В 2022 году ЗАГС России будут отмечать 105-летие со дня создания. За это время органы записи актов гражданского состояния прошли большой путь развития от рукописного труда до ИТ-технологий.
Масштабным проектом последних лет является формирование Единого государственного реестра (далее — ЕГР) записей актов гражданского состояния. ЕГР записей актов гражданского состояния — это систематизированного свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами ЗАГС иных юридически значимых действий [1]. Основная доля сведений, которые поступают в ЕГР ЗАГС, а позже, с 2025 г. — в «Государственный регистр населения», ложится на информацию, которой оперируют органы ЗАГС.
Минюст России разработал и опубликовал на портале проектов нормативных актов законопроект о переводе ЗАГС на цифровой формат. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» предусматривает изменения, направленные на завершение перехода на реестровую модель предоставления госуслуг органами ЗАГС.
Вместе с тем, согласно проекту федерального закона, по желанию гражданина органом ЗАГС будет выдан новый документ — выписка из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния. Планируется, что выписка будет предоставляться как на бумаге, так и в форме электронного документа. Например, для предъявления в компетентные органы иностранных государств или в российские организации и учреждения, не уполномоченные на работу в системе межведомственного электронного взаимодействия [2].
Федеральным законом от 29.12.2017 N 438-ФЗ [3] предусматривалось, что субъекты РФ смогут посредством принятия соответствующего закона наделять многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) полномочиями по осуществлению государственной регистрации рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и государственной регистрации смерти. Органы записи актов гражданского состояния (далее — органы ЗАГС) свои полномочия в этой сфере сохранят. В соответствии пунктом 3 абзацем 3 статьи 4 ФЗ № 143 — контроль за осуществлением МФЦ полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния также закрепляется за Минюстом России [4]. В случае ненадлежащего осуществления возложенных на МФЦ полномочий они могут быть изъяты на основании представления Минюста России. Порядок их изъятия устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
В нарушении от 29.12.2017 N 438-ФЗ в целях повышения доступности для жителей города Москвы государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, включая выдачу повторных свидетельств (справок) о государственной регистрации актов гражданского состояния, в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пунктами 1 и 2.3 статьи 4, статьей 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» Правительство Москвы постановило организовать предоставление МФЦ предоставления государственных услуг на территории города Москвы государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, включая выдачу повторных свидетельств (справок) о государственной регистрации актов гражданского состояния [5].
На основе всей этой реформы передачи полномочий МФЦ Приказом Управления актами гражданского состояния г. Москвы № 113 от 17.05.2022 г. «Об изменении места фактического нахождения отдельных структурных подразделений ЗАГС Управления ЗАГС г. Москвы» [6] началось массовое упразднение ЗАГС города Москвы. Но причину закрытия прикрывают не востребованностью, в связи с не содержанием помещений ЗАГС в надлежащем состояние. К примеру, в 21 из 28 старых районных ЗАГС, построенных еще в 1960–1980 годах, проведение торжественных регистраций сейчас отменено, потому что их интерьеры уже устарели, а для торжественной церемонии их ранее выбирали менее 10 % молодоженов.
Возвращаясь к истокам и основой идеи создание сети многофункциональных центров, а именно не только улучшить качество предоставляемых услуг, а исключить коррупционные риски. Депутат Госдумы, член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Иван Квитка объяснил что, МФЦ — это прежде всего отсутствие прямого взаимодействия заявителя с должностными лицами, оказывающими государственные и муниципальные услуги.
В Постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376
«Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [7]. указано, то МФЦ осуществляют: прием и заполнение запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг, в том числе посредством автоматизированных информационных систем многофункциональных центров, а также прием комплексных запросов. А также представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги.
Таким образом, мы видим, что помимо нарушения главного принципа МФЦ, не соблюдение федерального законодательства и Постановления Правительства Российской Федерации — Москва стала флагманом развала службы с вековой историей, а тем самым нанесён потенциальный удар по институту семьи и брака. Получается, МФЦ — это современно, качественно и удобно, а ЗАГС — это отстой и прошлый век. Так может, и институт семьи и брака в таком случае стоит считать архаизмом?
Также стоит отметить, что сотрудники органов ЗАГС — это государственные гражданские служащие, к которым в соответствии с Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ предъявляются основные обязанности гражданского служащего, требования к служебному поведению, ограничения и запреты, связанные с прохождением службы, а также требования к образованию. Гражданский служащий, замещающий должность государственного гражданского служащего в органе ЗАГС, должен иметь высшее профессиональное образование, не ниже уровня бакалавр по направлениям подготовки (специальностям) профессионального образования «Правоведение», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление». Сотрудник органов ЗАГС — это, прежде всего высокая культура поведения. И кроме юридических знаний для этой профессии нужны особые качества личности, такие как душевная теплота, любовь к своему делу и к людям, умение сопереживать.
А передача полномочий органов ЗАГС Многофункциональным центрам ставят в один ряд, такие важные для государства и общества вопросы как создание семьи с получением компенсации по ЖКХ, оформлением недвижимости или получением паспорта.
Рассмотрев данную проблему, магистрант приходит к выводу, что взаимодействие органов ЗАГС и МФЦ следует сохранить на уровне взаимодействия в соответствии с Административным регламентом [8], наравне с предоставлением услуг других органов государственной и муниципальной власти.
На пороге юбилея надеемся, что органы записи актов гражданского состояния и в дальнейшем будут ориентированы на соблюдение прав и законных интересов личности и укрепление правовых институтов государства.
Литература:
- Федеральный закон от 23.06.2016 N 219-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.12.2022).
- Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. Минюст разработал законопроект о переходе на цифровой формат работы ЗАГСов. https://minjust.gov.ru/ru/events/48972/
- Федеральный закон от 29.12.2017 N 438-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации некоторых актов гражданского состояния в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.12.2022).
- Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об актах гражданского состояния»// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.12.2022).
- Постановление Правительства Москвы от 11 сентября 2018 г. N 1098-ПП «Об организации предоставления многофункциональными центрами предоставления государственных услуг на территории города Москвы государственной услуги по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/49539674/
- Приказ Управления актами гражданского состояния г. Москвы № 113 от 17.05.2022 г. «Об изменении места фактического нахождения отдельных структурных подразделений ЗАГС Управления ЗАГС г. Москвы» https://www.mos.ru/zags/documents/prikazy-upravleniia/
- Постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162007
- Приказ Министерства юстиции РФ от 28 декабря 2018 г. N 307 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 6.12.2022).