В статье рассматривается процесс погружения обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность, формирование у них проектно-исследовательских компетенций.
Ключевые слова: компетенция, учащиеся, школа, ФГОС, проектно-исследовательская деятельность.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и среднего (полного) общего образования, новые требования к учащимся средней школы включают в себя: способность и стремление к познавательной деятельности; владение познавательной, учебно-исследовательской и проектной компетентностями; владение навыками постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез, а также их обоснования; самостоятельный поиск методов решения различного типа задач; владение ключевыми понятиями, научной терминологией, методами и приемами; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся активно участвовать в системе общественных отношений, способствовать формированию новых социальных позиций, развивать навыки планирования и управления, раскрывать и реализовывать свои творческие способности, а также развивать свою индивидуальность. Кроме того, значимость формирования проектно-исследовательских компетенций для школьника указывает на потребность в профессиональном самоопределении и в решении личностно-значимых задач познавательного характера.
«Компетентность», «компетенция» довольно частые, актуальные, а, следовательно, и обсуждаемые термины. С. А. Кузнецов в своём толковом словаре пишет, что компетенция — область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён.
А. В. Хуторской в своих трудах определяет проектно-исследовательскую компетенцию как комплекс физических знаний в определенной области, знаний о содержании проектно-исследовательской деятельности, усвоение проектных и исследовательских умений (решать проблемы на базе выдвижения и обоснования гипотез, обозначать цель деятельности, проектировать деятельность, реализовывать сбор и анализ требующийся информации, проводить эксперимент, презентовать результаты исследования), наличие способности применять данные знания, умения и навыки в определенной деятельности.
Для формирования проектно-исследовательских компетенций могут применяться следующие виды организации учебно-воспитательного процесса:
1. Уроки различного типа (уроки исследования и изобретательства, урок-открытие, урок-экспертиза и т. д.)
2. Учебные эксперименты. Они дают возможность освоить основные элементы проектно-исследовательской деятельности, такие как целеполагание, планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ полученных результатов.
3. Домашние задания исследовательского характера, в том числе домашние опыты и эксперименты.
4. Исследовательские экспедиции, походы, экскурсии различного масштаба с четко оставленными целями и программой деятельности, а также с обозначенными формами отчёта и контроля.
5. Факультативные занятия исследовательской направленности.
6. Ученическое научно-исследовательское сообщество.
7. Участие школьников в конкурсах, конференциях и семинарах различного уровня с проектно-исследовательскими работами.
Метод учебных проектов является одним из возможных вариантов комплексного решения задач в современном школьном образовании. Именно данный метод предоставляет уникальную возможность реализовывать и межпредетную, и внутрикурсовую интеграцию, сформировать у обучающихся способность к реализации практической деятельности, которая заключается в постановке и определении цели всей деятельности, планированию и моделированию пути её достижения, а также анализа и самоанализа.
Метод проекта деятельность характеризуется:
1) определением уцелей и задач;
2) формированием принципов отбора методик исследования;
3) проектированием хода исследования;
4) установлением ожидаемых результатов деятельности;
5) оценкой возможной реализации проекта;
6) определением перечня всех необходимых ресурсов.
Результатами проектно-исследовательской деятельности являются:
— формирование и развитие проектно-исследовательская компетенции;
— создание продукта проектной деятельности. (электронные презентации, плакаты и карты, видеофильмы, газеты или журналы, костюмы, игры и т. д.).
Проектно-исследовательские компетенции служат для того, что обучающийся был всесторонне развит и хорошо социализирован, мог составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.
Кроме того, вовлечение школьников в проектно-исследовательскую деятельность является одним из способов формирования универсальных учебных действий.
Проектно-исследовательские компетенции служат для того, что обучающийся был всесторонне развит и хорошо социализирован, мог составить конкуренцию и мыслить неординарно, творчески подходя к решению поставленных задач.
Литература:
- Голуб Г. Б. Метод проектов — технология компетентностно- ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов- руководителей проектов учащихся основной школы / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова. — Самара: Учебная литература, 2006.
- Добычина В. Н. Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами / В. Н. Добычина // Мультиурок. — 2018.
- Жирнова Л. Алгоритм тьюторского сопровождения обучающихся основной школы в проектной деятельности / Л. Жирнова // Знанио. — 2020.