В статье авторы пытаются раскрыть суть теории социального обмена в концепции Дж. Хоманса и П. Блау
Ключевые слова : теория, социальный обмен, Хоманс, Блау, взаимоотношения, социум.
Теория социального обмена — это теория, которая рассматривает поведение людей преимущественно через взаимодействие, подкрепляемое вознаграждением либо наказанием. Социальный обмен основывается на стремлении людей максимизировать выгоду и минимизировать издержки в социуме. Важным фактором поведения индивида является реакция общества на его поступки в прошлом.
Социальному обмену предшествовали отношения, основанные на вымогательстве и воровстве. Эти отношения были причиной конфликтов между людьми. Это происходило до тех пор, пока они не пришли к выводу, что более выгодно и безопасно обмениваться. Поэтому обмен — это достаточно цивилизованный способ общения между людьми.
В наши дни теория социального обмена очень часто используется социологами для эмпирического изучения социальных общностей и социальных структур, потому что она представляет собой достаточно удачную и конструктивную попытку интегрировать различные подходы структурный и деятельностный, — по функциям и по интересу, стратификационный и социально-психологический [2].
Актуальность данной темы также обусловлена тем, что теория социального обмена является основным методологическим направлением в исследованиях, проводимых сегодня многими социологами. Методологический подход имеет широкий круг возможностей, которые еще далеко не осознаны в полном объеме.
На разработку теории социального обмена оказал значительное влияние Ричард Эмерсон. При исследовании обмена в простых или комплексных структурах особое внимание он уделяет формам отношений обмена. Теоремы отражают закономерности, присущие данным формам обменных взаимоотношений. [4] Также к классикам теории обмена в социологии относятся: Дж. Хоманс, П. Блау, Дж. Ритцер и У. Тёрнер.
В данной статье рассматриваются концепции одного из основателей данного теоретического направления Дж. Хоманса и австро-американского социолога П. Блау
Дж. Хоманс — известный социолог. Он является одним из создателей теории социального обмена, опирающейся на идею структурно-функционального анализа. Сама теория рассматривает любое социальное взаимодействие, как способ обмена благами и вознаграждениями. Согласно теории социального обмена, поведение человека в данной ситуации обусловлено тем, вознаграждалось ли данное поведение данного человека в прошлом или нет.
Сама же теория обмена Хоманса состоит из шести основных постулатов:
- Аксиома успеха: чем чаще человек получает подкрепление, тем вероятнее, что эти действия будут повторяться.
- Аксиома стимула: если в прошлом данный стимул был связан с вознаграждением, то чем более похожи на новый стимул, тем скорее будет повторяться данное поведение.
- Аксиома ценности: чем больше ценность представляет для индивида действие, тем более вероятно, что действие повторится.
- Аксиома депривации-пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом индивид получал вознаграждение за данное действие, тем менее ценным для него становится это вознаграждение на данный момент.
- Аксиома агрессии-одобрения состоит из двух подпунктов:
— Если действие индивида не вызывает ожидаемого вознаграждения либо вообще приводит к наказанию, то появляется вероятность агрессивного поведения, причём это агрессивное поведение начинает подкрепляться.
— С другой стороны, если действие индивида приводит к вознаграждению, то он испытывает чувство удовольствия и повышается вероятность того, что он также повторит это действие.
- Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид выберет тот способ действий, при котором вероятность достижения подкрепления и его ценность, помноженные друг на друга, будут максимальными [5].
Исходя из данных положений, он объясняет функционирование всех социальных процессов. Обмен вознаграждениями и наказаниями составляет основу социального действия, а человеческое поведение выполняет функцию платежа. Таким образом, главной мотивацией индивида по Д. К. Хомансу является его стремление к получению социального вознаграждения. В результате, ценности, получаемые в рамках этого обмена, имеют психологическую природу, нежели экономическую или юридическую. И они никак не фиксируются, что тоже важно [1].
Рассмотрим теорию Джорджа Хоманса в концепции Питера Блау.
В отличие от самого Хоманса, Блау интересовали не психологические, а социологические аспекты обмена. Сам обмен Блау определяет как действие, продолжающееся при получении вознаграждения со стороны других и прекращающееся при неполучении. Этот принцип обмена Питер Блау и применил к большим социальным структурам. А особенность здесь состоит в том, что в социальных структурах обмен обычно имеет не прямой характер, а косвенный и опосредованный. В него активно вмешиваются факторы нормативности и контроля. Таким образом, Блау пытается осуществить переход с микроуровня на мезоуровень.
Ученый привел четырехступенчатую структуру от межличностных отношений к социальным структурам.
- Межличностный обмен;
- Дифференциация статуса и власти;
- Легитимация и организация;
- Оппозиция и изменение.
Говоря о первом межличностном уровне, П. Блау и Дж. Хоманс интересовались в принципе схожими процессами. Однако у Блау весь комплекс действий человека ограничивается теми, которые зависят от вознаграждения со стороны другого человека и прекращаются при отсутствии ожидаемой реакции.
Люди по многим причинам тянутся друг к другу, что побуждает их образовывать социальные ассоциации. Однажды налаженные связи продолжают расширяться, а однажды установленные вознаграждения способствуют укреплению связей. Из этого следует, что происходит образование социальных групп. Чтобы самим вступить в эту группу, люди должны доказать, что они смогут предоставить необходимое данной группе вознаграждение и необходимый вклад.
Отношения с членами группы будут налажены, когда участники получат ожидаемое вознаграждение. Но возможна и другая ситуация, когда стороны не могут в разной степени вознаграждать друг друга. Когда одна из сторон в чем-либо нуждается, но не может предложить что-то в ответ, может возникнуть одна из четырёх ситуаций.
- Принуждение;
- Поиск другого источника нужных благ;
- Попытка получать блага бесплатно;
- Предоставление себя власти другого.
Первые и последние ситуации могут создаваться целенаправленно, когда мы говорим о феномене лидерства. Здесь все начинается с конкуренции или социальной дифференциации, когда слишком много людей пытаются предложить свои блага и вознаграждения. На ранних этапах формирования группы такая конкуренция служит для отбора потенциальных лидеров. Последние становятся таковыми только потому, что у них есть больше возможностей для вознаграждения. Именно они легче удерживаются на руководящих местах. Другие же, наоборот, хотят получать вознаграждение от лидеров и поэтому они готовы отдаться в подчинение.
Таким образом, согласно Блау, лидерством и властью обладает тот человек, который обладает при этом и монопольной властью на возможности помогать и осуществлять ценные для других людей действия. Используя их стремления к обмену, такой монополист устанавливает для себя выгодные условия этого обмена. А те, в свою очередь, готовы на такие условия ради получения благ. Со временем такой обмен приводит к развитию и закреплению неравенства.
Отклонения от идеальной модели можно объяснить двумя причинами:
Во-первых, ожидание взаимной выгоды могут нарушаться без прекращения самого процесса социального обмена, что противоречит идеям Хоманса.
Во-вторых, кроме расчета выгод действия индивидов мотивируется еще и социальными нормами, которые могут абсолютно противоречить данной выгоде.
Отсюда следует, что, переходя от элементарных форм поведения к большим социальным структурам, Блау использует понятие норм и ценностей. Именно они являются связующим звеном в больших социальных структурах.
Они делают возможным опосредованный социальный обмен. Ценность образуется, когда один из членов группы формирует групповую норму и получает вознаграждение за этот вклад в функционирование группы. Это также противоречит подходу Джорджа Хоманса, который замыкается на межличностном обмене [3].
Подводя итоги, следует отметить что Дж. Хоманс и П. Блау сделали огромный вклад в социальную психологию. Теория социального обмена позволила современным ученым более подробно подойти к изучению особенностей и структуры социальных взаимоотношений и взаимодействия. Также расширяется и развивается ее теоретическая и методологическая значимость. Немало важно, что ведущим методологическим направление в исследованиях скандинавских социологов является именно теория социального обмена. Эта теория активно используется по сей день в качестве базы различных социологических исследований, поскольку она позволяет эффективнее всего изучить уровни социальной реальности.
Литература:
- Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 82–91.
- Култыгин В. П. Концепция социального обмена в современной социологии / В. П. Култыгин. — 1997 г. — С.85–99.
- Питер Микаэл Блау//Новейший философский словарь. Уфа, 1998. С. 81.
- Кузнецов А. Г. Социологические интерпретации власти в теории социального обмена //Власть. — 2012. — №. 7. — С. 102–105.
- Социальный обмен: масштаб и значение // Лаборатория социальных инноваций URL: http://www.cloudwatcher.ru/analytics/3/view/85/ (дата обращения: 30.11.2022).