Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 14.12.2022

Статья просмотрена: 416 раз

Библиографическое описание:

Малькова, Т. А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью / Т. А. Малькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 406-408. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97643/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель исследования : изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью.

Исходя из цели исследования, были разработаны з адачи исследования :

1)определить уровень знаний об избираемом виде трудовой деятельности и профессиональные интересы старшеклассников с легкой умственной отсталостью;

2)выявить убежденность в правильном выборе профессии старшеклассников с легкой умственной отсталостью;

3)исследовать уровень осознания готовности к профессиональной деятельности у старшеклассников с легкой умственной отсталостью.

Практическое применение полученных результатов исследования: полученные результаты могут быть применены в разработке коррекционно-развивающей программы для учащихся общеобразовательных учреждений; при разработке конспекта лекция по дисциплинам «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика».

Ключевые слова: легкая умственная отсталость, профессиональное самоопределение.

Введение

Феномен профессионального самоопределения изучали такие ученые как Э. Ф. Зеер [3], Е. А. Климов [10], Н. С. Пряжников [4], С. Н. Чистякова [8]. В работах этих исследователей самым значимым компонентом профессионального самоопределения выступает проявление заинтересованности старшеклассников к выбранной профессиональной деятельности [2].

Стоит отметить, что в современных социально-экономических и социально-исторических условиях проблематика профессионального самоопределения у старшеклассников с легкой умственной отсталостью весьма актуальна. Обуславливается это тем, что современный рынок труда непрерывно изменяет свои требования, и такой категории людей достаточно сложно в нем ориентироваться. Безусловно, на процесс профессионального самоопределения у таких старшеклассников оказывает специфика их познавательной сферы: низкий уровень интеллектуального развития, концентрация внимания низкая, преобладает кратковременная память [1]. Помимо этого зачастую присутствуют сопутствующие психоневрологические, физические и соматические отклонения. И все эти признаки усложняют процесс формирования и приобретения профессиональных навыков, на основе которых в будущем появляются квалификационные умения [9].

Исходя из вышеперечисленных характеристик личности с легкой умственной отсталостью в профессиональном самоопределении, такие старшеклассники могут столкнуться со следующими трудностями: процесс профессионального самоопределения значительно затруднен и усложнен, детерминируется это небольшим жизненным опытом, психологической незрелостью, низкий уровень развития познавательных процессов, отсутствие необходимых знаний, умений, навыков [7].

Основная часть

База исследования : ГКОУ «Школа № 79 для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Ижевска Удмуртской Республики».

Методы исследования : диагностирующая беседа; методика «Профессиональные намерения» (Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович) [5], адаптированные для учащихся с легкой умственной отсталостью; тест «Готовность учащихся к выбору профессии» (В. Б. Успенский) [6].

Основные результаты . Респондентами исследования выступили учащиеся 8 классов с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Общее количество испытуемых составило 18 человек. Возраст респондентов варьируется от 14 до 15 лет. Из них 40 % — девочки, 60 % — мальчики.

В результате проведения исследования с помощью вышеуказанных методов и методик были получены следующие результаты. В процессе проведения диагностической беседы были выявлено, что 25 % респондентов — обладают знаниями о некоторых профессиях и о той специфике, которая с ними связана. 30 % старшеклассников с легкой умственной отсталостью — не смогли ответить на некоторые вопросы. Остальные 45 % — не обладают никакой информацией о профессиях и не проявляют интереса к их изучению. Беседа выступала в качестве подготовительного этапа для реализации выбранных методик.

Далее были проведена методика «Профессиональные намерения», результаты которой показали, что 30 % респондентов сделали свой выбор в отношении определенной профессии и владеют знаниями о том, где ее можно освоить; 45 % подростков с интеллектуальными нарушениями определились с будущей профессией, однако не знают где ее можно получить; остальные 25 % — не смогли определиться в выборе будущей профессии.

Результаты теста «Готовность учащихся к выбору профессии» свидетельствуют о том, что у 10 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на высоком уровне развития. У 40 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на среднем уровне развития. А у 50 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на низком уровне развития.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного исследования, направленные на изучение профессионального становления старшеклассников с легкой умственной отсталостью, показали, что 10 % респондентов готовы сделать обоснованный выбор профессии; 40 % респондентов имеют средний уровень сформированности профессионального самоопределения, 50 % — имеют низкий уровень профессионального самоопределения.

Литература:

  1. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова. — М.:: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
  2. Бондарев, В. П. Выбор профессии / В. П. Бондарев. — М.: Просвещение,1991. — 126 с.
  3. Зеер, Э. Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М.: Академический проект, 2008. –192 с.
  4. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие.  2-е издательство / Н. С. Пряжников.  Воронеж: МОДЭК, 2003.  393 с.
  5. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн.  М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.  259 с.
  6. Старобина, Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: методическое пособие / Е. М. Старобина. — М.: ЭНАС, 2003. — 120 с.
  7. Черникова, Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. Пособие / Т. В. Черникова. — М.: Глобус, 2006. — 310 с.
  8. Чистякова, С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С. Н. Чистякова // Школа и производство. — 2013.  № 1. — С. 9–12.
  9. Щербакова, А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / А. М. Щербакова // Дефектология. — 1996. ‒ № 4. ‒ С. 24–28.
  10. Щербакова, Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Концепт: научно-методический электронный журнал. — 2015. — № 6. — С. 113–119.
Основные термины (генерируются автоматически): легкая умственная отсталость, профессиональное самоопределение, выбор профессии, уровень готовности, уровень развития, будущая профессия, Готовность учащихся, респондент, старшеклассник.


Похожие статьи

Формирование профессионального самоопределения и мотивации к выбору профессии у учащихся 8–9-х классов с нарушением интеллекта

В статье рассматривается исследование психологического сопровождения профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Описаны ход констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Результаты диагностического исследования по выявлению индивидуальных образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости как основа для организации их индивидуального психологического сопровождения

В статье автор представил качественные и количественные результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми с умственной отсталостью.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Похожие статьи

Формирование профессионального самоопределения и мотивации к выбору профессии у учащихся 8–9-х классов с нарушением интеллекта

В статье рассматривается исследование психологического сопровождения профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Описаны ход констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...

Включение элементов функциональной грамотности на занятиях с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения

В работе дана характеристика функциональной грамотности, представлен апробированный конспект и итоговый результат урока с применением элементов читательской грамотности у учащихся с умственной отсталостью.

Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения

Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования

В статье рассматриваются особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования. Представлены результаты коррекционной работы, основанной на целенаправленном повышении уровня познавательной активн...

Результаты диагностического исследования по выявлению индивидуальных образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости как основа для организации их индивидуального психологического сопровождения

В статье автор представил качественные и количественные результаты экспериментального исследования, проведенного с детьми с умственной отсталостью.

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников

В данной статье рассматриваются вопросы о профессиональной ориентации на рубежных периодах (9,11 классы) обучения в школе. Определены пути эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Прове...

Задать вопрос