Методика здоровьесебережения обучающихся на уроках в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Малова, Р. Е. Методика здоровьесебережения обучающихся на уроках в общеобразовательной школе / Р. Е. Малова, А. А. Хрусталев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 403-405. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97618/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также разработанная методика здоровьесбережения учащихся на уроках физики.

Ключевые слова: здоровьесбережение, учащиеся, школа, ФГОС, уроки.

На сегодняшний день в педагогической науке вопрос здоровьесбережения обучающихся является наиболее актуальным. Поднимается проблема развития здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной организации.

В своих исследованиях М. М. Безруких доказала, что игнорирование здоровьесберегающего принципа при организации образовательного процесса способствует формированию школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников.

При множестве подходов и трактовок к определению понятия «здороьесбережение», к наиболее распространенной расшифровке относится следующая: здоровьесбережение — процесс сохранения и укрепления здоровья.

В диссертационном исследовании Е. И. Глебовой дается более развернутое определение здоровьесбережения в образовательном процессе: «Под здоровьесбережением в образовательном пространстве следует понимать процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студента, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания студентом личной ответственности».

У здоровьесбережения есть определённые критерии, которые представлены на рисунке 1.

Критерии здоровьесбережения

Рис. 1. Критерии здоровьесбережения

Для разработки методики также необходимо было опираться на компоненты здоровьесбережения. Они представлены на рисунке 2.

Компоненты здоровьесбережения

Рис. 2. Компоненты здоровьесбережения

В разработанную методику были внедрены различные способы, методы, приёмы и средства здоровьесбережения, которые использовались на различных этапах урока. Для более ясного понимания представим их в таблице 1.

Таблица 1

Этап урока

Способы, методы, приёмы и средства здоровьесбережения

Организационный этап

Приятные слова приветствия, упражнения перед уроком для снятия стресса, возбуждения или усталости («Надувание воздушного шарика», «Дыхательные упражнения», небольшая гимнастика и т. п.)

Актуализация знаний

Использование методов и средств, помогающих «разбудить» интерес (блиц-опрос, кубик Блума и т. п.)

Постановка темы и цели урока

Упражнения с высокой активностью (групповой кроссворд, ребус и т. п.)

Работа по теме урока

Сочетание различных видов информации (аудио, видео, словесная), различных форм работ (индивидуальная, групповая), проведение разминок (глазная гимнастика, пальчиковая гимнастика и т. п.)

Закрепление знаний

Работа с взаимопроверкой, задания разных уровней сложности, финальное групповое задание и т. п.

Рефлексия

Проведение анализаурока,настроения, успехов («Лесенка успеха», «Яблоня», «Синквейн» и т. п.)

Для отслеживания состояния учащихся можно применять различные диагностические методики. В первую очередь, это диагностика уровня утомляемости учащихся во время урока по внешним признакам проводилась по следующим параметрам: внимание, поза, движение, интерес к новому материалу. Также для получения более объективных данных можно проводить тест «САН» (самочувствие, активность, настроение), где учащимся предлагаются три «Градусника» со шкалой от 1 до 20 («Градусник» самочувствие, «Градусник» активность и «Градусник» настроение), где показатели 1–5 имеют значение «плохо», 5–10 — «удовлетворительно», 10–15 — «хорошо» и 15– 20 — «отлично». Ученикам необходимо выбрать показатели, ориентируясь на свои ощущения.

Развитие здоровьесберегающих технологий в обучении является основополагающим, так как от здоровья учеников зависит в целом результат обучения и воспитания обучающихся. Особую значимость здоровьесбережению придают еще и потому что учение как преобразующая деятельность помимо восприятия учебного материала формирует ответственное отношение школьников к своему здоровью.

Литература:

  1. Глебова, Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза / Е. И. Глебова. — Екатеринбург, 2005.
  2. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. — М.: Аркти, 2003.
  3. Яловенко, М. М. Организационно-педагогические условия управления процессом валеологизации образования на муниципальном уровне / М. М. Яловенко. — Калининград, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, процесс сохранения, укрепление здоровья.


Похожие статьи

Формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся в школе

В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также формирование здоровьсберегающих компетенций у учащихся.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Решение проблемы здоровьесбережения учителя в условиях общеобразовательной школы

В данной статье рассматриваются различные способы сохранения здоровья учителя в условиях современной общеобразовательной школы. Обращается внимание на комплекс мероприятий, необходимых в начальной школе для здоровьесбережения педагога. Рассматриваютс...

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Похожие статьи

Формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся в школе

В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также формирование здоровьсберегающих компетенций у учащихся.

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания школьного курса биологии, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 2 имени А. С. Пушкина г. Арзамаса.

Решение проблемы здоровьесбережения учителя в условиях общеобразовательной школы

В данной статье рассматриваются различные способы сохранения здоровья учителя в условиях современной общеобразовательной школы. Обращается внимание на комплекс мероприятий, необходимых в начальной школе для здоровьесбережения педагога. Рассматриваютс...

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Здоровьесбережение как доминанта дошкольного образования

В статье автор рассматривает вопросы здоровьесбережения детей в дошкольных образовательных учреждениях с правовой и практической точек зрения.

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Задать вопрос