В статье автор исследовал нормативно-правовое регулирование некоторых положений правового статуса самостоятельно занятых лиц, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход.
Ключевые слова: самостоятельно занятые лица, налогоплательщики, объект налогообложения, профессиональный доход.
К самостоятельно занятым лицам, выступающим в качестве полноценных экономических субъектов, у российских ученых интерес возник в начале XXI века в связи с возникшей потребностью в независимых формах трудовой деятельности. В связи с принятием Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 N 422-ФЗ (далее — Федеральный закон N 422-ФЗ), конечно же, возросло внимание со стороны ученых-юристов.
Законодатель неспроста принял Федеральный закон N 422-ФЗ, им он намеревался решить следующие проблемы: неучитываемый пласт экономики, который находился вне зоны контроля со стороны государства, а также взаимодействие общества только с крупными монопольными структурами. И этот Федеральный закон, наконец, установил правила участия в налоговых правоотношениях для самозанятых лиц как обособленной категории экономически активных физических лиц, занимающихся производством товаров или оказанием услуг в целях получения дохода.
Необходимо определить порядок налогообложения самостоятельно занятых лиц и в целом правовую природу данного института. Самостоятельно занятые лица схожи с индивидуальными предпринимателями и с работниками, нанятыми по трудовому договору. С первыми их роднит то, что обе категории занимаются предпринимательской деятельностью, но отличает их правовое положение. Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, имеющее специальный правовой статус, самозанятость же является специальным налоговым режимом. Индивидуальный предприниматель может осуществлять свою деятельность через этот налоговый режим. Что касается сходства с трудовыми отношениями, то самостоятельно занятые лица не заключают трудовых договоров со своими контрагентами и поэтому не существует правового контроля за соблюдением трудового законодательства в отношении таких лиц [2].
Опираясь на данные статистики, предоставленные Федеральной Налоговой Службой РФ, можно сделать вывод о том, что с начала данного эксперимента, начавшегося в 2019 году, число самостоятельно занятых лиц в нашей стране достигло 5 миллионов человек, а налогов в казну уплачено 40 миллиардов рублей [4].
Согласно данным соцопроса, большинство самостоятельно занятых лиц осуществляют свою деятельность в сфере ремонта и строительства — 28 %, а также в сфере доставки и дизайна — 12 %, фото- и видеоуслуг — 11 %, клининга — 10 % [3].
Государство, стремясь к качественному правовому регулированию в сфере налогообложения доходов самостоятельно занятых лиц, изначально вводило этот специальный налоговый режим в качестве экспериментального. Впервые он был установлен в 2019 году в Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области, затем Федеральный закон N 422-ФЗ установил, что с 1 июля 2020 года этот экспериментальный режим вводится и в остальных субъектах РФ. Срок этого эксперимента — до 31 декабря 2028 года включительно.
Обращаясь к статье 10 Федерального закона N 422-ФЗ, можно узнать размер налоговой ставки для самостоятельно занятых лиц: 4 % для тех лиц, которые реализовывали свои товары физическим лицам и 6 % для тех, кто реализовывал товары индивидуальным предпринимателям. При этом, если соблюсти указанные в законе условия (ч. 1, 2 ст. 15 данного Федерального закона), то самозанятый может освободиться от уплаты страховых взносов. Закон относит к самозанятым тех лиц, которые осуществляют деятельность по реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав (ст. 4, 6).
Включение самостоятельно занятых лиц в экономику Российской Федерации должно привести к развитию института предпринимательства, снижению уровня безработицы, бедности. Права и законные интересы таких лиц могут надлежаще реализовываться, например через доступность гарантий защиты, благодаря различным формам нормативно-правового обеспечения возможностей в налоговых и иных правоотношениях. Говоря о ставке данного налогового режима, она сопоставима с другими ставками различных специальных налоговых режимов. Всё это является положительной стороной для самозанятых лиц, являющихся плательщиками налогов.
Тот факт, что законодатель отдельно выделил самозанятых лиц в качестве плательщиков подоходного налога, со своим особым налоговым бременем, говорит о том, что это оправдано с социальной точки зрения, так как это является положительной мотивацией для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основанную на личном трудовом участии.
Если говорить о недостатках данного налогового режима, то можно сказать о том, что законодатель не закрепил понятие самозанятое лицо и не выделил критерии его деятельности, а также не указал какие у такого лица могут быть источники доходов. Также такая характеристика как профессия должна быть применена к статусу любого самостоятельно занятого лица.
Для того, чтобы приблизиться к социальной справедливости, равенству граждан, увеличению трудовой активности можно ввести в Российской Федерации прогрессивную ставку налога на профессиональный доход с обязательным необлагаемым минимумом, размер которого будет определяться с учетом произведенного налогового вычета [1].
Итак, проанализировав такую категорию налогоплательщиков как самостоятельно занятые лица, можно прийти к выводу о том, что даже несмотря на некоторые недостатки, имеющиеся в нормах налогового права, а именно: отсутствие понятия самозанятого лица и отсутствие критериев его деятельности, всё равно существует положительная тенденция в развитии данного вида налоговых правоотношений. Указание в законе на то, что данный специальный налоговый режим является экспериментальным подтверждает то, что данная сфера еще будет развиваться.
Литература:
1. Ручкина Г. Ф. К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности самозанятых граждан в Российской Федерации // Налоги. 2020. № 1. С. 42–46.
2. Ситник А. А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. № 3. С. 31–34.
3. https://tass.ru/ekonomika/12521203
4. https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/12258990/