Понятие и условия охраноспособности театральной постановки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Солдатова, Ж. Н. Понятие и условия охраноспособности театральной постановки / Ж. Н. Солдатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97566/ (дата обращения: 21.11.2024).



В действующем Российском законодательстве термин «театральная постановка» не встречается и определения ему не дается. Так как Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) оставляет перечень объектов авторского права открытым, вполне возможным представляется дополнить этот список театральной постановкой.

В ст. 1304 ГК РФ дается перечень объектов смежных прав — «правового положения исполнителей и созданных их творческим трудом исполнений». Среди таких объектов — постановки режиссеров-постановщиков спектаклей. Следовательно, и здесь законодатель не оперирует термином «театральная постановка», а ведет речь о спектаклях и постановках, которые должны быть выражены в форме, позволяющей повторно публично показать спектакль и сохранить его узнаваемость, и которые отождествляются с исполнением.

В ст. 1240 ГК РФ как сложный объект авторского права упоминается театрально-зрелищное представление, по смыслу включающее в себя и кукольные или эстрадные представления.

В Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года от 10 июня 2011 г. № 1019 –р. [1] также нет понятия театральная постановка. Дается определение спектакля как акта показа сценического произведения, а постановка — это создание спектакля. Уже исходя из этих определений, можно предположить, что понятие «постановка» шире, чем «спектакль».

Согласно п. 2 ст. 6 Проекта Федерального закона № 99121011–2 «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» [2], который 27.12.1999 г. был внесен в Государственную Думу и 19.05.2006 г. отклонен, основным видом деятельности театра является создание и показ театральных постановок. То есть в этом Проекте впервые употребляется термин «театральная постановка». Кроме того, дается определение театральной постановки как произведения театрального искусства, созданного на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющего общий замысел и конкретное название. Очень ценным считаем то, что здесь же дается и определение спектакля — публичный показ театральной постановки в живом исполнении, что позволяет увидеть разницу между этими двумя понятиями.

Модельный закон «О театре и театральной деятельности» [3], принятый на заседании Межпарламентской Ассамблеи и государств-участников СНГ 24 ноября 2001 г. и рекомендованный для использования в национальных законодательных актах, слово в слово повторяет определения Проекта.

Некоторые регионы Российской Федерации имеют свои законы в области театральной деятельности. Например, в Законе Московской области № 124/2021-ОЗ «О театральной деятельности в Московской области» [4], вступившем в силу 30.06.2021 года, понятие «театральная постановка» тождественно понятию «спектакль». Театральная постановка — произведение театрального искусства (спектакль, концерт и иное театральное представление), созданное на основе пьесы и специального сценария, имеющее общий замысел и конкретное название, предназначенное для показа в живом исполнении.

В определении п.4 ст.2 Закона Томской области от 2 июня 2010 года № 93-ОЗ «О театрах и театральном деле в Томской области» [5] на первый план выходит именно творческая деятельность режиссера и других участников постановки. Театральная постановка — театральное произведение, созданное в соответствии с замыслом постановщика (режиссера) и под его руководством совместными усилиями художественного персонала театра, творческого состава театра (труппы) и других работников театра.

Если детально рассмотреть вышеупомянутые определения театральной постановки, то становится ясно, что в каждом случае постановка определяется как произведение.

Ученые-исследователи видят проблему в том, что нет законодательно закрепленного определения «произведение» не только в Российском законодательстве, но и в международных договорах в области интеллектуального права. Это ведет к трудностям при отнесении того или иного результата деятельности к охраняемым объектам авторского права либо при непризнании этого результата труда охраняемым объектом в соответствии с нормами ГК РФ.

Однако, отсутствие закрепленного понятия «произведение» не помешало выработке тех критериев, при наличии которых произведение становится охраноспособным.

Это, как уже говорилось выше, — творческий характер труда его создателя. Этим критерием, на наш взгляд, вполне обладает театральная постановка. У режиссера-постановщика имеется исходный материал. Однако переработка и адаптация этого материала в зависимости от личности режиссера, его идей и художественных взглядов дает совершенно уникальный результат. Так, постановка Д. Крымова «Борис» в Музее Москвы кардинально отличается от постановки Е. Цыганова «Комедия о трагедии» в «Мастерской Петра Фоменко», хотя исходным материалом в обоих случаях послужила драма А. С. Пушкина «Борис Годунов», и характер творческого труда режиссера проявляется уже в названии постановки.

Единая исходная информация в соответствии с Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» [6] не является критерием отсутствия творчества.

Например, в суде рассматривалось дело о создании картографического произведения. Истец настаивал, что нарушены его авторские права. Из заключения экспертизы, которую назначил суд, следует, что карты истца и ответчика различаются внешним оформлением, следовательно, они обе — объекты авторского права, имеющие общий исходный материал.

Если такие произведения, которые, по мнению некоторых ученых, «обладают весьма низкой творческой составляющей» [7], охраняются, то театральная постановка, несомненно, являющаяся творческим произведением, должна охраняться как объект авторского права.

Изучив 23 договора, заключенные театром «Мастерская Петра Фоменко» с авторами пьес, по которым осуществлялись театральные постановки, мы сделали вывод: примерно в половине случаев автор разрешал вносить изменения в текст пьесы, признавая творческий характер работы режиссера-постановщика. Другая половина авторов не допускала изменений по тем же причинам: творчество режиссера могло исказить замысел автора, появилось бы переработанное произведение, охраняемое в соответствии со ст.1260 ГК РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [8] разъяснено, что отсутствие оригинальности, новизны не свидетельствует о том, что произведение создано не творческим трудом. Следовательно, в театральной постановке заложен результат творческого труда.

Зачастую, чтобы определить, создано ли произведение именно творческим трудом, требуется прибегнуть к специальной экспертизе. Примечательно, что экспертный центр «Консультант» [9], который проводит экспертизы, в том числе и в отношении наличия плагиата в области авторских прав, к объектам экспертизы относит и постановки сценического искусства, признавая тем самым в театральной постановке наличие творческого труда. А Международный экспертный центр [10] проводит даже экспертизу исполнений, которые относятся к области смежных прав, наделяя и исполнения творческим характером (а к исполнениям относятся игра актеров и работа режиссера театральной постановки).

Второй критерий охраноспособности произведений — объективная форма выражения. Любое произведение сначала возникает в виде идеи, замысла автора. Но идеи, какими бы творческими и оригинальными они не были, согласно ст.1259 ГК РФ не являются объектами авторских прав. Другими словами, «будущее» произведение не может находиться под защитой. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» [11] рассматривается судебный иск о признании исключительных прав автора энциклопедии, которая будет издана в будущем. Суд обосновано решил, что такое требование удовлетворено быть не может.

Необходимость выражения произведения в какой-либо объективной форме законодательно закреплена в п.3 ст. 1259 ГК РФ. Произведение может быть выражено как в письменной, так и в устной форме. Это может быть объемно-пространственная форма, изображение, публичное произнесение и другие. Законодательно не ограничено, в какой форме автор закрепит созданное его творческим трудом произведение. Публичное исполнение и видеозапись — формы, в которых может существовать театральная постановка. Ст.1304 ГК РФ, определяющая объекты смежных прав, говорит о постановке как об объекте, если она выражается в форме, позволяющей осуществить повторное исполнение при сохранении узнаваемости. На практике именно так и бывает: зритель различит постановку по пьесе А. Островского «Волки и овцы» театра Моссовета и постановку «Волки и овцы» по той же пьесе «Мастерской Петра Фоменко». Видеозапись театральной постановки позволяет воспроизвести и распространить ее с помощью технических средств, что было очень актуальным и востребованным во время пандемии коронавируса.

Когда произведение облекается в какую-либо форму, оно делается доступным для публичного восприятия и приобретает самостоятельное существование. Это связано «с возможностью отделения произведения от самого автора, что позволяет его использовать и воспроизводить без участия в этом процессе создателя» [12]. Особенно наглядно это проявляется в восстановленных спектаклях.

Итак, театральная постановка обладает обоими признаками охраноспособности произведения. «…если даже сборники произведений могут иметь элементы творчества, то тем более творчество характерно для любых иных самостоятельных произведений» [13]. А так как перечень охраняемых объектов, указанных в ст.1259 ГК РФ открытый, то возможно его расширение за счет театральной постановки.

Обобщая все вышесказанное, считаем целесообразным разработать определение театральной постановки как самостоятельного произведения, для чего привлечь экспертов в области искусствоведения, культурологии, лингвистики, и закрепить это понятие в 4 части ГК РФ; на основании наличия в театральной постановке признаков охраноспособности произведения, расширить список охраняемых авторским правом объектов, указанных в ст.1259 ГК РФ, включив в перечень театральную постановку.

Литература:

1. Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года от 10 июня 2011 г. №1019 –р (Электронный ресурс): http://government.ru/docs/all/77737/

2. Проект Федерального закона №99121011-2 «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» (Электронный ресурс): http://council.gov.ru/activity/documents/1127/

3. Модельный закон «О театре и театральной деятельности» (Электронный ресурс): https://docs.cntd.ru/document/901814689

4. Закон Московской области №124/2021-ОЗ «О театральной деятельности в Московской области» (Электронный ресурс): https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/zakony/07-07-2021-16-39-02-zakon-moskovskoy-oblasti-124-2021-oz-o-teatralnoy

5. Закон Томской области «О театрах и театральном деле в Томской области» (Электронный ресурс): https://docs.cntd.ru/document/951835548

6. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г. №122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» (Электронный ресурс): https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_74013/23480b5660a224aa5d37d0847a868ca9cec589c2/

7. Копылов А.Ю. Творчество как условие охраноспособности произведения/ Имущественные отношения в РФ. №12,2019 (Электронный ресурс): https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-kak-uslovie-hranosposobnosti-proizvedeniya

8. Постановление Пленума Верховного Суда от 23.04.2019 №10 «О применении части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации» (Электронный ресурс): https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323470/

9. Сайт организации: http://kons.ru/

10. Сайт организации: https://mexc.ru/

11. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (Электронный ресурс): КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24614/

12. Максимов В.А. Условия охраноспособности произведений в авторском праве/Ленинградский юридический журнал, 2017 (Электронный ресурс): https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-ohranosposobnosti-proizvedeniy-v-avtorskom-prave

13. Судариков С.А. Интеллектуальная собственность. М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2007 (Электронный ресурс): https://fb2lib.ru/delovaya-i-uchebnaya-literatura/intellektualnaya-sobstvennost-2/

Основные термины (генерируются автоматически): театральная постановка, ГК РФ, Российская Федерация, творческий труд, постановка, произведение, театральная деятельность, живое исполнение, Московская область, Томская область.


Задать вопрос