Данная статья посвящена проблемам миграции в Российской федерации. Проведенное исследование позволило выявить проблемы, в том числе связанные с пандемией, с геополитическими событиями, связанными с конфликтом на Украине и санкционным давлением на РФ. В работе предложены пути решения проблем в правовой сфере.
Ключевые слова: мигрант, миграция, правовое регулирование миграции проблемы миграции, регулирование миграции.
This article is devoted to the problems of migration in the Russian Federation. The study revealed the problems, including pandemic, geopolitical events related to the conflict in Ukraine and the sanctions pressure on the Russian Federation. The paper proposes ways of solving the problems in the legal sphere.
Keywords: migrant, migration, legal regulation of migration problems of migration, regulation of migration.
Миграция — это сложное явление, которое давно анализируется и является предметом интенсивных политических дебатов в отношении возможностей и рисков, которые она влечет за собой.
Вопреки утверждениям многих политиков, иммиграция, если она хорошо регулируется и управляется, может оказать положительное влияние на развитие стран назначения, способствуя социальному и экономическому росту.
В долгосрочной перспективе мигранты способствуют экономическому благосостоянию принимающего государства (например, налоговые отчисления, социальные выплаты мигрантов способствуют поддержанию социальной системы государства, в том числе и пенсионной).
На самом деле, миграция играет ключевую роль, особенно на рынке труда, где она способствует сокращению снижения трудоспособного возраста в более развитых странах.
Очевидно, что это также в значительной степени зависит от способности принимающих стран интегрировать мигрантов в рынок труда, предлагая им возможности и знакомя их с их правами, чтобы избежать эксплуатации.
В краткосрочной перспективе иммиграция влечет за собой значительные расходы, связанные с системой социального обеспечения [6] для приема и интеграции мигрантов в принимающее сообщество. Однако, как упоминалось ранее, в долгосрочной перспективе эти затраты будут возмещены самими мигрантами, которые, выплачивая налоги, вносят вклад в социально-экономическое благополучие принимающей стороны.
Таким образом, государство должно разработать политику, которая максимально использует потенциал мигрантов [7], делая их неотъемлемой частью социальной структуры страны назначения. Более того, особенно в случае с беженцами, государство должно поддерживать их адекватными социальными услугами, чтобы они могли в конечном итоге вернуться в свою страну происхождения.
Объявленная в феврале 2022 года специальная военная операция заставила десятки тысяч россиян покинуть страну. В сентябре судьбы ещё сотен тысяч круто изменились в считанные часы. Причина — мобилизация.
4 октября Forbes со ссылкой на свои источники сообщил, что с начала мобилизации из России выехало 600–700 тысяч человек. Какой процент из них составляют туристы или отправившиеся в командировки граждане, не уточняется [5].
Президент России Владимир Путин ещё в 2020 году требовал остановить вымирание России по итогам 2024 года, поручив сделать «выход на положительную динамику численности населения по итогам 2024 года» [1] (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»), в том числе за счет миграции населения.
Влияющих на миграцию факторов много. Однако отрицать того, что в сентябре 2022 года к ним прибавилась ещё и мобилизация, нельзя. Безусловно, уехавшие в другие страны граждане, негативно повлияют на численность населения России.
С другой стороны, приток мигрантов в Россию в современных условиях связан с беженцами с Украины. И здесь можно выделить очень много сложностей и проблем: отсутствие документов и средств существования, бюрократия при оформлении российского гражданства, отсутствие права места размещения в пунктах временного размещения, сложности с трудоустройством.
Важно подчеркнуть тот факт, что граждане Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и граждан Украины, проживающих (проживавших) на территории указанных Республик либо на территории Запорожской и Херсонской областей юридически в рамках российского законодательства не являются ни мигрантами, ни даже беженцами, а если и рассматривать их в качестве мигрантов, то только внутренних, перемещающихся по территории РФ, поскольку данные территории были приняты в состав РФ 04.10.2022 года в связи со вступлением в силу Федеральных конституционных законов № 5-ФK3, № 6-ФK3, № 7-ФК3, № 8-ФК3 от 04.10.2022 г. То есть граждане с данных территорий уже являются гражданами РФ, несмотря на то, что у многих еще украинский паспорт. То есть, по сути, гражданин данных субъектов приносит присягу, необходимые процедуры фотографирования, дактилоскопию в соответствии с Федеральным законом № 274-ФЗ, после чего ему в отделах по вопросам миграции района места жительства (проживания) выдают российский паспорт.
С получением выплат и жилищных сертификатов (Постановление Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и правобережной части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации» [23]), возникло множество проблем. У многих паспорта еще украинского образца, а чтобы получить российский паспорт, без которого ни льготы, ни сертификат не получить, необходимо время, получается, что часть жителей ютятся по знакомым и родственникам или в пунктах временного размещения, без денег.
Так, например, в Ростовской области, только через месяц после старта программы по получению жилищных сертификатов Министерство строительства Ростовской области утвердило форму заявления на получение жилищного сертификата и выплаты от региона в 100 тысяч рублей для беженцев из Херсона [4]. До этого времени никто не мог ничего получить целый месяц, тогда как закон уже работал.
Программа жилищных сертификатов и выплат от регионального правительства показала несогласованность действий чиновников и организаций, вовлеченных в процесс. Донские власти оказались не готовы к оперативному исполнению федеральных задач.
Несостыковки действий и в МФЦ. Так, у жительницы Херсонской области в МФЦ приняли документы по собственности на имущество на украинском языке, а ее знакомой, которая подавала заявление на сертификат в другом отделении, сказали сделать перевод документов на русский язык. В результате прислали отказ и в жилищном сертификате, и в 100-тысячной выплате. Женщина подавала заявления по форме, которую ей предложили в МФЦ 25 октября, в то время как представитель министерства региональной политики заявил, что к 1 ноября ни одной заявки не поступало. Норму о необходимости заверенного перевода документов на русский язык закрепили в областном законодательстве в начале ноября. Тогда же уточнили, что у заявителя должен быть паспорт гражданина Российской Федерации.
Таким образом, региональные власти не спешат выполнять задачи, поставленные перед ними государством, а в это время, люди, оставшиеся из-за спецоперации без собственного жилья, вынуждены скитаться вместе с детьми. Считаем необходимым законодательно урегулировать вопросы взаимодействия федеральных и региональных властей, обязать на законодательном уровне оперативно и в нужные сроки издавать законы на уровне регионов и ужесточить меры ответственности лиц органов власти за промедление с выполнением выше поставленных задач первостепенной важности.
Еще одной проблемой для жителей перечисленных территорий является тот факт, что их новый российский паспорт не признают в странах ЕС. Совет Евросоюза утвердил решение не признавать российские паспорта, выданные в субъектах РФ, присоединенных в результате сентябрьского референдума, а также в Абхазии и Южной Осетии [8]. Решение данной проблемы видится только в том случае, если Евросоюз признает эти четыре территории в составе РФ.
Для остальных жителей Украины продолжает действовать упрощенный порядок получения РВП, ВНЖ, Гражданство РФ.
27 августа 2022 вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 27.08.2022 № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации» [2]. Граждане Украины вправе временно пребывать в России без ограничения сроков и работать без патентов и разрешений на работу, вне зависимости от указанной в миграционной карте цели визита. Данное право действует при условии прохождения в установленные законом сроки об обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования (в соответствии с Федеральным законом № 274-ФЗ срок составляет 90 дней).
Как видно из условий упрощенного порядка, только на дактилоскопическую регистрацию и фотографирование уходит 90 дней, в результате даже в упрощенном порядке получить гражданство РФ жителям Украины, становится проблемой, поскольку многих бенефитов (получить льготы, медицинский полис и т. д.) не получить без российского паспорта.
Поэтому необходимо на законодательном уровне для жителей Украины сократить сроки проведения всех процедур по получению российского гражданства. Для этого предусмотреть правовой механизм оперативного, автоматического межведомственного взаимодействия для проверки информации о гражданине в целях безопасности.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
- Указ Президента Российской Федерации от 27.08.2022 № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 21 октября 2022 г. № 1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и правобережной части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на территории иных субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405436525/
- Минстрой Дона утвердил беженцам из Херсона форму заявления на жилищный сертификат [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://161.ru/text/realty/2022/12/04/71868170/.
- Щербакова, Е. Миграция и мобилизация: как это скажется на демографической ситуации в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://matveychev-oleg.livejournal.com/14335359.html.
- Bonin H. The contribution of foreigners and future immigration to the German national budget. Centre for European Economic Research, 2014.
- Addressing drivers of migration, including adverse effects of climate change, natural disasters and human-made crisis through protection and assistance, sustainable development, poverty eradication, conflict prevention and resolution. New York: IOM, 2017.
- Council adopts decision not to accept Russian documents issued in Ukraine and Georgia [electronic resource]. — Access mode: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/12/08/council-adopts-decision-not-to-accept-russian-documents-issued-in-ukraine-and-georgia/