Данная статья посвящена важности внедрения инновационных технологий при трансграничной перевозке коммерческого груза. В ближайшем будущем такую перевозку можно реализовать с помощью беспилотной авиационной системы (БАС). Для данного события есть все необходимые предпосылки.
Ключевые слова: коммерческий груз, трансграничная перевозка, беспилотная авиационная система (БАС)
«Движение — это жизнь, а жизнь — это движение» — сказал великий древнегреческий философ Аристотель. Как ни странно, это выражение относится не только к физической активности обычных людей, но и к внешней торговле. Груз в большинстве случаев проходит стадию перевозки и пересекает на своем пути границы стран, а следовательно, подпадает под действие разных юрисдикций.
Общепринятого и закрепленного понятия «трансграничная перевозка» так и не сложилось. В подавляющем большинстве международных актов определения данного понятия исходят из специфики конкретного вида международной перевозки грузов, проиллюстрирую на конкретных примерах.
В Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г. под трансграничной перевозкой понимается любое перемещение опасных и других видов отходов, которое «затрагивает» хотя бы два государства [1].
Похожее определение можно встретить в Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов 1956 г. здесь трансграничная перевозка трактуется, как перевозка груза за вознаграждение с помощью транспортных средств, где место погрузки груза и место его доставки по договору расположены на территориях двух различных государств [2].
В Воздушном кодексе Российской Федерации 1997 г. используется термин «международная воздушная перевозка», под которым понимается воздушная перевозка, где пункт отправления и назначения находятся на территории двух различных государств, а также есть уточнение о том, что перевозка может быть за плату, то есть коммерческой [3].
При сравнении предыдущего определения и ныне приведенного, становится отчетливо понятно, что фактически термины «трансграничная перевозка» и «международная перевозка» носят идентичный характер, и самым важным фактором является наличие хотя бы двух юрисдикций.
Стоит заострить внимание на том, что все приведенные в качестве примеров определения выражают самую общую мысль, отражают специфику конкретного вида перевозки (будь то воздушная, транспортная или иная), но ни одно не подчеркивает сам международный характер, а также логично вытекающий вопрос о применимом праве в таких перевозках.
Что касается определения «коммерческого груза», то здесь также отсутствует единый подход. Например, в Федеральном законе № 259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2007 г. есть определение термина «груз» в качестве материального объекта, который принимается к перевозке в предусмотренном порядке. Следовательно, коммерческий груз — это тот груз, который представляет ценность, имеет стоимостный эквивалент и приносит прибыль реализовавшему его лицу, проще говоря, это товар, который продавец реализует покупателю, а покупатель за этот товар платит деньги продавцу.
Приведенные примеры не только иллюстрируют разнообразие в формулировках терминов, а также демонстрируют доступные средства для перевозки грузов, в частности автотранспорт, авиатранспорт и другие.
Технологический прогресс не стоит на месте, а наоборот с каждым днем продвигается «семимильными шагами». Одним из передовых новшеств является использование беспилотных авиационных систем (БАС). Что же стоит за этим сочетанием слов? Речь идет о комплексе взаимосвязанных элементов, которые включают в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, а также средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных судов [4]. В то время как беспилотное воздушное судно представляет собой воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом (внешним пилотом), находящимся за пределами борта такого воздушного судна.
Казалось бы, понятия очень похожи, но важно различать, что БАС — это комплексная система со всеми инфраструктурными элементами для реализации полета, а беспилотное воздушное судно — это само пилотируемое судно под руководством внешнего пилота.
Внедрение данной технологии проходит очень активно и стремительно, так, например, БАС уже используется в сфере поисково-спасательных работ, так как действовать нужно быстро и без промедлений, но к сожалению, человеку подвластны далеко не все чрезвычайные ситуации, а уж тем более проявления стихии. В подтверждение данного факта, стоит упомянуть случай спасения тонущего человека у побережья Черного море, которому с помощью беспилотного летательного аппарата был спущен спасательный круг, в то время пока спасательная бригада добиралась до места происшествия.
Использование беспилотных авиационных систем также популярно за пределами Российской Федерации. Так, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) подготовила информацию о разработке правил, регулирующих использование БАС, данный раздел легко доступен для изучения, а также очерчивает круг вопросов и проблем, которые могут возникнуть при использовании БАС. Не взирая на проделанный объем работ, такие правила являются лишь рекомендательными для стран. Единого общеобязательного свода правил на международном уровне пока не сложилось.
Стоит отметить, что активно развивается национальное регулирование данного вопроса, однако же, оно не совсем «поспевает» за скоростью технологий. Одним из самых инновационных проектов российских законодателей стало принятие Федерального Закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ [5]. Именно названный закон дает надежду и возможность урегулировать и тем самым сделать возможными перевозки коммерческих грузов с помощью БАС. Так как именно там создается возможный для практического применения режим регулирования для крупногабаритных БАС.
А почему это так важно? Ответ достаточно прост и исходит он из простого обывательского опыта. Возвращаясь к примеру с продавцом и покупателем, продавцу гораздо выгоднее за один полет доставить как можно больше груза. Масса БАС может не превышать и 30 килограмм, соответственно груз для перевозки будет составлять всего несколько килограмм, это совершенно экономически не выгодно для продавца.
На нынешнем этапе идет подготовка всей инфраструктуры для реальной возможности таких полетов. Именно это обозначает, что наличие нормативного акта еще не говорит о практической реализации всех предписаний. БАС проходит всевозможные испытания и проверки, именно в ходе рутинных полетов можно выявить насущные проблемы, например: отсутствие легитимных внешних пилотов и такого направления в образовательной сфере.
Таким образом, благодаря внедрению инновационных технологий, а именно использование БАС для трансграничных перевозок коммерческого груза на нынешнем этапе — это шаг в будущее. Состояние нормативной базы уже сопутствует реализации данного плана, остается подготовить всю необходимую инфраструктура, а также заполнить правовые пробелы, возникающие в ходе подготовки реальных полетов.
Литература:
- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.) (с поправками по состоянию на 8 октября 2005 г.)
- «Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)" (Заключена в г. Женеве 19.05.1956) (Вступила в силу для СССР 01.12.1983) (с изм. от 05.07.1978)
- «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2022)
- Анализ международных и национальных программ, нормативных актов и современных технологических решений, относящихся к интеграции беспилотных авиационных систем в контролируемое и неконтролируемое воздушное пространство, и предложения по их совершенствованию в Российской Федерации, Москва 2018, «Аналитический центр «Аэронет»
- Федеральный Закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 258-ФЗ