В статье рассматривается сущностная характеристика здоровьесбережения, а также разработанная методика здоровьесбережения учащихся на уроках физики.
Ключевые слова: здоровьесбережение, учащиеся, школа, ФГОС, уроки.
На сегодняшний день в педагогической науке вопрос здоровьесбережения обучающихся является наиболее актуальным. Поднимается проблема развития здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной организации.
В своих исследованиях М. М. Безруких доказала, что игнорирование здоровьесберегающего принципа при организации образовательного процесса способствует формированию школьных факторов риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников.
При множестве подходов и трактовок к определению понятия «здороьесбережение», к наиболее распространенной расшифровке относится следующая: здоровьесбережение — процесс сохранения и укрепления здоровья.
В диссертационном исследовании Е. И. Глебовой дается более развернутое определение здоровьесбережения в образовательном процессе: «Под здоровьесбережением в образовательном пространстве следует понимать процесс сохранения и укрепления здоровья, направленный на преобразование интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студента, повышение ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих на основе осознания студентом личной ответственности».
У здоровьесбережения есть определённые критерии, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Критерии здоровьесбережения
Для разработки методики также необходимо было опираться на компоненты здоровьесбережения. Они представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Компоненты здоровьесбережения
В разработанную методику были внедрены различные способы, методы, приёмы и средства здоровьесбережения, которые использовались на различных этапах урока. Для более ясного понимания представим их в таблице 1.
Таблица 1
Этап урока |
Способы, методы, приёмы и средства здоровьесбережения |
Организационный этап |
Приятные слова приветствия, упражнения перед уроком для снятия стресса, возбуждения или усталости («Надувание воздушного шарика», «Дыхательные упражнения», небольшая гимнастика и т. п.) |
Актуализация знаний |
Использование методов и средств, помогающих «разбудить» интерес (блиц-опрос, кубик Блума и т. п.) |
Постановка темы и цели урока |
Упражнения с высокой активностью (групповой кроссворд, ребус и т. п.) |
Работа по теме урока |
Сочетание различных видов информации (аудио, видео, словесная), различных форм работ (индивидуальная, групповая), проведение разминок (глазная гимнастика, пальчиковая гимнастика и т. п.) |
Закрепление знаний |
Работа с взаимопроверкой, задания разных уровней сложности, финальное групповое задание и т. п. |
Рефлексия |
Проведение анализаурока,настроения, успехов («Лесенка успеха», «Яблоня», «Синквейн» и т. п.) |
Для отслеживания состояния учащихся можно применять различные диагностические методики. В первую очередь, это диагностика уровня утомляемости учащихся во время урока по внешним признакам проводилась по следующим параметрам: внимание, поза, движение, интерес к новому материалу. Также для получения более объективных данных можно проводить тест «САН» (самочувствие, активность, настроение), где учащимся предлагаются три «Градусника» со шкалой от 1 до 20 («Градусник» самочувствие, «Градусник» активность и «Градусник» настроение), где показатели 1–5 имеют значение «плохо», 5–10 — «удовлетворительно», 10–15 — «хорошо» и 15– 20 — «отлично». Ученикам необходимо выбрать показатели, ориентируясь на свои ощущения.
Развитие здоровьесберегающих технологий в обучении является основополагающим, так как от здоровья учеников зависит в целом результат обучения и воспитания обучающихся. Особую значимость здоровьесбережению придают еще и потому что учение как преобразующая деятельность помимо восприятия учебного материала формирует ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Литература:
- Глебова, Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза / Е. И. Глебова. — Екатеринбург, 2005.
- Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. — М.: Аркти, 2003.
- Яловенко, М. М. Организационно-педагогические условия управления процессом валеологизации образования на муниципальном уровне / М. М. Яловенко. — Калининград, 2002.