В статье рассмотрен вопрос о важности физических нагрузок в жизни студента, которые проявляются в регулярных занятиях физической культурой. В работе затронут механизм влияния физической культуры на организм и здоровье студентов, раскрыта значимость занятий физической культуры в образовательных программах. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые физические способности, оптимизировать состояние здоровья и интеллектуальную активность студентов.
Ключевые слова : физическая культура, студенты, образование, здоровье, образовательные программы, активный образ жизни, физические упражнения.
The article discusses the importance of physical activity in a student's life, which is manifested in regular physical education classes. The paper touches upon the mechanism of the influence of physical culture on the body and health of students, reveals the importance of physical culture classes in educational programs. At its core, physical culture has an expedient motor activity in the form of physical exercises that effectively form the necessary physical abilities, optimize the health and intellectual activity of students.
Keywords: physical culture, students, education, health, educational programs, active way of life, physical exercises.
Введение
Необходимость, как и потребность заниматься спортом, актуальны с древних времен. Охота, оборона, война, завоевание, помимо психолого-нравственной устойчивости, необходимы сила, выносливость и другие физические показатели, приоритетом которых является физическое развитие. Физическая культура влияет на развитие полностью развитой личности. Спорт является не только средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой досуга, средством повышения социальной активности людей, но и оказывает существенное влияние на другие аспекты человеческой жизни, например, на формирование личности.
Физическая подготовка может быть ключевым компонентом здорового образа жизни. Вот почему физкультура является ключевым предметом во всех ведущих университетах мира. Когда регулярные занятия фитнесом включены в образ жизни студента, для них возможно поддерживать хорошую физическую форму. Регулярная физическая активность может помочь улучшить усвоение питательных веществ в организме. Это также помогает улучшить здоровье сердечно-сосудистой системы и развить мышечную силу [1].
Сердце играет важную роль в прокачке крови по всему организму. Когда студенты остаются неактивными в течение дня, они могут подвергаться риску различных сердечно-сосудистых проблем. В отличие от взрослых, детям не нужно проводить много времени в тренажерном зале, чтобы получить достаточное количество тренировок. Все, что им нужно, — это достаточно времени для игр и беготни по полю.
Данным фактом обусловлена актуальность нашего исследования — профессионально-личностное воспитание студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.
Предметом исследования являются физические занятия и спорт в жизни студентов
Объектом исследования является факторы, способствующие развитию данных качеств.
Цель исследования: формирование профессионально-личностных ценностей студентов в процессе занятий физической культурой и спортом.
Методы организации исследования:
1. Проблема профессионально-личностного воспитания студентов в процессе занятий физической культурой и спортом. Пути решения.
Одной из актуальныхпроблем жизнедеятельности молодого поколения является улучшение его физического состояния, включающее в себя не только развитие и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости), но и улучшение функциональных, морфофункциональных и психических свойств человека. Значение физической культуры в жизни студентов обусловлено тем, что их деятельность связана с напряженной умственной работой, зрительным переутомлением и низкой двигательной активностью ухудшить общее физиологическое состояние человека.
Недостаточная двигательная активность приводит к нарушениям нервно- рефлекторной системы, которая в свою очередь ведёт к отклонениям от заложенных природой механизмов функционирования систем органов. Отсюда и такое следствие как нарушение обмена веществ, способное подорвать иммунную систему и привести к заболеваниям.
Снятие умственного и сенсорного утомления, повышение работоспособности возможно с помощью физической культуры. Многие медико-биологические исследования показывают, что регулярные физические нагрузки оказывают благоприятное влияние на интеллектуальные способности и психоэмоциональный фон, повышают стрессоустойчивость человека. Отсюда разумно следует, что студент, осознающий важность и полезность занятий физической культурой, регулярно их посещающий, с большей вероятностью достигнет значительного личностного, а затем и профессионального роста.
Становление будущих профессионалов своего дела не может обойтись без курсов физической культуры и воспитания в учебных заведениях. Практика показывает, что молодые люди, занимающиеся физической культурой и спортом, ежедневно формируют в процессе занятий навыки коммуникации, лидерские способности, а также такое важное качество как целеустремлённость. Именно эти студенты отличаются крепким здоровьем, физическим развитием и они более активны в учебном процессе.
Большое значение следует отводить и занятиям со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Зачастую они значительно сильнее заинтересованы в занятиях физической культурой, поскольку эта категория студентов нуждается в дополнительной, специально направленной, реабилитационной физической культуре. Проходящие в специальных группах занятия направлены на общее развитие и укрепления здоровья. Следовательно, при составлении рекомендуемых индивидуальных программ занятий физической культуры стоит уделить внимание вопросу мотивации таких студентов, вознаграждать их за достигнутые успехи в совершенствовании их физического состояния.
Человечество достигло больших успехов в сфере информационно- коммуникационных технологий, сфере услуг и производства, следовательно, обновлению должна быть подвергнута и система занятий физической культурой. Рассматривая культурно-психологический аспект стоит отметить следующее: новое поколение студентов образовательных учреждений, условно обозначаемое некоторыми исследователями как «поколение Z», обладает рядом характерных культурных особенностей. Их учёт крайне важен в процессе разработки и проведения учебного курса по спортивным дисциплинам.
Так, у современной молодёжи наблюдается явно выраженный запрос на демократический стиль управления и проведение занятий. Преподаватель в этом случае становится не только формальным, но и неформальным лидером группы, что формирует у студента положительное отношение к занятиям спортом на подсознательном уровне. Личный пример в совокупности с вербальным объяснением упражнений усилит мотивацию обучающегося к их выполнению. Индивидуальный подход к каждому студенту и учёт его возможностей и особенностей — база, на которой строится здоровье современной молодёжи. Это тот механизм, который призван заменить обобщенную, механическую сдачу нормативов по физической культуре, и направить студентов на преодоление трудностей, формирование воли. Само-мотивация в таких условиях будет оказывать эффект на студента в значительно большей степени, нежели поощрительно-балльная система, ныне являющаяся не всегда достаточно весомым стимулом для приобщения, обучающегося к занятиям [2].
Ещё одним значимым фактором является организация отдыха в процессе занятия (между упражнениями) и между занятиями. Образ мышления во многом определяется тем, что органы восприятия передают человеку извне. Визуальная, аудиальная, а также иного рода информация отпечатывается в сознании человека в виде образов, которыми он в дальнейшем и мыслит. Именно поэтому в процессе пауз между упражнениями важно доносить до студентов информацию о здоровье, спорте и физической культуре. В промежутках же между занятиями необходимо создать условия для закрепления тренировочного эффекта, в результате чего студенты смогут восстанавливаться физически, психоэмоционально и при желании продолжить занятия самостоятельно, приобщиться к любительскому спорту.
Физическая культура является связующим инструментом в системе гуманитарного образования. В процессе занятий улучшается как духовное, так и физическое самочувствие, происходит формирование такой важной ценности как физическое и психологическое здоровье. В ходе педагогического процесса у студентов формируется не только профессиональная, но собственная физическая культура. Данный процесс состоит из таких значимых компонентов как:
1) информирование студента о значимости физической культуры как в личностном, так профессиональном плане;
2) освоение теоретических основ физической культуры;
3) приобщение к здоровому образу жизни;
4) развитие мотивации у студентов к занятию спортом;
5) освоение комплекса практических навыков и умений.
Требования к освоению вышеупомянутых навыков, умений, а также соответствующих им знаний формулируются в учебных программах дисциплин, утверждением которых занимается Министерство высшего образования Российской Федерации. Традиционно в программах по физической культуре можно выделить её теоретическую, практическую и контрольные составляющие.
Так, в теоретическом разделе содержатся знания, помогающие понять, как устроены процессы, протекающие в человеке, обществе и взаимодействующей с ним природе. Именно эта часть в основном формирует у студента систему ценностей, в которой закрепляется положительная роль физической культуры. Данные знания студенты получают из лекций по элективным курсам физической культуры [3].
Практический раздел направлен на формирование и закрепление полученных знаний в процессе занятий, повышающих общий уровень роли физической культуры в жизни студента. Студенты приобщаются к широкому спектру видов спорта с целью улучшения их общего самочувствия, достижения и поддержания ими необходимого уровня физической подготовленности на период обучения. Практические занятия не только обучают новым двигательным действиям, но и формируют такие физические качества, как сила, ловкость, быстрота реакции, выносливость, а также умение снимать психоэмоциональное напряжение с помощью средств физической культуры.
Прогресс развития физической культуры студента необходимо отслеживать на протяжении всего срока обучения посредством объективных средств. Именно с этой целью существует текущий контроль. Он включает в себя проведение контрольных и зачётных занятий, а также сдачу нормативов. Вышеупомянутые мероприятия позволяют получать наиболее оперативную и актуальную информацию об успехах студентов.
Также необходимо остановиться на практических рекомендациях к организации занятий. Многочисленные исследования доказали зависимость динамики умственной работоспособности от объёма физических нагрузок. Таким образом, повышение физической работоспособности благоприятно воздействует на центральную нервную систему, что в свою очередь способствует улучшению работоспособности умственной. Наиболее предпочтительным считается режим, при котором от 6 до 8 часов в неделю студент уделяет физическим нагрузкам [4].
Существует ряд ключевых принципов, которые должны быть учтены при организации занятий с целью повышения их эффективности.
- Существенная (порядка 75 %) часть упражнений в начале каждого семестра должна быть направлена на развитие скоростных способностей. В это же время вторая половина семестра должна быть ориентирована на воспитание силовых характеристик, в том числе силовой выносливости.
- Занятия, проводимые в начале дня (первая пара), должны характеризоваться нагрузками малой и средней интенсивности (ЧСС 110–150 уд/мин и 130–150 уд/мин соответственно). Подобный характер нагрузок позволяет быстрее подготовить организм к вхождению в процесс умственной активности и на длительный промежуток времени обеспечить высокую продуктивность студента. Чуть большую (но с ЧСС не более 160 уд/мин) интенсивность нагрузок можно позволить, если занятия физической культурой проходят на 3–4 паре. Не рекомендуется, однако, насыщать программу упражнений высокими нагрузками для групп с невысокой физической подготовленностью.
- Проведение занятий с малотренированными студентами не более 2 раз в неделю при условии нагрузок большой интенсивности сильно снижает умственную деятельность.
- Различные виды спорта оказывают различное влияние на умственную деятельность студента. Игровые виды спорта ввиду своей длительности «нагружают» эмоционально-психическую составляющую студента, приводят к снижению умственной активности. Однако, непродолжительные игровые формы, напротив, умственную активность стимулируют. Наиболее эффективным будет выстраивание занятия на принципах разнообразия упражнений.
Планировать занятия по физическому воспитанию стоит также, руководствуясь целью обеспечения высокой умственной работоспособности. Так, в начале недели комплекс упражнений активизирует психику и физиологию студента, подготавливая к учебной неделе. Занятия в середине недели поддерживают общую работоспособность обучающегося, а в конце — снимают накопленную за неделю усталость [5].
Заключение
Обобщая вышеизложенное необходимо отметить следующее: формирование положительного образа занятий физической культурой и спортом среди студентов с учётом современных факторов способствует формированию положительной мотивации обучающихся в учебно-тренировочном процессе, полезных личностных навыков и качеств, улучшению физического состояния студентов, совершенствованию основных физических показателей. Занятия физической культурой в ВУЗах призваны помочь студенту в разностороннем развитии, гармонично дополняя общий учебный план. Систематические и разнообразные средства физической культуры способствуют поддержанию оптимальной формы как физической, так и умственной работоспособности студентов.
Литература:
- Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В. Я., Барчукова И. С. — М.: Юнити, 2020. — 288 c.
- Виленский, М. Я. Физическая культура (спо) / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. — М.: КноРус, 2018. — 256 c.
- Гришина, Ю. И. Физическая культура студента: Учебное пособие / Ю. И. Гришина. — Рн/Д: Феникс, 2019. — 480 c.
- Кириченко М. А. Проблемы формирования личности студентов в процессе их воспитания и пути их решения. URL https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/problemy-formirovaniya-lichnosti-student.7597924/
- Попов, С. Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С. Н. Попов. — М.: Academia, 2019. — 96 c.