Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 12.12.2022

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Самохвалова, С. С. Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами / С. С. Самохвалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 492-494. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97636/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.

Ключевые слова : агрессивность, агрессивное поведение, конструктивная агрессия, эмпирические исследования.

The article studies the gender characteristics of the manifestation of constructive and destructive aggression. The data on the features of the manifestation of constructive and destructive aggression in the male and female samples are given.

Keywords: aggressiveness, aggressive behavior, constructive aggression, empirical research.

Существуют различные подходы к пониманию агрессии, они находятся в континууме от деструктивного до конструктивного полюса.

Традиционно в психологии агрессия понимается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения [1].

В тоже время, ряд авторов эволюционного и гуманистического подходов связывают агрессию с успешной адаптацией личности. Так, А.Маслоу выделил ряд характеристик самоактуализирующейся личности, среди которых есть конструктивная агрессия [5].

На наш взгляд, в современном высоко конкурентном обществе, достаточно важно уметь проявлять конструктивную агрессивность, для того чтобы сохранить свою позицию, отстоять границы, удовлетворить потребности, в том числе, потребность в самоактуализации, самосовершенствовании, саморазвитии.

Цель научной работы . Целью нашей работы является выявление и описание особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке

Методы, организация исследования . Для изучения половых особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в исследовании был использован «Я-структурный тест Аммона».

Обработка данных осуществлялась в статистическом пакете SPSS Statistics с помощью t-критерия Стьюдента.

Психодиагностическое обследование носило групповой характер, в состав выборки вошли испытуемые мужского и женского пола в возрасте от 23 до 37 лет (75 человек).

Результаты исследования.

В исследовании анализировались половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке. Проанализируем получившиеся исследовательские результаты.

Результаты «Я-структурного теста Аммона» группируются по шести основным Я-функциям: Агрессия, Тревога/Страх, Внешнее отграничение Я, Внутреннее отграничение Я, Нарциссизм и Сексуальность. Каждая из этих функций, по Аммону, может быть конструктивной, деструктивной и дефицитарной, что и измеряется соответствующими шкалами. В данном исследовании проанализируем только данные по такой «Я-функции», как «Агрессия».

Обработав данные, полученные в нашем исследовании, мы пришли к выводу, что существует ряд особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке. Проанализируем их подробнее, представив результаты статистического анализа в виде таблицы.

Таблица 1

Статистическая значимость различий в показателях агрессии мужчин и женщин

Показатели

Среднее значение показателя

Значение критерия

Уровень значимости различий

Женщины

Мужчины

Конструктивная агрессия

52,72

56,526

3,789

0,000

Деструктивная агрессия

49,77

51,80

2,016

0,046

Дефицитарная агрессия

51,11

51,98

0,875

0,383

Проведенный нами статистический анализ позволяет утверждать, что существуют статистически значимые различия между мужчинами и женщинами по показателям конструктивной и деструктивной агрессии, при этом, проявления как конструктивной, так и деструктивной агрессии выше в группе мужчин

Таким образом, мужчинам, с одной стороны, более характерна склонность к разрушению контактов и отношений, деструктивная активность, более интенсивное выражение гнева и ярости, конфликтность и стремление конфронтации, взрывчатость и жестокость.

С другой стороны, средние значения по показателям конструктивной агрессии также выше в группе мужчин. То есть можно предположить, что активный, деятельный подход к жизни, способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи и возможность достигать их даже в неблагоприятных условиях, преодолевая сопротивление среды, умение отстаивать свои принципы, мысли и идеи, способность к активному и творческому преобразованию окружающей среды, также более выражены в мужской выборке

Статистически значимых различий в показателях дефицитарной агрессии между выборками мужчин и женщин в исследовании установлено не было.

Выводы:

Проведенное исследование позволило установить статистически значимые различия в показателях конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке. Перспективным нам представляется проведение дальнейших исследований, проверка выявленных закономерностей на количественно более репрезентативных выборках, установление существования не только половых, но и возрастных различий в проявлении конструктивной и деструктивной агрессии, изучение «психологического портрета» лиц, склонных к проявлению конструктивной и деструктивной агрессии в поведении и деятельности, с чем мы и связываем перспективы дальнейших исследований в рамках заявленной темы.

Литература:

  1. Большой психологический словарь /сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 672 с.
  2. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1.
  3. Заусенко И. В. Связь агрессивности и самоактуализации личности // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-agressivnosti-i-samoaktualizatsii-lichnosti (дата обращения: 11.11.2022).
  4. Лоренц К. Агрессия. — М.: РИМИС, 2009. — 352 с.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): деструктивная агрессия, женская выборка, конструктивная агрессия, половая особенность проявления, SPSS, агрессия, группа мужчин, показатель, статистический анализ, Я-структурный тест.


Ключевые слова

агрессивность, агрессивное поведение, конструктивная агрессия, эмпирические исследования

Похожие статьи

Хронотипические предпочтения и их связь с проявлениями агрессии у подростков

В статье приведены результаты психологического исследования взаимосвязей между хронотипическими предпочтениями и проявлениями агрессии среди подростков.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Анализ причин подростковой агрессии

В статье приведен анализ основных причин агрессивного поведения подростков. Для организации профилактической и коррекционной работы необходимо знание основных причин такого поведения. Одной из основных причин агрессивного поведения являются взаимоотн...

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников

Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...

Похожие статьи

Хронотипические предпочтения и их связь с проявлениями агрессии у подростков

В статье приведены результаты психологического исследования взаимосвязей между хронотипическими предпочтениями и проявлениями агрессии среди подростков.

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Анализ причин подростковой агрессии

В статье приведен анализ основных причин агрессивного поведения подростков. Для организации профилактической и коррекционной работы необходимо знание основных причин такого поведения. Одной из основных причин агрессивного поведения являются взаимоотн...

Диагностика буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде

Статья посвящена диагностике буллинга как специфического вида агрессии в школьной среде. В статье проанализированы позиции различных ученых и исследователей в отношении особенностей проявления буллинга в школьной среде.

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков

В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Связь агрессивности и психологической защиты у старшеклассников

Агрессивность является одной из важных характеристик личности, которая может быть направлена на защиту себя или на причинение вреда окружающим. В данной статье были представлены результаты психодиагностического исследования, которое позволило выявить...

Задать вопрос