Настоящая статья посвящается рассмотрению института наблюдателей, а также определение его роли в избирательном праве. Авторами раскрываются такие вопросы, как понятие и сущность избирательного права, история создания, а также проблемы функционирования данного института, и его значимость. Результатом настоящей работы станут конкретные предложения для его совершенствования и повышения эффективности.
Ключевые слова: институт наблюдателей, общественные наблюдатели, выборы, прозрачность выборов, избирательное право, конституционные права, Конституция России, права и свободы человека и гражданина.
Актуальность темы данной работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в 2023 году институт наблюдателей отметит свой юбилей — 30 лет, его официальное оформление было установлено Указом Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 г. № 1557, была введена в действие уточненная редакция Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. В п. 4 ст. 15 «Порядок формирования участковых избирательных комиссий», в которой устанавливалась возможность направить до 5 наблюдателей от каждого кандидата на участковые избирательные комиссии с целью контроля за ходом проведения выборов [1]. Во-вторых, сложная геополитическая обстановка способствует более пристальному вниманию к процедуре проведения выборов не только внутри страны, но и за ее пределами, в связи с чем роль наблюдателей в данном процессе значительно возрастает.
Избирательное право — есть одно из основных гарантированных Конституцией России прав граждан, в науке многие ученые определяют его как «конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме» [2, С. 111]. Его закрепление и функционирования есть результат долгого исторического развития и борьбы граждан самостоятельно решать то, как будет развиваться страна, в каком направлении это будет происходить, какие решения будут приниматься, и какая политика проводится. Безусловно, введение всеобщего равного избирательного права в России после Революции 1917 года, закрепленное в «Положении о выборах во Всероссийское учредительное собрание», как отмечают ученые-историки (А. С. Степаненко, Е. В. Барашева, П. А. Шипицина и др.), стало «большим прорывом» на пути к демократизации общественного строя России [3, С. 193], однако, простое утверждение выборов не значит их эффективность.
Одной из наиболее известных историй, запечатленных в ходе избирательного процесса прошлых лет, является так называемое «Ленинградское дело», в хоте которого, как описывает в своих трудах известный историк В. А. Кутузов, были произведены массовые фальсификации при проведении выборов на VIII Ленинградской городской объединённой партийной конференции. Как удалось выяснить в ходе проведения расследования, кандидаты, чьи имена были зачеркнуты в бюллетенях в силу политических обстоятельство по неизвестной причине набрали наиболее число голосов. Отметим, что, согласно рассекреченным судебным решениям того времени (1950-е гг.) за указанное нарушение, а также по совокупности с иными противозаконными деяниями, практически все участники настоящего заговора были приговорены к смертной казни через расстрел [4].
Анализируя данную ситуацию, можно сделать несколько выводов. Во-первых, фальсификация голосов на избирательном процессе была явной и очевидной для всех. Во-вторых, ни о каком институте общественных и иных наблюдателей не шло и речи в условиях жесткой политической борьбы, когда большая часть прав, установленных Конституцией, была лишь декларирована, а не фактически реализовывалась.
Появление данного института — событие, которое было закреплено в российском законодательстве относительно недавно. Окончательное его оформление, как уже было указано ранее, произошло в 1993 году, однако, закрепленные Указом Президента положения не позволяли полностью регулировать вопрос функционирования наблюдателей, было множество вопросов, ответы на которые в них найти было нельзя. В связи с этим, законодательство в области избирательного права претерпело некоторые изменения. Так, например, Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — ФЗ О выборах депутатов ГД) содержит целую статью 33, которая посвящена деятельности наблюдателей. В ней устанавливается возможность направления наблюдателей, требования к ним, например, то, что ими не могут быть граждане, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов или лица, которые замещают определенные государственные должности и т. д. Кроме того, закон закрепляет необходимость письменного удостоверения статуса наблюдателя на выборах. Безусловно, большое значение удаляется вопросу его прав и определенным запретам. Так, наблюдателей вправе знакомится со списками кандидатов, сведениями о них, находится в помещении для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней и иные. Однако он не вправе их выдавать, расписываться в них за избирателя, в том числе и заполнять его по просьбе избирателя и др. [5].
Анализируя действующее законодательство, а также учитывая современную политическую обстановку, как внутри страны, так и за ее пределами, роль института наблюдателей нельзя недооценить, ведь именно он в большинстве своем обеспечивает прозрачность выборов, а также соблюдение правовой процедуры их проведения.
Учитывая особую значимость наблюдателей, как одного из аспектов избирательного права, а, значит, конституционного в том числе, важно отметить, что существуют некоторые негативные нюансы.
Основным из них, на наш взгляд, является тот факт, что наблюдатели законодательно не обязаны проходить какой-либо подготовки перед отправкой на избирательные участки, откуда мы можем сделать сразу несколько выводов:
1) большинство из них не знают свои права и ограничения;
2) нет базового понимания функционирования самого процесса проведения выборов;
3) нет знаний и понимания в области избирательного права;
4) резюмируя вышеизложенные пункты, качество работы наблюдателей ставится под большой вопрос.
Аналогичную тематику поднимали также эксперты Независимого общественного мониторинга (НОМ), говоря о том, что «во время общероссийского голосования вместе с общественными организациями и партиями, система общественных палат мобилизовала более 500 тысяч общественных наблюдателей. Однако важно переходить от акцента «количество» на акцент по «качеству» [6].
Отметим, что попытки проведения массового обучения наблюдателей проводились неоднократно, участие в этом принимали, к примеру, такие организации как НОМ или Молодая гвардия Единой России [5] [6]. Однако это носило юридически необязательных характер.
В этой связи, учитывая значимость института наблюдателей на выборах для обеспечения прозрачности процесса, и честного результата, считаем, что существует необходимость законодательного закрепления обучения наблюдателей. В частности, к примеру, внести изменения в п. 2 ст. 33 ФЗ О выборах депутатов ГД, изложив ее следующим образом:
«Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, а также имеющий документ, подтверждающий факт прохождениям им обучения на знание основ избирательного права России…».
При этом обучение наблюдателей возможно на различных базах. Это могут быть краткосрочные школы на базе политических партий, организация курсов на базе высших учебных заведений, специализирующихся на юриспруденции и около смежных науках, возможны и иные варианты, например, продолжение программы обучения на НОМ.
Однако в дополнение к этом необходимо сформулировать и закрепить определенные стандарты, в соответствии с которыми будет происходить обучение. Безусловно, их основу будет составлять избирательное право и избирательный процесс, а также иное федеральное законодательство, регулирующее вопросы проведения выборов, референдумов и т. д.
В совокупности это не только увеличит качество функционирования института наблюдателей, но и повысит их статус, как части избирательного права в целом, следовательно, их роль увеличится.
Таким образом, можно сказать о том, что роль наблюдателей в избирательном праве России весьма велика и состоит в обеспечении прозрачности и чистоты избирательного процесса. Однако качество функционирования данного института в настоящее время ставится под сомнение в виду отсутствия требований к знанию законодательных и иных правовых норм. В это связи целесообразным, на наш взгляд будет внесение изменений в действующее законодательство в части требований к кандидату на наблюдателя в виде прохождения определенных курсов.
Литература:
- Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период: Указ Президента Российской Федерации от 01.10.1993 г. № 1557 (ред. от 10.01.2003) // Рос.газ. — № 188. — 1993 (дата обращения: 26.11.2022);
- Бабанян С. С. К вопросу об определении понятия избирательных прав граждан в Российской Федерации / С. С. Бабанян // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. — 2016. — № 1 (37) — С. 110–122 (дата обращения: 26.11.2022);
- Степаненко А. С., Барашева Е. В., Шипицина П. А. История развития избирательного процесса в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 2. — С. 192–196 (дата обращения: 26.11.2022);
- Кутузов, В. А. Так называемое «Ленинградское дело» // Вопросы истории КПСС. — 1989. — № 3. — 344 c. (дата обращения: 26.11.2022);
- О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014г. № 20-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Рос.газ. — № 450–2014 (дата обращения: 26.11.2022);
- Эксперты НОМ будут обучать общественных и партийных наблюдателей на выборах в 2021 году. Независимый общественный мониторинг. [Электронный ресурс]. URL: https://nom24.ru/info/events/eksperty-nom-budut-obuchat-obshchestvennykh-i-partiynykh-nablyudateley-na-vyborakh-v-2021-godu/ (дата обращения: 26.11.2022);
- Школа наблюдателей. Молодая гвардия. [Электронный ресурс]. URL: https://mger.ru/novosti/tema/shkola-nablyudateley/ (дата обращения: 26.11.2022).