В статье проводится анализ особенностей основных субъектов в рекламной деятельности. Установлено, что основными субъектами рекламной деятельности являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, правовой статус и комплекс прав и обязанностей которых различен в зависимости от выполняемых ими в сфере рекламной деятельности функций.
Ключевые слова: рекламная деятельность, реклама, субъекты, рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, потребитель, спонсор, государственный орган.
Согласно положениям Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), субъектами рекламных правоотношений, являются в первую очередь:
– рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо);
– рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму);
– рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с применением любых средств) [1].
Комплексный характер правового урегулирования отношений в сфере рекламной деятельности объясняется тем, что помимо обозначенных выше участников закон называет, в том числе и таких субъектов, как потребителей рекламы (лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама) и спонсора (лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, рождения и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо рождения и (или) применения иного результата творческой деятельности).
К участникам относятся также и государственные органы, осуществляющие регулирование рекламной деятельности и контроль за ней. Законодателем предусмотрено создание органов саморегулирования в сфере рекламной деятельности.
Рекламодатель, как правило, выступает в единственном числе. Но, преследуя цель доведения рекламной информации до потребителя, обращается к профессионалам, заключая гражданско-правовой договор на распространение рекламы. В свою очередь, круг рекламодателей может быть ограничен законом, иными правовыми актами, даже правилами профессиональной этики [4, с. 14]. Например, современное законодательство не запрещает рекламу адвокатских услуг, однако российская адвокатура всегда признавала недопустимой ни прямую, ни даже косвенную рекламу адвоката. Как гласит ст. 17 Кодекса профессиональной этики адвоката информация об адвокате и адвокатском образовании допустима, если она не содержит: оценочных характеристик адвоката, отзывов других лиц о работе адвоката, сравнений с другими адвокатами и критики адвокатов; заявлений, намеков, двусмысленностей, которые могут ввести в заблуждение потенциальных доверителей или вызывать у них безосновательные надежды [3].
Следует обратить внимание и на то, что Закон о рекламе выделяет рекламопроизводителя и рекламораспространителя, как непосредственно оказывающих рекламные услуги.
Нужно подчеркнуть, что при распространении определенной рекламы субъектный состав конкретных отношений может быть различным, поскольку функции названных субъектов могут в той или иной мере совпадать. Так чаще всего и происходит. Например, одно лицо может одновременно осуществлять функции рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Данная ситуация является отражением известной специфики рекламной сферы, проявляющейся, в частности, в существовании особого круга лиц, профессионально и самостоятельно занимающихся рекламой (профессиональные участники рекламного рынка) [5, с. 67].
Как было сказано выше, весьма часто функции рекламопроизводителя и рекламораспространителя выполняет один и тот же субъект хозяйственной деятельности. Иными словами, этот субъект одновременно и изготавливает рекламные материалы и затем сам и размещает их. Как правило, в этих случаях исполнитель и заказчик рекламных услуг заключают между собой смешанный договор, предметом которого является выпуск какого-либо вида рекламной продукции и затем оказание услуг по их размещению [6, с. 117].
Таким образом, непосредственно в договоре на оказание рекламных услуг участвуют две стороны:
1) заказчик в лице рекламодатель, который обязуется оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре;
2) исполнитель (рекламопроизводитель и рекламораспространитель) — организация, осуществляющая деятельность в сфере оказания рекламных услуг и обязующаяся оказать услуги рекламного характера в соответствии с заказом.
Самой многочисленной долей участников в сфере рекламной деятельности являются потребители. Следует заметить, что потребители рекламы — это более широкая в содержательном отношении категория в сравнении с термином «потребитель» по Закону РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей», что проявляется в двух аспектах [2]:
1) потребителями рекламы могут быть и физические, и юридические лица, а по Закону о защите прав потребителей потребителем выступает исключительно физическое лицо;
2) потребители рекламы и предприниматели и не предприниматели; по Закону о защите прав потребителей потребитель — не предприниматель.
Кроме того, к непосредственно потребителям рекламы нужно отнести и любых иных лиц, получающих рекламную информацию. Выделение последней группы субъектов связано с тем, что при определении категории «потребители рекламы» законодатель вводит такое понятие как направленность рекламы на привлечение внимания к объекту рекламирования. По сути, круг этих лиц, в известной мере, конечный, хотя и может быть довольно большим. Например, реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей (ст. 23 Закона о рекламе), лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения (ст. 24 Закона о рекламе) и прочее, направлена, в первую очередь, на привлечение внимания соответствующих потребителей товаров, работ и услуг.
Называя участников рекламной деятельности, необходимо сказать о спонсорстве. Законодательство о рекламе рассматривает спонсора в качестве рекламодателя, а спонсируемого — в качестве рекламораспространителя. Следовательно, они обладают таким же правовым статусом, как и вышеназванные участники рекламной деятельности.
К участникам рекламных правоотношений относятся и государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль рекламной деятельности в пределах своей компетенции. Среди федеральных органов исполнительной власти, наделенных такой компетенцией, необходимо выделить федеральный антимонопольный орган, включая его территориальные подразделения. Именно на него возложены функции по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе всеми участниками рекламных правоотношений. В этих целях сотрудникам федерального антимонопольного органа предоставлено право доступа ко всем необходимым материалам участников рекламного процесса — рекламопроизводителей и рекламораспространителей, рекламодателей.
В субъектах РФ создаются различные государственные органы, наделяемые полномочиями в сфере регулирования отношений, возникающих при осуществлении рекламной деятельности. В качестве примера можно привести действующий при Правительстве Москвы Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, наделенный функциями по контролю за соблюдением в городе Москве «Правил размещения средств наружной рекламы и информации».
Итак, субъектом государственного регулирования рекламы являются государство, общественные организации, законодательные органы. Объектно-экономические, организационные и управленческие отношения в сфере рекламы.
Зачастую частные и государственные интересы не совпадают. В России данная ситуация достаточно часта не только в области рекламы. В нашей стране рекламная деятельность регулируется преимущественно сильным контролем со стороны антимонопольных органов.
Среди участников правоотношений в сфере рекламной деятельности законодатель относит органы саморегулирования: общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц, наделенные определенной компетенцией в области рекламы, которые правомочны вести деятельность, направленную на совершенствование правового регулирования отношений в рекламной деятельности, выполнять функции по оказанию помощи государственным органам при контроле за рекламной деятельностью, защищать в судебном порядке интересы потребителей рекламы и т. д.
Таким образом, проведенный в ходе исследования анализ правового статуса субъектов рекламной деятельности позволил выявить основные группы субъектов, участвующие в процессе производства, размещения и распространения рекламы:
– по степени их вовлеченности в товарооборот (участники торгового оборота (потребители рекламы, рекламодатели, спонсоры), посредники (рекламопроизводители и рекламораспространители) и регуляторы торгового оборота (антимонопольный орган и саморегулируемые организации);
– при классификации по степени участия в рекламной деятельности выделены: активные участники (рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель), пассивные участники (потребители рекламы) и регуляторы рекламной деятельности (антимонопольный орган и саморегулируемые организации).
Литература:
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ от 20 марта 2006 г. № 12 ст. 1232.
- Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1992. 7 апреля.
- Кодекс профессиональной этики адвоката от 31 января 2003 г. // Российская газета. 2005. 5 октября.
- Антонов Л. В. Специфика государственного регулирования рекламного рынка в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. 2020. № 2. С. 12–19.
- Колыбанова В. А. Рекламная деятельность как вид предпринимательства // Российская юстиция. 2018. № 6. С. 66–68.
- Кишенская С. А. Гражданско-правовые договоры в сфере рекламной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2020. № 1. С. 116–122.