Цель исследования : изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников с легкой умственной отсталостью.
Исходя из цели исследования, были разработаны з адачи исследования :
1)определить уровень знаний об избираемом виде трудовой деятельности и профессиональные интересы старшеклассников с легкой умственной отсталостью;
2)выявить убежденность в правильном выборе профессии старшеклассников с легкой умственной отсталостью;
3)исследовать уровень осознания готовности к профессиональной деятельности у старшеклассников с легкой умственной отсталостью.
Практическое применение полученных результатов исследования: полученные результаты могут быть применены в разработке коррекционно-развивающей программы для учащихся общеобразовательных учреждений; при разработке конспекта лекция по дисциплинам «Специальная психология» и «Коррекционная педагогика».
Ключевые слова: легкая умственная отсталость, профессиональное самоопределение.
Введение
Феномен профессионального самоопределения изучали такие ученые как Э. Ф. Зеер [3], Е. А. Климов [10], Н. С. Пряжников [4], С. Н. Чистякова [8]. В работах этих исследователей самым значимым компонентом профессионального самоопределения выступает проявление заинтересованности старшеклассников к выбранной профессиональной деятельности [2].
Стоит отметить, что в современных социально-экономических и социально-исторических условиях проблематика профессионального самоопределения у старшеклассников с легкой умственной отсталостью весьма актуальна. Обуславливается это тем, что современный рынок труда непрерывно изменяет свои требования, и такой категории людей достаточно сложно в нем ориентироваться. Безусловно, на процесс профессионального самоопределения у таких старшеклассников оказывает специфика их познавательной сферы: низкий уровень интеллектуального развития, концентрация внимания низкая, преобладает кратковременная память [1]. Помимо этого зачастую присутствуют сопутствующие психоневрологические, физические и соматические отклонения. И все эти признаки усложняют процесс формирования и приобретения профессиональных навыков, на основе которых в будущем появляются квалификационные умения [9].
Исходя из вышеперечисленных характеристик личности с легкой умственной отсталостью в профессиональном самоопределении, такие старшеклассники могут столкнуться со следующими трудностями: процесс профессионального самоопределения значительно затруднен и усложнен, детерминируется это небольшим жизненным опытом, психологической незрелостью, низкий уровень развития познавательных процессов, отсутствие необходимых знаний, умений, навыков [7].
Основная часть
База исследования : ГКОУ «Школа № 79 для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Ижевска Удмуртской Республики».
Методы исследования : диагностирующая беседа; методика «Профессиональные намерения» (Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович) [5], адаптированные для учащихся с легкой умственной отсталостью; тест «Готовность учащихся к выбору профессии» (В. Б. Успенский) [6].
Основные результаты . Респондентами исследования выступили учащиеся 8 классов с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Общее количество испытуемых составило 18 человек. Возраст респондентов варьируется от 14 до 15 лет. Из них 40 % — девочки, 60 % — мальчики.
В результате проведения исследования с помощью вышеуказанных методов и методик были получены следующие результаты. В процессе проведения диагностической беседы были выявлено, что 25 % респондентов — обладают знаниями о некоторых профессиях и о той специфике, которая с ними связана. 30 % старшеклассников с легкой умственной отсталостью — не смогли ответить на некоторые вопросы. Остальные 45 % — не обладают никакой информацией о профессиях и не проявляют интереса к их изучению. Беседа выступала в качестве подготовительного этапа для реализации выбранных методик.
Далее были проведена методика «Профессиональные намерения», результаты которой показали, что 30 % респондентов сделали свой выбор в отношении определенной профессии и владеют знаниями о том, где ее можно освоить; 45 % подростков с интеллектуальными нарушениями определились с будущей профессией, однако не знают где ее можно получить; остальные 25 % — не смогли определиться в выборе будущей профессии.
Результаты теста «Готовность учащихся к выбору профессии» свидетельствуют о том, что у 10 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на высоком уровне развития. У 40 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на среднем уровне развития. А у 50 % испытуемых уровень готовности к выбору профессии находится на низком уровне развития.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования, направленные на изучение профессионального становления старшеклассников с легкой умственной отсталостью, показали, что 10 % респондентов готовы сделать обоснованный выбор профессии; 40 % респондентов имеют средний уровень сформированности профессионального самоопределения, 50 % — имеют низкий уровень профессионального самоопределения.
Литература:
- Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова. — М.:: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
- Бондарев, В. П. Выбор профессии / В. П. Бондарев. — М.: Просвещение,1991. — 126 с.
- Зеер, Э. Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М.: Академический проект, 2008. –192 с.
- Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. 2-е издательство / Н. С. Пряжников. Воронеж: МОДЭК, 2003. 393 с.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 259 с.
- Старобина, Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: методическое пособие / Е. М. Старобина. — М.: ЭНАС, 2003. — 120 с.
- Черникова, Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.- метод. Пособие / Т. В. Черникова. — М.: Глобус, 2006. — 310 с.
- Чистякова, С. Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С. Н. Чистякова // Школа и производство. — 2013. № 1. — С. 9–12.
- Щербакова, А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы / А. М. Щербакова // Дефектология. — 1996. ‒ № 4. ‒ С. 24–28.
- Щербакова, Т. В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Концепт: научно-методический электронный журнал. — 2015. — № 6. — С. 113–119.