Влияние типа привязанности на социальную адаптацию студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 14.12.2022

Статья просмотрена: 268 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, Е. А. Влияние типа привязанности на социальную адаптацию студентов / Е. А. Овчинникова, П. К. Пенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 486-489. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97665/ (дата обращения: 16.11.2024).



В этой статье идет речь о влиянии типов привязанности на социальную адаптацию студентов. В статье дается определение понятия «социальная адаптация», рассматривается типология привязанностей и приводится анализ статических данных опроса.

Ключевые слова: социальная адаптация, студенты, типы привязанности, Джон Боулби.

This article considers the impact of attachment styles on the social adaptation of students. The article defines the concept of «social adaptation», examines the typology of attachments and provides an analysis of static survey data.

Введение

Социальная адаптация является одной из сторон социализации. Процесс социализации включает в себя четыре периода: детство, отрочество и юность, зрелость, старость. Важнейшим периодом социализации является детство , включающее три стадии (первое детство-с момента рождения и до трех лет; второе, или дошкольное, детство — с 3 до 6 лет; третье детство — с 6 до 12 лет), на каждой из которых происходит становление личности, развитие функциональной независимости и коммуникативных навыков [18]. Одним из определяющих критериев схемы поведения человека во взрослом возрасте в отношениях с друзьями, близкими, с партнером и со всем окружающим миром является тип привязанности. Тип привязанности, как и процесс социализации, начинается практически с момента рождения. Первая привязанность — это привязанность младенца к матери, поэтому модель поведения во многом зависит от поведения мамы [1]. Ребенок адаптируется под тот стиль поведения, который демонстрирует ему взрослый [2].

Связь социальной адаптации личности с теорией привязанности

Люди всегда находятся во взаимодействии с окружающей средой. Приспособленность живых существ к воздействию условий внешней среды обозначается термином «адаптация» [5]. Адаптационные механизмы сыграли важную роль в эволюции, об этом писал Чарльз Дарвин в своем труде «О происхождении видов», где он отметил, что уникальность физиологии, морфологического строения и поведения каждого вида является результатом взаимодействия отдельных его особей с окружающей средой. Такой уровень адаптации называется биологическим [6, 7]. Человек приспособился к борьбе с неблагоприятными условиями, поэтому главной проблемой человечества является не выживание в природе, а выживание в обществе. Приспосабливаемость личности к требованиям общества обеспечивает психологическая адаптация. Принципы психологической адаптации также опираются на теорию эволюции Чарльза Дарвина.

Психологическая адаптация человека осуществляется в социальной, социально-психологической, профессиональной сфере, а также в сфере взаимосвязей с экологической средой. В соответствие с этим выделяют социальную психологическую адаптацию личности, социально-психологическую адаптацию личности, профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности и экологическую психологическую адаптацию личности [19].

Социальная адаптация личности происходит при усвоении индивидом социальных норм, правил и ценностей общества, в котором он существует, а также при овладении навыками, необходимыми для функционирования в обществе. Адаптация молодого поколения в социуме обеспечивается первичным социальным институтом — семьей [18, 19]. Семья формирует ту внешнюю среду, в которой растет ребенок и к которой учится адаптироваться, и под действием этой среды происходит процесс закладывания личностных качеств, которые затем сыграют важнейшую роль в становлении личности и социализации человека [4]. Для того, чтобы социальная адаптация произошла успешно, необходимо, чтобы ребенок рос в комфортной среде, в которой родители обеспечивают ему чувство безопасности и поддержку, уберегают от одиночества, обучают ребенка взаимодействовать с коллективом. Если же ребенок воспитывается в неблагоприятной среде, есть риск деморализации личности, которая приводит к затруднению построения межличностных связей и, как следствие, нарушению социальной адаптации [8].

Таким образом, модели семейных взаимоотношений и их последствия, изложенные в теории привязанности, являются важным элементом социальной адаптации личности.

Четыре типа привязанности

Впервые теорию привязанности сформулировал Джон Боулби и обосновал ее в книге «Привязанность». Боулби описал привязанность как «биологический инстинкт, в котором ребенок начинает искать близости к значимому взрослому, когда чувствует угрозу или дискомфорт». Джон Боулби описал четыре стадии привязанности от младенчества до окончания детства, нарушение которых приводит к формированию у ребенка враждебного отношения к миру и патологического недоверия к людям [6].

Теория привязанности Боулби была дополнена исследованиями Мэри Эйнсворт, которая выделила три основных типа привязанности: надежный, тревожно-амбивалентный и избегающий [3]. Позднее Мэри Эйн добавила к этому списку четвертый тип — дезорганизующий [10].

Надежный тип привязанности формируется, если ребенок растет в благоприятной среде, в которой он чувствует себя в безопасности, он знает, что родитель всегда рядом и всегда поможет ему. Родители этих детей уделяют им достаточное количество внимания, оберегают их и поддерживают с ними эмоциональную связь. Вырастая, такие дети не испытывают проблем в построении межличностных связей, они открыто выражают свои эмоции и желания, имеют нормальную самооценку, положительно относятся как к себе, так и к окружающим людям [13, 3].

Тревожно-амбивалентный тип привязанности свойственен тем, кто не испытывал уверенности в своем родителе. В детстве люди с этим типом привязанности часто оставались в разлуке с родителями. Такие дети болезненно привязаны к значимому взрослому, они боятся быть покинутыми, испытывают чувство тревоги и одиночества из-за неуверенности в том, что их родитель вернется к ним в нужный момент [9]. Дети, которые переживают разлуку с родителями, начинают долго плакать, но поняв, что их родитель не придет на их плач, прекращают проявлять эмоции и замыкаются к себе, вследствие чего у них формируется страх и недоверие к окружающим [17]. Люди с этим типом привязанности имеют низкую самооценку, склонны «растворяться» в другом человеке, нуждаются в одобрении и постоянном подтверждении своей значимости, обычно имеют негативное представление о себе, но положительно относятся к другим [12, 3].

Избегающий тип привязанности формируется в том случае, если родитель пренебрегает ребенком, отказывается его поддерживать и входить с ним в эмоциональный контакт, пресекает попытки ребенка проявлять эмоции. Такие дети понимают, что не могут рассчитывать на своего родителя и учатся справляться со своими проблемами самостоятельно, вследствие чего у них формируется гипертрофированная независимость от поддержки, помощи и одобрения других людей. Взрослые с этим типом привязанности избегают близких отношений, чувствуют себя не комфортно при работе в команде, склонны не проявлять эмоций [15]. Эти люди обладают высокой самооценкой, позитивным представлении о себе и негативным отношением к другим [14, 3].

Дезорганизующий тип привязанности, или тревожно-избегающий тип привязанности зачатую возникает в семьях, в которых родители вели себя противоречиво, смешивая при воспитании ребенка насилие и любовь. Такие дети боятся своих родителей, испытывают недоверие к ним, но при этом нуждаются в их поддержке и заботе [9]. Люди с дезорганизующим типом привязанности демонстрируют нестабильное и импульсивное поведение, склонны запутываться в чувствах, испытывая зависимость от других людей и, одновременно с этим, не доверяя им и отталкивая их, у них неоднозначная самооценка, они негативно относятся как к себе, так и к другим [11, 2, 3].

Программа эмпирического исследования

Целью исследования является выявление взаимосвязи между типом привязанности и уровнем социальной адаптации у студентов.

В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что существует взаимосвязь между типом привязанности у студентов и уровнем их социальной адаптации. Основная гипотеза конкретизирована в частной гипотезе: у студентов с надежным типом привязанности процесс социальной адаптации происходит легче, чем у студентов с ненадежными типами (тревожно-амбивалентным, избегающим и дезорганизующим).

В эмпирическом исследовании приняли участие студенты высших учебных заведений г.Пермь. Возрастной диапазон — 19–21 год. Количество испытуемых составило 100 человек.

Для определения привязанности студентов к значимому взрослому использовался опросник М. В. Яремчук [20]. Для определения степени социально-психологической адаптации студентов был выбран опросник по методике Роджерса-Даймонд [16].

Анализ результатов исследования

В ходе исследования типов привязанности студентов по методике М. В. Яремчук было выявлено, что среди студентов г.Пермь преобладает надежный тип привязанности (50 %), число студентов с дезорганизующим типом составило 23 %, с избегающим типом — 17 %, с тревожно-амбивалентным типом — 10 %.

Далее были проведены исследования степени социальной адаптации студентов по методике Роджерса — Даймонд. По результатам исследования было определено число студентов, испытавших трудности в социальной адаптации: среди студентов с надежным типом привязанности — 20 % со средней степенью адаптации, нет студентов с тяжелой степенью адаптации, среди студентов с дезорганизующим типом — 57 % (35 % — со средней степенью адаптации, 22 % — с тяжелой степенью адаптации), среди студентов с избегающим типом — 88 % (59 %- со средней степенью адаптации, 29 % — с тяжелой степенью адаптации), среди студентов с тревожно-амбивалентным типом — 90 % (60 % — со средней степенью адаптации, 30 % — с тяжелой степенью адаптации).

Таким образом, студенты с ненадежными типами привязанности более склонны к нарушениям адаптации, нежели студенты с надежным типом, что подтверждает нашу гипотезу.

Заключение

Исследование социальной адаптации студентов и определение их типа привязанности дало возможность выявить взаимосвязь между двумя этими показателями. Средняя и тяжелая степень адаптации может приносить человеку дискомфорт, приводить к чувству покинутости и одиночества. По результатам данной исследовательской работы можно судить о том, что определение своего типа привязанности и его корректировка позволит добиться более успешной социальной адаптации студента.

Литература:

  1. Ainsworth M. D. S. Infancy In Uganda, Infant Care and the Growth of Love. The Johns Hopkins Press, 1967, p. 471 URL: https://psycnet.apa.org/record/1967–35025–000 Дата обращения: 04.12.2022
  2. Ainsworth M. D. S. Infant-mother attachment. Am. Psychol., 347(1979), pp. 932–937 URL: https://psycnet.apa.org/record/1980–09337–001 Дата обращения: 04.12.2022
  3. Ainsworth, M. D. S., Blehar, M. C., Waters, E., & Wall, S. Patterns of attachment: A psychological study of the strange situation. Lawrence Erlbaum, 1978 URL: https://psycnet.apa.org/record/1980–50809–000 Дата обращения: 03.12.2022
  4. Gwen Adshead. Becoming a caregiver: attachment theory and poorly performing doctors. Med Educ. 44(2) (2010), pp. 125–31 URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1365–2923.2009.03556.x Дата обращения: 08.12.2022
  5. H. B. Woolston. Social Adaptation. The American Journal of Theology, 21 (1917), pp. 311–313 URL: https://www.jstor.org/stable/pdf/3155443.pdf Дата обращения: 10.12.2022
  6. J. Bowlby. Attachment and Loss, Vol 1 Attachment. New York: Basic Books, 1982, p. 436
  7. J. Bowlby. The making and breaking of affectional bonds: I. Aetiology and psychopathology in the light of attachment theory. Br. J. Psychiatry, 130 (1977), pp. 201–210 URL: https://www.cambridge.org/core/journals/the-british-journal-of-psychiatry/article/abs/making-and-breaking-of-affectional-bonds/12BE02CC4F59067D79FC64534E36FC5E Дата обращения: 04.12.2022
  8. Jessica A.Stern, Jude Cassidy. Empathy from infancy to adolescence: An attachment perspective on the development of individual differences. Developmental Review, 47 (2018), pp. 1–22 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0273229717300849 Дата обращения: 08.12.2022
  9. K. Bartholomew, L. M. Horowitz. Attachment styles among young adults: a test of a four-category model. J Pers Soc Psychol., 61(2) (1991), pp. 226–44 URL: https://numerons.files.wordpress.com/2012/04/11-attachment-styles-among-young-adults.pdf Дата обращения: 04.12.2022
  10. Karol Lewczuk, Dorota Kobylińska, Marta Marchlewska, Magdalena Krysztofiak, Agnieszka Glicаб Viktoriia Moiseeva. Adult attachment and health symptoms: The mediating role of emotion regulation difficulties. Current Psychology volume 40 (2021), pp. 1720–1733 URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144–018–0097-z Дата обращения: 11.12.2022
  11. Mario Mikulincer, Phillip R. Shaver. Attachment orientations and emotion regulation. Current Opinion in Psychology, 25 (2019), pp. 6–10 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352250X18300071 Дата обращения: 06.12.2022
  12. Mary Gemma Cherry, Ian Fletcher, Helen O'Sullivan. The influence of medical students’ and doctors’ attachment style and emotional intelligence on their patient–provider communication. Patient Education and Counseling, 93 (2013), pp. 177–187 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0738399113002103 Дата обращения: 05.12.2022
  13. Nadezhda A. Tsvetkova, Pavel A. Kislyakov, Elena A. Volodarskaya. Надежная привязанность как фактор нервно-психической адаптации и субъективной психологической безопасности студентов в условиях пандемии COVID-19. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 14 (2022), pp. 351–379 URL: http://discover-journal.ru/jour/index.php/sjlsa/article/view/433 Дата обращения: 04.12.2022
  14. Natalia Sabelnikova,Dmitry Kashirsky, Olga Garvard. Attachment and Images of Parents and of the Romantic Partner of Russian Young Men and Women. Behav. Sci., 10(5) (2020), p. 87 URL: https://www.mdpi.com/2076–328X/10/5/87 Дата обращения: 09.12.2022
  15. Nurten Kaya. Attachment styles of nursing students: A cross-sectional and a longitudinal study. Nurse Education Today, 30 (2010), pp. 666–673 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0260691710000031 Дата обращения: 09.12.2022
  16. Rogers, Carl R., Rosalind F. Dymond. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954 URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Psychotherapy-and-personality-change- %3A-coordinated-Rogers-Dymond/da1162083f2f0517c749beafd27ef16a23779be1 Дата обращения: 04.12.2022
  17. Tânia Brandão, Marisa Matias, Tiago Ferreira, Joana Vieira, Marc S. Schulz, Paula Mena Matos. Attachment, emotion regulation, and well‐being in couples: Intrapersonal and interpersonal associations. J Pers., 88(4) (2020), pp. 748–761 URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7383855/ Дата обращения: 10.12.2022
  18. V. V. Vikhman, M. V. Romm, M. E. Vilberger. Phenomenon of Social Adaptation in Modern Socio- Economic Changes in Society. Advances in Engineering Research, 157 (2018), pp. 612–617 URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/aime-18/25901999 Дата обращения: 06.12.2022
  19. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Академия Естествознания, 2009, pp. 376–382 URL: https://monographies.ru/en/book/section?id=2824 Дата обращения: 05.12.2022
  20. М. В. Яремчук. Особенности привязанности в детско-родительских отношениях и отношениях любви у старших подростков. PsyJournals, 3 (2005), pp. 86–94 URL: https://psyjournals.ru/files/1345/psyedu_2005_n3_Yeremchuk.pdf Дата обращения: 04.12.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): тип привязанности, социальная адаптация, ребенок, студент, надежный тип привязанности, родитель, теория привязанности, значимый взрослый, социальная адаптация личности, социальная адаптация студентов.


Похожие статьи

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Методы развития эмоционального интеллекта у студентов колледжа

В наше время концепция развития эмоционального интеллекта набирает популярность и до сих пор является одной из главных проблем психологии. Некоторые авторы утверждают, что ЭИ имеет большую прогностическую значимость и все проведенные исследования мож...

Исследование жизненной перспективы старшеклассников

В данной статье рассматривается вопросы развития жизненной перспективы старшеклассников. В статье приводятся результаты эмпирического исследования по тесту «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева и личностному опроснику Стефансона...

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Отношение людей ко лжи в разных сферах

В данной статье рассматриваются представления о смысле, вкладываемом в понятие «ложь» психологами и людьми, не имеющими отношения к психологической науке, а также представлены результаты эмпирического исследования способности определять ложь, раскрыт...

Статус идентичности личности и страх будущего в юношеском возрасте

Работа посвящена изучению взаимосвязи статусов идентичности личности и страха будущего в юношеском возрасте. Наблюдается дефицит исследований, посвященных научному изучению феномена идентичности. Многие исследователи опираются на теоретические работы...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами

В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этни...

Похожие статьи

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Методы развития эмоционального интеллекта у студентов колледжа

В наше время концепция развития эмоционального интеллекта набирает популярность и до сих пор является одной из главных проблем психологии. Некоторые авторы утверждают, что ЭИ имеет большую прогностическую значимость и все проведенные исследования мож...

Исследование жизненной перспективы старшеклассников

В данной статье рассматривается вопросы развития жизненной перспективы старшеклассников. В статье приводятся результаты эмпирического исследования по тесту «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева и личностному опроснику Стефансона...

Теоретический обзор подходов к пониманию феномена социальности человека

В статье проводится анализ понятия «социальность человека», рассматриваются три подхода к социальности, дихотомия «врожденное — приобретенное» в психологии, а также факты, свидетельствующие о социальной компетентности младенца в раннем детстве.

Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте

В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.

Проблема аутентичности в разных психологических школах

В статье рассматривается проблема аутентичности в различных психологических школах: психоанализе, когнитивной психологии, гуманистической и экзистенциальной психологии.

Отношение людей ко лжи в разных сферах

В данной статье рассматриваются представления о смысле, вкладываемом в понятие «ложь» психологами и людьми, не имеющими отношения к психологической науке, а также представлены результаты эмпирического исследования способности определять ложь, раскрыт...

Статус идентичности личности и страх будущего в юношеском возрасте

Работа посвящена изучению взаимосвязи статусов идентичности личности и страха будущего в юношеском возрасте. Наблюдается дефицит исследований, посвященных научному изучению феномена идентичности. Многие исследователи опираются на теоретические работы...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Сущность понятия и характеристика понятия ассертивности у педагогических работников с разными этническими стереотипами

В статье исследуется связь между уровнем ассертивности у педагогических работников и проявлениями этнических стереотипов в контексте межэтнических отношений в школе. Использовалась методика, включающая тест ассертивности и опросник для выявления этни...

Задать вопрос