С 2019 года профессиональный синдром выгорания включен в Международный классификатор болезней, а значит — официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья. Профессиональное выгорание — сложный и комплексный феномен, являющийся результатом хронического напряжения, переутомления.
Работа педагогических работников требует огромных эмоциональных и интеллектуальных затрат, так как обусловлена практически непрерывным общением с людьми, решением различных коммуникативных и организационных задач, а также высоким уровнем ответственности за результаты деятельности.
Профессиональное выгорание является сложным и комплексным психологическим феноменом, оказывающим дезорганизующее влияние на продуктивность осуществляемой деятельности, затрагивающие функционирование субъекта труда. Симптомы выгорания могут рассматриваться как взаимосвязанные феномены, имеющие сложную структуру и значительное влияние на жизнедеятельность человека как в рамках профессиональной деятельности, так и в других сферах жизни.
Исследование личности и личностных особенностей имеет высокий уровень практической и теоретической значимости. Проблема личности традиционно в психологической науке является одной из наиболее значимых. Характер развития психологической науки с одной стороны, а с другой высокий уровень сложности категории «личность» обуславливает наличие множества теоретических подходов и научных позиций к пониманию данного психологическому феномену.
В контексте взаимоотношений человека и социальной среды личностные особенности рассматриваются В. И. Слободчиковым и Е. А. Исаевым. В таком аспекте личностные особенности проявляются в характере того, как человек воспринимает собственную жизнь, как взаимодействует с другими людьми, как он выстраивает внутренний диалог с самим собой и понимает себя [2].
Проблематика личности и индивидуально-личностных характеристик стала предметом исследования К. М. Гуревича. Ученым отмечалось, что существуют две категории индивидуально-личностных характеристик — врожденных личностных особенностях и приобретенных личностных особенностях. Врожденные особенности личности, как следует из их названия, даны человека при рождении. Они определяют характер его функционирования на начальных этапах жизни и в значительной степени определяют формирование других личностных особенностей. В данную категорию можно отнести возрастно-половые особенности, особенности свойств нервной системы. В целом, можно говорить о том, что врожденные особенности личности определяют функционирование человека как биологического субъекта. Приобретенные личностные особенности формируют задатки, способности, паттерны поведения и реагирования на внешние влияния [1].
Анализ научных источников по проблеме индивидуально-личностных характеристик позволяет говорить о том, что они — это сложная система качеств, особенностей и свойств человека, которые характеризуют субъекта и отличают его от других людей. Индивидуально-личностные характеристики — это чрезвычайно общая категория, включающая в себя особенности эмоционально-волевой, мотивационной, познавательной сферы, протекания психических процессов, особенности индивидуального стиля деятельности, обобщенные способы и варианты поведения и деятельности.
Полученные в ходе анализа научных источников данные позволяют говорить о значимости и целесообразности осуществления деятельности по исследованию особенностей индивидуально-личностных характеристик учителей общеобразовательных школ.
Эмпирическое исследование строится как сравнительное, предполагает определение особенностей актуального состояния профессионального выгорания, индивидуально-психологических характеристик у двух категорий участников — учителей общеобразовательной школы и учителей из частных школ.
Выполним характеристику выборки исследования. Участниками исследования являются 80 учителей в возрасте от 35 до 47 лет, женского пола, не являющихся молодыми специалистами и имеющими стаж трудовой деятельности не менее 10 лет. Выборку исследования составляют две группы участников. Первую группу составляют учителя общеобразовательных школ г. Москвы общим числом 40 человек. Вторую группу составляют учителя частных школ, обучающих по программе основного общего образования. В исследовании участвовали учителя, осуществляющих образование по общеобразовательным предметам: учителя естественно-научного цикла, математики и информатики, предметов гуманитарного цикла. Описательная статистика выборки исследования по возрасту представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Описательная статистика выборки исследования
Установлено, что для учителей общеобразовательной школы характерным является достоверно более высокие значения эмоционального истощения (p<0,01), а также редукции персональных достижений (p<0,01), учитывая инвертированный характер шкалы по методике «Редукция персональных достижений».
Для учителей частных школ характерным является достоверно более высокий уровень спонтанности (p<0,01), а также достоверно более низкий уровень ригидности (p<0,01).
Для учителей частных школ характерным является достоверно более высокий уровень вовлеченности (р<0,01), достоверно более высокий уровень контроля (р<0,01), а также достоверно более высокий уровень жизнестойкости в целом (р<0,01) по сравнению с учителями общеобразовательной школы.
В группе учителей из общеобразовательных школ выявлены корреляционные связи между показателями индивидуально-личностных характеристик и профессионального выгорания, которые существенно отличаются от показателей, полученных в группе учителей, которые осуществляют трудовую деятельность в частных школах.
В группе учителей из общеобразовательных школ выявлены следующие корреляции: между показателем эмоционального истощения и показателей принятия риска (r=-0,42); между показателем деперсонализации и проявлениями спонтанности (r=0,38), а также агрессивности (r=0,33); между показателем редукции персональных достижений и показателями спонтанности (r=-0,32), интроверсии (r=-0,35), контроля (r=0,37), а также жизнестойкости (r=0,41).
В группе учителей из частных школ выявлены следующие корреляционные связи: между показателем эмоционального истощения и показателем ригидности (r=0,31); между показателем редукции персональных достижений и показателями агрессивности (r=-0,36), а также тревожности (r=-0,31).
Коррекция профессионального выгорания, изменение отношения к профессиональной деятельности, максимально возможное снижение влияние негативных условий трудовой деятельности обеспечивает профессиональное развитие, формированию ответственного отношения сотрудников к своему труду и осуществляемой деятельности.
Особенное внимание необходимо уделить формированию педагогической толерантности как фактора сохранения профессионального здоровья.
- Необходима организация в рамках обучения и дополнительной подготовки тренинговых занятий повышения педагогической культуры и толерантности специалистов.
- Рекомендуется использованием модели деятельности, включающей в себя подготовительный этап, этапы осознания, переоценки, действия, рефлексивный этапы.
- Деятельность по формированию педагогической толерантности должна строиться на принципах положительных эмоций, психологической и физической комфортности, опоры на жизненный опыт и диалогического общения.
- В процессе деятельности по развитию педагогической толерантности необходимо использовать методы активного социально-психологического обучения, методы арт-терапии и диалога.
Для повышения уровня самоконтроля, предупреждения дезадаптивных психических состояний (тревоги, депрессии), важным является развитие навыков и умений самоконтроля и произвольной регуляции собственного поведения.
Деятельность по формированию умений управления собственным состояний должна сочетаться с деятельностью профессионального развития, должна выступать важной ее частью.
Помимо указанных направлений деятельности по развитию толерантности как профессионально важного качества учителя были предложены общие рекомендации, направленные на актуализацию педагогическим работником собственного личностного потенциала, повышения конкурентоспособности и развития в деятельности.
Высокий уровень конкурентоспособности педагогических работников является важным косвенным фактором повышения психологического здоровья. Конкурентоспособность специалиста — это важная интегративная характеристика, которая отражает не только уровень развития и сформированности профессиональных умений и навыков работника, но она оказывает влияние на профессиональное самосознание и самооценку, что сказывается на уровне профессионального здоровья сотрудников педагогического профиля.
В качестве основных направлений деятельности в отношение педагогических работников может рассматриваться следующая работа:
- Развитие общительности работников учителей.
- Формирование навыков самоконтроля в процессе общения.
- Развитие эмпатии сотрудников, навыков восприятия и понимания эмоций других людей.
- Формирование фрустрационной толерантности в общении, нетерпимости к неопределении.
- Стимулирование самостоятельного поведения, активности и снижение уровня мотивации избегания неудач.
Труд учителя отличается высокой социальной значимостью, он предполагает высокий уровень самоконтроля, способности преодолевать нетипичные стрессовые ситуации. В связи с данными обстоятельствами работа по формированию конструктивных умений противодействия негативным факторам деятельности, формированию умений и навыков, обуславливающих сохранение психологического здоровья имеет высокий уровень значимости и актуальности. Формирование навыков и умений конструктивного совладания с трудностями и управлением собственным психическим состоянием имеет высокую значимость в обеспечении физического и психического здоровья.
Полученные в ходе корреляционного анализа, прежде всего наличие выраженных различий в структуре корреляций в двух группах, позволяют принять гипотезу исследования, то есть существуют индивидуально-личностные характеристик профессионального выгорания учителей общеобразовательной школы по сравнению с учителями частных школ.
Перспективами дальнейшей работы может рассматриваться деятельность по исследованию детерминант и факторов профессионального выгорания, а также работа, направленная на предупреждение и коррекцию симптомов выгорания у учителей.
Литература:
- Гуревич, К. М. Проблемы дифференциальной психологии / К. М. Гуревич. — 2008. -311 с.
- Слободчиков, В.И., Исаев Е.И Основы психологической антропологии. — М.: 1995 -411 с.
- Собчик, Л. Н. Методы психодиагностики как инструмент исследования личности и дезадаптивных состояний / Л. Н. Собчик // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. — 2011. — № 1. — С. 85–90.
- Собчик, Л. Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство / Л. Н. Собчик. — Боргес, 2007. — 416 с.
- Чекмарева, М. А. Синдром оционального выгорания педагогов дошкольного учреждения / М. А. Чекмарева // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7–2. — С. 221.