Процесс построения демократии — это длительный срок, в течение которого государство проходит через ряд правовых преобразований, а также становится на разные пути развития для достижения конечной цели — преображение действующего политического режима и его «полировка» до тех пор, пока не будет достигнут демократический вид.
В данной статье будет проведен анализ возникновения политико-правовой категории «демократия» и история её развития в России.
Ключевые слова: моральный вред, компенсация вреда, трудовые правоотношения.
The process of building democracy is a long period during which the state goes through a number of legal transformations, and also takes different paths of development to achieve the ultimate goal — the transformation of the current political regime and its «polishing» until a democratic appearance is achieved.
This article will analyze the emergence of the political and legal category «democracy» and the history of its development in Russia.
Keywords: moral harm, compensation for harm, labor relations.
Россия во все времена старалась следовать мировым тенденциям, касающимся управления делами государства. Однако в силу хронологического развития как этноса, так и государственности в целом, она не могла стать лидером и новатором в области организации вопросов политического строя государства. Все новшества в этой сфере на тот момент уже были придуманы нашими соседями с разных сторон света. Оставалось только пройти процесс адаптации данных понятий под русскую действительность.
Русская же власть народа началась с Древнего Новгорода. Тут стоит отметить, что слово «русская» здесь употребляется не в националистском контексте, а в силу принятия объективной реальности тех времён: была Русь, но никак не Россия, появившаяся позже.
Древний Новгород был более демократичным, так как в плане отсутствия давления «княжеских традиций управления», характерных тогда для русских княжеств, он безусловно лидировал.
Впервые о новгородском вече упоминается в 1016 (в некоторых источниках раньше). Его созвал правящий тогда в Новгороде князь, Ярослав Мудрый. Вече носило общий характер, который подразумевал участие граждан в обсуждении и голосовании по вопросам жизни общества в Древнем Новгороде.
Вече перестало существовать в XV веке, так как Русь к тому времени начала быть более централизованной, а во власти находился монарх, что напрочь не соответствует понятию демократии, а соответственно и власти народа, и создало невозможность ситуации построения её в рамках этой формы правления.
Так продолжалось до конца правления Николая II, который сдал позиции правящей верхушки, «уступив» престол коммунистам.
Конечно, не стоит голословно опровергать наличие хоть небольших зачатков демократии как показателя власти народа на территории Российской империи. К примеру, в 1905 году после революции, Николай II был вынужден создать Государственную думу, а вместе с ней появились и политические партии. Эти признаки и являются началом чего-то демократического в авторитарном государстве.
Не стоит отрицать и авторитарность режима в Российской империи, ведь общеизвестно, что власть была свергнута в результате революции, которая и является следствием существования авторитарного политического режима в государстве.
Если продвигаться дальше в хронологическом порядке, то необходимо отметить советский период нашего государства. В тот период власть утверждала о наличии в государстве демократии. Даже сам Иосиф Виссарионович Сталин говорил, что в Советском Союзе присутствует социалистическая демократия. А Конституции СССР разных годов [2–5] утверждали, что в Союзе Советских Социалистических Республик провозглашена власть народа, что именно народ держит власть в своих руках, хотя за всё время существования СССР не было проведено ни одного референдума, кроме «закатного» референдума 1991 года [8, с. 79]. Однако само понятие «референдум» появилось в Конституции СССР 1936 года [3], Советский период правления почти при всех «вождях» не давал людям ровно столько демократии и власти, сколько требовалось для того, чтобы можно было назвать государство тем, в котором провозглашена власть народа, не только формально, но и фактически.
Основной период «демократического ядра» и законопроектов пришёлся на период «Перестройки», когда Генеральным секретарём ЦК КПСС, а впоследствии и Президентом СССР был Михаил Сергеевич Горбачёв. Именно при нём народы получили право на самоопределение, что в дальнейшем и уничтожило Советский Союз. У граждан появилась возможность выбора Президента РСФСР. Выборы состоялись 12 июня 1991 года, где победил Борис Ельцин, набрав наибольшее количество голосов [7, с. 522].
Формально, уже тогда гражданам были предоставлены политические права, характерные для демократического государства, в котором есть власть народа. Ещё одним свидетельством этого является единственный в Советском Союзе Всесоюзный референдум, о котором мы упоминали ранее, о сохранении СССР, который предоставил гражданам всех союзных республик шанс поучаствовать в жизни общества, объявив народ носителем суверенитета. Однако это была лишь формальность, т. к. результаты всё равно не учитывались при подписании «Беловежских соглашений» (78 % населения всего Союза выступили за его сохранение), но «подарившая» демократию России, которая должна развиваться, согласно вектору «здорового» демократического государства.
В 90-е годы предыдущего столетия в России наблюдался переход от ослабшего после «перестройки» фактического авторитаризма СССР к новой, полной сил демократии Российской Федерации. Стоит отметить, что именно власть народа обеспечивалась множеством факторов, которые показывают прямое её наличие в границах государства. Во-первых, появились уже выборы Президента РФ, которые хоть и являются довольно спорным событием до сих пор, но частично отражают наличие власти народа в тот период в РФ.
Выборы 1996 года проводились в два тура. Это были первые и единственные выборы по сегодняшний день в Российской Федерации, когда пара кандидатов вышла во второй тур, причём оба, и Ельцин, и Зюганов, имели солидное количество процентов голосов избирателей (53 и 40, соответственно), намекающее на формальное отсутствие абсолютного «доминатора» в данном соревновании [1, с. 7].
Также стоит отметить, что ещё одним из выражений воли народа является право на свободу митингов и собраний, закрепленное в ст. 31 Конституции РФ [1]. Именно благодаря этому праву в 90-е годы прошлого века РФ могла считаться государством, которое частично «исповедует» власть народа. Стоит вспомнить хотя бы забастовки рабочих и митинги профсоюзов в 1998 году, которые включали в себя движения в городах и иных населенных пунктах, не разгоняемые властью, но почти успешно отстоявшие то, что хотели отстоять — выплату заработной платы рабочим, которым она задерживалась на постоянной основе.
Также отметим, что отношения по линии «власть — СМИ» были тоже довольно демократичными в 90-е годы XX века. Эта демократичность могла предоставить источнику власти, народу, всю информацию о почти достоверном состоянии дел в стране. Стоит вспомнить и почитать многие публикации местных газет, где почти не было цензуры, а если посмотреть телепередачу «Куклы», то и вовсе становится понятно, что свобода слова есть и она реальна.
Исходя из всего вышеизложенного нами, можно заключить, что народовластие на Руси начало зарождаться ещё во времена её деления на княжества, однако окончательно начала укрепляться как формально, так и фактически только в конце XX века. За весь период правления советской власти в стране не было демократического режима, так как хоть формально и была провозглашена власть народа, но фактически наши соотечественники наблюдали лишь авторитаризм, который накрыт «демократической простыней».
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Российская газета. — № 237. — 25.12.1993.
- Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918 г.) // СУ РСФСР. — 1918. — № 51. — Ст. 582. — Утратила силу.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 г.) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. — № 283. — 06.12.1936. — Утратила силу.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г.) (ред. от 14.03.1990 г.) // Ведомости ВС СССР. — 1977. — № 41. — Ст. 617. — Утратила силу.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России (принята ВС РСФСР 12.04.1978 г.) (ред. от 10.12.1992 г.) // Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — № 15. — Ст. 407. — Утратила силу.
- Абасова А. Ф. Выборы как институт непосредственной демократии / В сборнике: Проблемы совершенствования законодательства. сборник научных статей студентов юридического факультета. — Махачкала, 2019. — С. 6–8.
- Каримова К., Кротова Е. С. Выборы как одна из форм прямой демократии // Государственно-правовые исследования. — 2020. — № 3. — С. 521–524.
- Куркин Б. А. Демократия и выборы / В сборнике: Юридический и экономический форум. Межвузовский сборник научных трудов, написанный по результатам круглого стола и конференций. 2019. — С. 77–95.