В статье рассматривается, как музыкотерапия влияет на показатели агрессивности у студентов-психологов в виде краткого обзора экспериментального исследования.
Ключевые слова: музыкотерапия, музыка, агрессивность, агрессивное поведение, агрессия, студенты-психологи, эксперимент.
Ни для кого не секрет, что проблема человеческой агрессивности никогда не утратит своей актуальности. Это явление является объектом самого широкого научного, практического и житейского интереса всю историю человечества. Число исследований, относящихся к этому вопросу, возрастает значительно быстро.
Сегодня всем известно, что оптимальный уровень агрессивности способен помочь человеку многого добиться, а вот неуправляемая агрессия является разрушительной.
Особенно актуальна эта проблема для студентов, ведь они находятся в обстановке, где множество факторов могут способствовать агрессивному поведению: экзамены, конфликты внутриличностного и межличностного характера, профессиональное становление и многое другое.
На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных агрессивности, однако нет работ, связанных с изучением агрессивности студентов-психологов. А ведь для них особенно важным является вопрос поддержания оптимального уровня агрессии, т. к. их будущая профессиональная деятельность предполагает личностную зрелость.
В такой связи представляется актуальным поиск способов снижения агрессии, управления агрессивным поведением.
Музыкотерапия может быть таким действенным способом, т. к. она является социально-приемлемой формой высвобождения негативных эмоций, а также способствует творческому развитию. Элементы музыкотерапии просты в применении, отвечают современности, а также могут подходить любой возрастной категории.
Таким образом, выбранная нами тема «Влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов» является актуальной, требует дальнейшего изучения и фактического подтверждения.
Гипотеза: музыкотерапия влияет на агрессивность студентов-психологов, а именно: снижает физическую агрессивность, раздражительность, вербальную агрессивность, общий индекс агрессивности, нетерпимость к мнению других, негативную агрессию и агрессивность.
Цель: исследование влияния музыкотерапии на агрессию студентов-психологов.
Задачи:
- Изучить определения «агрессивности» и «музыкотерапии» в отечественной и зарубежной психологии.
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния музыкотерапии на агрессивность.
- Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию влияния музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов.
- Провести первичную диагностику агрессивности студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
- После воздействия провести вторичную диагностику агрессивности у студентов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.
- Выявить влияние музыкотерапии на агрессивность студентов-психологов.
Методы: теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод математико-статистической обработки данных — оценка достоверности отличий (t-критерий Стьюдента).
Методики:
- «Опросник агрессивности», А. Басс, А. Дарки [1];
- «Личностная агрессивность и конфликтность», Е. П. Ильин, П. А. Ковалев [2];
- «Оценка агрессивности в отношениях», А. Ассингер [3].
Выборка: 24 студентов-психологов специальности «Психология служебной деятельности», обучающихся на 5 курсе, из них 12 студентов в экспериментальной группе и 12 — в контрольной.
Основные результаты экспериментального исследования:
Для выявления влияния музыкотерапии на агрессивность студентов-психологовнами был составлен квазиэкспериментальный план исследования с тестированиемдо и после воздействия, согласно которому расчет оценкидостоверности различий при помощи t-критерия Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной и выходной диагностики контрольной и экспериментальнойгрупп. Данные расчеты представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Эффективность влияния музыкотерапии на физическую агрессию (ФА), вербальную агрессию (ВА), раздражение (Р) и общий индекс агрессивности (ИА) студентов-психологов
Экспериментальная группа |
|||||||||||||
ФА до |
Р до |
ВА до |
ИА до |
Эксперимент |
ФА после |
Р после |
ВА после |
ИА после |
∆ФА |
∆Р |
∆ВА |
∆ИА |
|
Ср. арифм |
5,25 |
4,92 |
2,08 |
14,25 |
3,58 |
4 |
3,5 |
11,08 |
-1,67 |
-0,92 |
-0,058 |
-3,17 |
|
Ср.кв. откл |
1,14 |
1,08 |
1 |
2,18 |
0,67 |
0,74 |
1 |
1,51 |
0,78 |
0,79 |
0,51 |
1,64 |
|
Контрольная группа |
|||||||||||||
ФА до |
Р до |
ВА до |
ИА до |
Эксперимент К С П Е Р И М Е Н Т |
ФА после |
Р после |
ВА после |
ИА после |
∆ФА |
∆Р |
∆ВА |
∆ИА |
|
Ср. арифм |
4,66 |
4,66 |
3,83 |
13,16 |
4,91 |
4,58 |
4,33 |
13,83 |
0,25 |
-0,08 |
0,5 |
0,66 |
|
Ср.кв. откл |
1,72 |
1,82 |
0,83 |
3,68 |
1,5 |
1,5 |
0,77 |
3,48 |
0,86 |
1,08 |
0,67 |
2,01 |
|
t-критерий Стьюдента |
-5,70 |
- |
-4,42 |
-5,11 |
|||||||||
р — уровень значимости |
p≤0,01 |
- |
p≤0,01 |
p≤0,01 |
|||||||||
Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях физической агрессии, раздражимости и общего индекса агрессивности испытуемых до и после проведения эксперимента между обеими группами (при p≤0,01), так как t-эмп=-5,70, t-эмп=-4,43 и t-эмп=-5,11 по шкалам «Физическая агрессия», «Вербальная агрессия» и «Индекс агрессивности» соответственно при t-крит=3,11. Значимых отличий по шкале «Раздражение» не обнаружено (при p≤0,05, при p≤0,01 и при р≤0,001). Данный результат противоречит найденным значимым отличиям при сравнении показателей экспериментальной группы до и после эксперимента и объясняется тем, что в контрольной группе этот показатель также понизился, а итоговая разница между экспериментальной и контрольной группой после проведения эксперимента по показателю раздражимости не значим.
Таблица 2
Влияние музыкотерапии на нетерпение к мнению других (Н), мстительность (М), негативную агрессивность (НА) студентов-психологов
Экспериментальная группа |
||||||||||
Н до |
М до |
НА до |
Эксперимент |
Н после |
М после |
НА после |
∆Н |
∆М |
∆НА |
|
Ср. арифм |
5,17 |
4,42 |
9,58 |
4,17 |
3,83 |
8 |
-1 |
-0,58 |
-1,58 |
|
Ср.кв. откл |
1,11 |
1,62 |
2,43 |
1,03 |
1,34 |
2,09 |
0,6 |
1,16 |
1,38 |
|
Контрольная группа |
||||||||||
Н до |
М до |
НА до |
Эксперимент К С П Е Р И М Е Н Т |
Н после |
М после |
НА после |
∆Н |
∆М |
∆НА |
|
Ср. арифм |
4,75 |
4,33 |
9,08 |
4,83 |
4,41 |
9,25 |
0,08 |
0,08 |
0,16 |
|
Ср.кв. откл |
1,86 |
1,07 |
2,46 |
1,4 |
1,67 |
2,76 |
1,16 |
1,5 |
0,93 |
|
t-критерий Стьюдента |
-2,86 |
- |
-3,64 |
|||||||
р — уровень значимости |
p≤0,05 |
p≤0,01 |
p≤0,01 |
|||||||
Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях нетерпения к мнению других и негативной агрессивности испытуемых до и после проведения эксперимента между обеими группами (при p≤0,05, при p≤0,01), так как t-эмп=-3,64 по шкале «Негативная агрессивность» при t-крит=3,11 и t-эмп=-2,86 при t-крит=2,20. Значимых отличий по шкале «Мстительность» не обнаружено (при p≤0,05, при p≤0,01 и при р≤0,001).
Таблица 3
Влияние музыкотерапии на агрессивность в отношениях (А) на студентов-психологов
Экспериментальная группа |
||||
А до |
Эксперимент |
А после |
∆А |
|
Ср. арифм |
26,67 |
23,67 |
-3 |
|
Ср. кв. откл |
2,99 |
3,28 |
1,65 |
|
Контрольная группа |
||||
А до |
Эксперимент |
А после |
∆ А |
|
Ср. арифм |
25 |
26,5 |
1,50 |
|
Ср. кв. откл |
4,55 |
4,03 |
2,90 |
|
t-критерий Стьюдента |
-4,66 |
|||
р — уровень значимости |
p≤0,01 |
|||
Согласно результатам, обнаружены значимые отличия в дельта-показателях агрессивности в отношениях испытуемых до и после проведения эксперимента между обеими группами (при p≤0,01), так как t-эмп=-4,66 при t-крит=3,11. Следовательно, музыкотерапия повлияла на показатель агрессивности в отношениях, понизив его у испытуемых экспериментальной группы.
Таким образом, музыкотерапия действительно повлияла на агрессивность студентов-психологов, понизив показатели физической агрессии, вербальной агрессии и общего индекса агрессивности, а также понизив показатели нетерпимости ко мнению других, негативной агрессивности и агрессивности в отношениях, но не повлияв на показатели раздражимости и мстительности.
Следовательно, наша гипотеза о том, что музыкотерапия влияет на агрессивность студентов-психологов, а именно: снижает физическую агрессивность, раздражительность, вербальную агрессивность, общий индекс агрессивности, нетерпимость к мнению других, негативную агрессию и агрессивность, частично подтвердилась.
Литература:
- Банщикова, Т. Н. Диагностика агрессивности / Т. Н. Банщикова. - М.: Национальный книжный центр, 2011. — 136 с. ISBN 978–5216–00134
- Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / И. Б.Дерманова. — СПб: Питер, 2002. — С.142–146.
- Печеркина, А. А. Современные методы практической психологии / А. А. Печеркина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 169 с. ISBN 978–5-7996–1640–3. — Текст: непосредственный.