность;
— развитие у детей умения осознанно вести себя в различных жизненных ситуациях;
— формирование интереса у родителей (законных представителей) воспитанников к экономическому просвещению своих детей и повышение их педагогической грамотности в этом вопросе [1].
Следует отметить, что у детей одной группы детского сада и одного возраста может быть разный уровень первичных экономических знаний и различный жизненный опыт. Это во многом зависит от социальной ситуации, в которой находится семья: в семьях с небольшими доходами дети, как правило, имеют представление об экономии денежных средств и других ресурсов, о планировании расходов, в то время, как дети из обеспеченных семей не обладают такими знаниями. Очень важно все это учитывать педагогу в работе с детьми.
Работу с детьми дошкольного возраста по формированию у них основ финансовой грамотности следует начинать со знакомства с профессиями взрослых из ближайшего окружения детей (сотрудники детского сада, родители), постепенно расширяя этот круг. И здесь важно коснуться таких понятий, как «продукт труда», «качество», «брак» и сформировать у детей убеждение, что результат труда должен быть качественным.
Важно затронуть в работе с детьми понятие «реклама»: научить детей замечать ее в окружающей их действительности, помочь им понять значение рекламы, подвести к осознанию того, что все купить невозможно и не нужно.
Особый интерес у детей вызывает понятие «деньги». Здесь можно не только дать детям представление о функции денег, но и вызвать у них познавательный интерес и творчество. Например, кому не интересно узнать, как называются деньги в разных странах мира, почему они так называются, что на них изображено, были ли деньги сотни и тысячи лет назад и как они выглядели? А как здорово было бы придумать собственные деньги, дать им название и использовать в игровой деятельности со сверстниками! Также необходимо помочь детям осознать, что заработать деньги непросто, их не бывает в неограниченных количествах, их нельзя красть. Но в тоже время, деньги нужно давать тем, кто не может их заработать (людям с проблемами со здоровьем, пожилым людям).
Пониманию дошкольников доступны многие экономические понятия, но, нельзя забывать о практических навыках и привычках в бытовых условиях. Сформировавшись в детстве, они останутся на всю жизнь (бережное отношение к вещам, привычка не оставлять включенными свет и воду) [1].
Знакомить дошкольников с экономической наукой взрослому помогает занимательный материал и наглядность. Устный материал, подкрепленный красочными иллюстрациями, яркой презентацией, видеороликом или мультфильмом, вызовет у детей положительные эмоции, интерес, повысит познавательную мотивацию. Обобщить и систематизировать полученные знания помогут ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, квесты, оформление лэпбуков и, конечно же, игровая деятельность.
Педагогические работники не должны забывать о роли семьи в формировании основ финансовой грамотности у детей. Во многих случаях родители либо не задумываются над вопросами экономического просвещения своих детей, либо уверены, что дети еще слишком малы для этого. Поэтому семье нужна помощь со стороны детского сада. Например, можно рекомендовать родителям:
— отправляясь за покупками с ребенком, разговаривать с ним о значимости покупки, ее цене и качестве,
— подарить ребенку копилку, с помощью которой он поймет, что деньги можно не только тратить на что-то ненужное, но и накапливать на что-то важное (взрослый должен помочь ребенку сформулировать цель своего накопления),
— вовлекать детей в планирование семейного бюджета, чтобы дети не относились к деньгам бездумно, а понимали, что есть обязательные и непредвиденные расходы,
— подавать детям пример своим поведением,
— прививать ребенку практические умения и навыки бережного и экономного отношения к вещам и ресурсам в бытовых условиях,
— рассказывать детям о своей работе, профессии и трудовых действиях, чтобы они осознанно и уважительно относились к профессиональной деятельности родителей и понимали, что деньги не получают просто так, а зарабатывают трудом.
Можно уверенно сказать, что только во взаимодействии друг с другом детский сад и семья помогут ребенку стать настоящим человеком и хозяином.
Литература:
- Шатова А. Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 176 с.
- Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2021. — 96 с.