В статье проводится анализ особенностей правовой природы договора на оказание рекламных услуг. Автором также определяется место исследуемого договора среди иных договоров в сфере рекламной деятельности. Сделан вывод о том, что договор на оказание рекламных услуг является смешанным договором, сочетающим в себе элементы двух договоров: возмездного оказания услуги подряда.
Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, договор рекламных услуг, возмездное оказание услуг, подряд, смешанный договор.
Целью договора на оказание рекламных услуг является эффективное распространение рекламной информации в любой форме, с помощью любых средств о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, способное привлечь внимание как можно большего числа потребителей [3, с. 78].
Регулировать выполнение сторонами соответствующих обязательств, по мнению Д. А. Копытина, призваны следующие виды договоров, заключаемых на рекламном рынке: на оказание рекламных услуг; на выполнение рекламных работ; на оказание посреднических рекламных услуг; на проведение рекламной кампании [4, с. 46].
Следует отметить, что Закон о рекламе содержит указание на некоторые договоры: на распространение социальной рекламы (ст. 10), на производство, распространение и размещение рекламы (ст. 12), заключаемый с собственником транспортного средства (ст. 20), на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (ч. 5 ст. 19) [2].
Обозначенным выше рекламным договорам можно дать следующую общую характеристику:
1) договоры оказание рекламных услуг и посреднических рекламных услуг, на выполнение рекламных работ, а также на проведение рекламных кампаний являются консенсуальными, поскольку считаются заключенными с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора;
2) данные договоры являются, как правило, двусторонними, при этом имеется в виду не столько количественный состав участников, от волеизъявления которых зависит заключение договора (ст. ст. 420, 154 ГК РФ), сколько распределение обязанностей между его сторонами;
3) если в возмездных договорах обязанности распределяются как «оказать услугу/оплатить услугу», то в безвозмездных обязанности оказать услугу может или вовсе ничего не противостоять, или такие обязанности могут заключаться лишь в возмещении расходов (издержек), произведенных при исполнении услуги, в обеспечении услугодателя необходимыми для этого средствами, в принятии от него, исполненного по договору (ст. ст. 974, 1023 ГК РФ). Из этого следует, что договор на оказание рекламных услуг возмездный [1].
В современных условиях создание эффективной рекламы связано с приложением творческих усилий рекламистов, художников, композиторов, музыкантов, поэтов, актеров и исполнителей. Следовательно, очень часто готовая реклама является не просто вещью, но и объектом авторско-правовой охраны. Поэтому можно утверждать, что в отношениях по производству рекламного продукта сочетаются элементы авторского договора заказа и авторского лицензионного договора.
Таким образом, явным и очевидным становится рассмотрение смешанного договора в комплексе. С одной стороны, перед нами подвиды двух и более договоров, а с другой — договоры, направленные на рекламную деятельность, которые стали результатом заинтересованности контрагента [5, с. 115].
Обязательства по оказанию рекламных услуг могут возникнуть из различных договоров, в зависимости от содержания самого обязательства. ГК РФ не содержит отдельных норм о договоре на оказание рекламных услуг. Критерием, по которому можно отграничить одни обязательства по оказанию рекламных услуг от других, является предмет, передаваемый в результате исполнения того или иного обязательства.
В случаях, когда договор предусматривает разработку рекламных материалов, предполагающую творческую работу исполнителя по созданию продукта, охраноспособного в соответствии с нормами ГК РФ об интеллектуальных правах (рекламные тексты и т. д.) договор, как правило, устанавливает обязанность подрядчика передать заказчику исключительные права на использование объектов авторских и смежных прав.
Поскольку содержанием рекламной информации является информация о товарах (работах, услугах), юридических или физических лицах, для надлежащей идентификации потребителем рекламы объекта рекламирования в рекламные материалы включаются такие элементы, как средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Поэтому важным представляется принятие мер к охране прав на эти объекты при взаимодействии сторон по договору, в соответствии с которым производится и распространяется реклама. Для изготовления рекламы, требующей творческой деятельности, широко используется договор авторского заказа. Он применяется при создании рекламы на телевидении, на радио, плакатной рекламы. Создание такой рекламы определяется общим режимом договора авторского заказа. Здесь необходимы предварительное составление задания, подготовка сценария и его утверждение заказчиком [6, с. 135].
Таким образом, мы видим полные разночтения в отношении предмета действия договоров. Именно отсутствие овеществленного результата и стало важнейшим критерием разграничением работ от услуг. На сегодняшний день, безусловно, предпочтение отдается той точки зрения, которая признает рекламные услуги предметом договорных обязательств по оказанию услуг [7, с.125].
Таким образом, договор на оказание рекламных услуг — разновидность договора оказания услуг на возмездной основе, целью которого является обеспечить рекламу продукции заказчика за оговоренную плату. Соответственно, в таком случае «договор на оказание рекламных услуг» будет представлять собой смешанный договор, который сочетает в себе так же элементы договора подряда, при этом не исключая, что рекламное агентство, не имея технической возможности выполнить какую-либо часть «задания» заказчика, обратится к иной специализированной организации. В этом случае смешанный договор еще более усложнится, поскольку будет включать элементы и некоторых других договоров, например, поручения, комиссии, агентирования: получение необходимых согласований и разрешений, заключение договоров на размещение рекламной информации в соответствующей «среде»: телевидение, радио, Интернет.
Литература:
- Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Часть вторая (с посл. изм. и доп. от 1 июля 2021 г. № 295-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.11.2022).
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (с посл. изм. и доп. от 14 июля 2022 г. № 286-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 22.11.2022).
- Степанюк Н. В. Толкование гражданско-правового договора: проблемы теории и практики: монография. М.: ИНФРА-М, 2017. 136 с.
- Копытин Д. А. Правовое регулирование рекламного рынка: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 238 с.
- Левушкин А. Н. Договор на распространение рекламы: правовая природа и практика применения // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. С. 112–121.
- Эриашвили Н. Д. Правовое регулирование рекламной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 241 с.
- Шарков Ф. И. Рекламная деятельность. Учебник для бакалавров. М.: Кнорус. 2019. 478 с.