Проблема адаптации представляет собой важную область научных поисков, расположенную на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных условиях все большее значение. В этой связи адаптационную концепцию можно рассматривать как один из перспективных подходов к комплексному изучению человека [6, с. 231].
М. Н. Битянова рассматривает адаптацию ребенка к школе как способность к развитию. В новой для ребенка социальной ситуации развития должно происходить становление новых потребностей, установок, эмоций, целей, мотивов, создание новых схем ориентировки, направленных на активное исследование ситуации и планирование адаптивного поведения, способствующих формированию внутренней позиции по отношению к этой ситуации развития и к самому себе [2, с. 6].
Нарушения адаптации чаще всего носят временный характер, однако у некоторых детей они отличаются серьезностью и препятствуют общему развитию личности младшего подростка [5, с. 84].
В связи с этим была выдвинута гипотеза, проведение социально — психологического тренинга эффективно повлияет на уровень адаптации младших подростков.
В статье приведены и проанализированы данные диагностического исследования и статистической обработки результатов с помощью Т-критерия Вилкоксона по трём методикам диагностики адаптации младших подростков.
Ключевые слова: младшие подростки, адаптация, тревожность, социально-психологический тренинг.
В рамках проведения научно-исследовательской работы на тему: «Коррекция нарушений адаптации младших подростков методом социально-психологического тренинга» был организован, проведен эксперимент с целью коррекции нарушений адаптации среди младших подростков.
Целью научно — исследовательской работы была обоснование, разработка и апробация социально — психологического тренинга, направленного на коррекцию нарушений адаптации младших подростков к обучению в средней школе.
Предмет исследования: адаптация младших подростков.
Эксперимент состоял из двух этапов:
1 этап: осуществлен подбор психодиагностических методик, в соответствии с возрастными характеристиками; проведена диагностика младших подростков. Произведена первичная обработка данных и их интерпретация, на основе которых была определена контрольная группа.
2 этап: проведена повторная диагностика, в заключение проведенного социально — психологического тренинга; произведена статистическая обработка полученных данных с помощью Т-критерий Вилкоксона.
В соответствии поставленным целям и задачам нами были выбраны следующие методы исследования:
- Методика выявления уровня адаптации подростков в коллективе И. А. Шевченко;
- Методика изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова;
- Шкала тревожности адаптация шкалы социально — ситуационной тревоги Р. Кондаша.
На первом этапе в исследовании приняли участие 35 человек, 20 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 11- 12 лет (первое полугодие учебного года).
В результате первого этапа исследования были выявлены нарушения социально — психологической адаптации среди младших подростков.
В результате обработки первичных показатели по шкале тревожности адаптация шкалы социально — ситуационной тревоги Р. Кондаша были получены следующие, данные среди опрошенных младших подростков (рис.1).
Рис. 1. Первичные данные по показателям тревожности
Общая тревожность является нарушением адаптации среди младших подростков, которая выражается в неблагополучии подростка в образовательной среде, в процессе общения, также проявляется нарушениями в самооценке, в формировании личностных конфликтов.
Высокие показатели общей тревожности требуют дальнейшей диагностики с целью определения причин, вызывающих тревожность и для выбора стратегии коррекции данных нарушений.
На основе данных показателей можно сделать вывод, что среди младших подростков отсутствуют навыки эффективного общения, когда сам процесс общения в подростковом возрасте имеет большое значение в развитии личности.
Методика И. А. Шевченко «Выявление уровня социальной адаптации подростков в коллективе» позволяет сделать выводы об уровне адаптации подростков к социальному окружению: через различные состояния личности в разных ситуациях: уровень адаптации к социальному окружению, процессу обучения и своей личности на данный момент, также способности к социально одобряемому поведению (рис.2).
Рис. 2. Показатели уровня социальной адаптации подростков в коллективе
Уровень адаптации к социуму является важным показателем коммуникабельности личности, который отражает способность подростков эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Данные по критерию самовосприятия личности показывают возможное наличие внутренних конфликтов и комплексов, способностей к принятию решений и при любых сложностях и отстаиванию своей позиции.
Младшим подросткам с низким уровнем адаптации к процессу обучения характерны: низкий уровень мотивации к обучению, негативное отношение к школе и неспособность достигать поставленных целей.
Социально одобряемое поведение рассматривается как нарушение в адаптации. Наличие данной тенденции среди младших подростков способствует формированию девиантного поведения.
Для выявления уровня социальной адаптированности, нравственного воспитания, автономии и активности личности нами была проведена методика изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова (рис 3).
Рис. 3. Показатели социализированности личности
На основе полученных данных можно сделать вывод, об общении подростков со сверстниками, об атмосфере сплоченности данного коллектива.
Предпочитаемой роли в социуме, выбранной подростками, а также об уровне социальной активности.
Так как общение является в данном возрастном периоде главным деятельностью в развитии личности.
На основе интерпретации и обработке данных после проведения выбранных нами методов. Была сформирована группа участников для участия в социально — психологическом тренинге. Участниками данного тренинга являются 15 человек младших подростков в возрасте 11- 12 лет с низкими показателями адаптации по всем трем методикам.
Было принято решение об организации тренинга с учетом результатов, полученных на основании психодиагностических методик, являясь уникальным и индивидуальным для ограниченной выборки учащихся 5-х классов, в основе которого положены упражнения Людмилы Анн «Психологический тренинг с подростками».
Тренинг состоял из 11 занятий, которые проводились 2 раза в неделю по 45 минут.
Каждое занятие включало в себя приветствие, направленное на установление эмоционально — позитивного контакта психолога и группы и ритуалом прощания. Основная часть занятия включало в себя упражнения и приемы, направленные на решение поставленных задач тренинга. Обсуждение итогов и рефлексия являлись обязательным этапом, неся эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
По окончанию тренинга проведена повторная диагностика по тем же методикам. Для сравнения показателей до и после эксперимента между собой был использован Т-критерий Вилкоксона.
Количество участников в тренинге равно 15, что соответствует n=15, критическими значениями для данного показателя являются: T кр =19 (p≤0.01); T кр =30 (p≤0.05).
В результате математической обработки данных по методике: «Шкала тревожности адаптация шкалы социально — ситуационной тревоги Р. Кондаша» нами были получены следующие показатели в таблице 1.
Таблица 1
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона по шкале тревожности
Показатели тревоги: |
Результаты: |
Общая тревожность |
Т эмп = 1; Т эмп < Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Школьная тревожность |
Т эмп =6; Т эмп < Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Самооценочная тревожность |
Т эмп = 0; Т эмп < Т кр , при Т кр =0,01. В зоне значимости. |
Межличностная тревожность: |
Т эмп = 6; Т эмп < T кр , при Т кр = 0,01 В зоне значимости. |
В результате статистической обработки данных можно сделать вывод, что показатели полученных эмпирических значений находятся в зоне значимости, что может говорить об эффективности проведенного тренинга в отношении данного нарушения адаптации, как тревожность.
В результате математической обработки данных по методике И. А. Шевченко «Выявление уровня социальной адаптации подростков в коллективе» таблица 2.
Таблица 2
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона по шкале социальной адаптации
Шкалы |
Результаты |
Адаптация |
Т эмп = 0; Т эмп <Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Адаптация социуму |
Т эмп = 5; T эмп <Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Адаптация к учебной деятельности |
Т эмп = 0; Т эмп <Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Самовосприятие личности |
Т эмп =0; Т эмп <Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Тенденции к социально одобряемому поведению |
Т эмп = 70; Т кр >Т эмп , при Т кр =0,05. В зоне не значимости. |
В результате статистической обработки данных можно сделать вывод, что показатели полученных эмпирических значений находятся в зоне значимости, среди большинства шкал методики, исключая шкалу тенденции к социально одобряемому поведению.
На основании чего, можно сделать вывод, что тренинг, проведенный среди младших подростков, способствовал формированию эффективного навыка общения, адекватной самооценки, а также правильного отношения к успеху и неудачам.
В результате математической обработки данных по методике изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова были получены следующие результаты таблица 3.
Таблица 3
Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона по шкале социализированности личности
Шкалы |
Результаты: |
Социальная адаптированность |
Т эмп = 3; Т эмп <Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Автономность |
Т эмп = 1; Т эмп <Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Социальная активность |
Т эмп = 0; Т эмп < Т кр , при Т кр = 0,01. В зоне значимости. |
Приверженность к нравственному поведению |
Т эмп = 37,5; Т эмп >Т кр , при Т кр = 0,05. В зоне не значимости. |
В результате статистической обработки данных можно сделать вывод, что показатели полученных эмпирических значений находятся в зоне значимости, среди большинства шкал методики, исключая шкалу приверженность к нравственному поведению.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что в ходе участия в тренинги участники приобрели навыки социальной адаптированности, то есть обрести способности к приспособлению к нормам и правилам поведения в окружающей их среде.
Благоприятно сформировались ориентация на свои интересы и наличие внутренней потребности в социальной деятельности.
В результате проведенного статистического анализа данных можно сделать вывод, что произошла положительная динамика в коррекции нарушений адаптации младших подростков.
Литература:
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2007–271 с: ил. — (Серия «Эффективный тренинг»).
- Битянова М. И. Как вы яхту назовете... // Школьный психолог. — 2000. — № 12. — С. 6–10.
- Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской терапии и психологического консультирования. // Под ред. В. В. Столина, М.: Изд-во МГУ, 2003. — с. 304.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. — М., Педагогика, 2000.
- Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста / Под научной редакцией Л. М. Шипицыной — М.: Владос, 2008–92 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога / Е. И. Рогов. –М.: Озон, 2008–384 с.