В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.
Ключевые слова: ручная моторика, артикуляционный аппарат, биоэнергопластика, тяжелые нарушения речи, содружественные движения кистей рук.
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы А. А. Леонтьева, Т. Б. Филичевой, и других ученых доказали, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики помогает убрать напряжение не только с кистей рук, но и с губ, а также эффективно снижают умственную усталость ребенка. Они способны улучшить произношение не только отдельных, изолированных звуков, но и правильно формировать речевую активность ребенка» [5, 7].
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация.
О. И. Лазаренко рекомендовала использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. При этом движение рук имитирую положения губ, языка, нижней челюсти [4].
А. А. Леонтьев и А. Р. Лурия отмечают, что мелкая моторика рук и речевое развитие детей дошкольного возраста находятся в прямой зависимости друг от друга. Ручная моторика детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется рядом нарушений: сложность при манипуляции с мелкими предметами, неточность выполнения разнообразных движений, неспособность удержания заданной позы пальцев рук, трудность или невозможность переключения с одного движения на другое; трудность или невыполнение последовательных организованных движений [5, 6].
Биоэнергопластика — суть данного нетрадиционного метода заключается в том, что помимо традиционной в логопедии артикуляционной гимнастики добавляются содружественные и разнообразные движения пальцев рук.
Биоэнергопластика активизирует психологическую основу речи, улучшая, помимо этого, все моторные возможности ребенка, а также способствует формированию и коррекции звукопроизношения, фонематического слуха. Благодаря синхронизации речевой и мелкой моторики сокращается время занятий, повышается их результативность. Такой подход в логопедической работе позволяет достаточно быстро и эффективно переходить от зрительного контроля выполненных действий к их осуществлению только на основе кинестетических ощущений.
За счет применения биоэнергопластики значительно ускоряется процесс коррекции звукопроизношения поскольку взаимодействие рук и артикуляционного аппарата многократно усиливает обратную афферентацию от рабочих органов (губ и языка) к речевым зонам в коре головного мозга.
В. М. Акименко и В. В. Коноваленко говорят, что «…нетрадиционные методы работы, такие как биоэнергопластика в коррекционной работе логопеда становятся актуальным средством коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи». Эти методы принадлежат к числу нетрадиционных и являются наиболее эффективными средствами коррекции, которые используются на коррекционно-логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одно из показательных и наиболее эффективных. Они помогают в достижении максимально возможных успехов у детей с тяжелыми нарушениями речи [1, 3].
Поэтапное внедрение игр и упражнений по биоэнергопластике активизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Работа в системе биоэнергопластики первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка; стимулирует интеллектуальную деятельность; развивает координацию движений, мелкую, общую моторику и артикуляционный аппарат; формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние и психические процессы (автор с сноска).
Строить коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики с детьми с тяжелыми нарушениями речи надо предварительно изучив особенности состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются индивидуальной работы с детьми.
Для проведения экспериментального исследования нами были отобраны, обработаны и модифицированы методики таких авторов как Г. А. Волковой, Г. Р. Шашкиной [2, 8].
Нами была сформирована экспериментальная группа из десяти детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. База исследования научно-исследовательская лаборатория «Диагностики и коррекции лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности» ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет».
Для выявления уровня сформированной артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями нами был проведен констатирующий эксперимент. Исследование проводилось в индивидуальной форме.
Для поведения диагностики были разработаны показатели и критерии оценки:
- Артикуляционная моторика;
- Мелкая моторика;
- Координация речедвигательного аппарата и содружественных движений пальцев рук.
Критерии оценки измерялись в бальной шкале:
1 балл — невозможность выполнения задания, выполнение задания с большим количеством ошибок.
2 балла — выполнение задания с единичными ошибками.
3 балла — безошибочное выполнение задания.
100 %-66,7 % — третья степень успешности соответствует высокому уровню умения координировать речедвигательный аппарат и движения пальцев рук 9–7 баллов за выполнение серии задания;
66,6 %-33,4 % — вторая степень успешности соответствует среднему уровню умения координировать речедвигательный аппарат и движения пальцев рук 6–4 баллов за выполнение серии задания;
33,3 %-0 % — первая степень успешности соответствует низкому уровню умения координировать речедвигательный аппарат и движения пальцев рук 3–0 баллов за выполнение серии задания.
Таким образом, если максимальное количество баллов за задание — 9, а за серию заданий — 27, мы принимали за 100 %, то процент успешности выполнения задания можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 разделив полученный результат на 9.
Рис. 1. Результаты проведения констатирующего этапа эксперимента
Результаты обследования показали, что третий уровень успешности выявлен не был. У троих детей был выявлена вторая степень успешности, они с единичными ошибками выполняли упражнения по артикуляционной моторики, а также были неточности в координации содружественных движений кистей рук. Семь детей показали низкий уровень успешности, дети с заданиями на артикуляционную моторику не справились, координация кистей рук была грубо нарушена, несмотря на неоднократное повторение инструкции специалистом. Результат обследования представлен на рисунке 1.
Таким образом, в процессе констатирующего эксперимента нами было установлено, что исследовании мелкой моторики, артикуляционной моторики и координации движения кистей рук у детей, имеющих тяжелые речевые нарушения развиты не в полном объеме. Полученные нами результаты, в ходе констатирующего эксперимента нашей научно-исследовательской работы, указывают на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию речевой деятельности, а также на направленной на развитие артикуляционного праксиса у детей с тяжелыми нарушениями речи при помощи нетрадиционного метода воздействия — биоэнергопластики.
Литература:
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учеб. пособие для студентов вузов. — СПБ.: Феникс, 2011.
- Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / учеб. Пособие для смтудентв вузов / Г. А. Волкова. — М.: Владос, 2002. — 272 с.
- Коноваленко В. В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работе с детьми 6–12 лет. — М.: Гном и Д, 2010.
- Лазаренко О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика учебно-методич. комплекс упражнений. — М.: Айрис-пресс, 2011,
- Леонтьев А. А. Исследование детской речи. — М.: Просвещение, 2004.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия, 1973.
- Филичева Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: Инфра, 2010.
- Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Юрайт, 2019.