Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания является одним из видов надзора, осуществляемого прокуратурой Российской Федерации. Так, в соответствии с абз. 3 п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Несмотря на упоминание в одном абзаце дознания и предварительного следствия, а также на их единое урегулирование нормами УПК РФ, прокурорский надзор в отношении обеих форм предварительного расследования обладает существенными отличиями в определении пределов и круга применения средств надзора прокурором. В рамках нашего исследования мы подробно изучим процессуальные полномочия прокурора именно при производстве дознания.
Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания состоит в реализации полномочий, предоставленных прокурору в рамках не только УПК РФ, но и в ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Так в настоящее время в науке прокурорского надзора устоялось деление полномочий прокурора по осуществлению надзора, независимо от его вида или принадлежности к определенной отрасли, на три группы:
1) по выявлению нарушений закона, а также причин и условий им способствовавших;
2) по устранению нарушений закона;
3) по предупреждению нарушений закона [1].
Непосредственно содержание полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания можно вывести из положений ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Однако отметим, что перечень перечисленных полномочий прокурора касается осуществления им не только надзорной функции за процессуальной деятельностью органов дознания, органов предварительного следствия, но также уголовного преследования. В этой связи необходимо коснуться соотношения двух основных уголовно-процессуальных функций прокурора.
О. В. Воронин называет прокурорский надзор в качестве основной функции «отечественной прокуратуры» [2]. Аналогичное мнение высказывает Ш. Ш. Байрамов, что справедливо и соответствует п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», в которой иные функции прокуратуры указаны в числе полномочий прокуратуры, но без приведения их перечня и путем их общего формулирования, как «иные функции, установленные федеральными законами» [2]. Помимо этого, в тексте рассматриваемого закона в п. 2 ст. 1 приводятся помимо надзора и другие полномочия прокурора такие, как уголовное преследование на основе уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, административное производство на основе Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. По мнению О. В. Воронина тем самым «была закреплена многофункциональная модель прокурорской деятельности» с провозглашением основного назначения прокуратуры в осуществлении надзора [2]. А. Ю. Винокуров и Ю. Е. Винокуров определяют прокурорский надзор, как «вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора» [2]. Указанные авторы, продолжая раскрывать понятие прокурорского надзора, пишут, что это «форма государственного контроля в сфере обеспечения законности, присущий только органам прокуратуры».
Прокурор является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, действующим в соответствии с общим назначением уголовного судопроизводства, состоящем согласно ст. 6 УПК РФ в защите потерпевших от преступлений, а также любой личности, вовлеченной в уголовный процесс, от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Следовательно, обе основные функции прокурора при производстве по уголовному делу должны обеспечивать достижение указанного назначения уголовного судопроизводства. Вместе с тем, надзор представляет собой обеспечение законности в деятельности органов предварительного расследования, а уголовное преследование представляет собой деятельность прокурора как участника со стороны обвинения по изобличению подозреваемого, обвиняемого, виновного в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ).
Прокурорский надзор осуществляется в отношении процессуальной деятельности органов дознания, что следует понимать, как реализацию органом дознания полномочий, предусмотренных УПК РФ, т. е. в рамках уголовного процесса. Орган дознания осуществляет процессуальную деятельность по уголовному делу с момента принятия решения о возбуждении уголовного дела, в течение производства дознания по правилам глав 32 и 32.1 УПК РФ и до вынесения процессуального решения по уголовному делу. При этом орган дознания осуществляет процессуальную деятельность по уголовному делу с помощью полномочий и средств, предоставленных ему УПК РФ. В основном содержание процессуальной деятельности органа дознания может быть сведено к проведению следственных, иных процессуальных действий, к принятию различных процессуальных властно-распорядительных решений, как в ходе дознания, так и при окончании, в том числе по применению мер процессуального принуждения, во многом сопровождающихся ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Все сказанное делает необходимым применение к процессуальной деятельности органа дознания контроля ее законности и обоснованности. По сравнению с судебным и ведомственным контролем прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания носит постоянный и универсальный характер при отсутствии прямой соподчиненности надзирающего органа и подвергаемого надзору.
Задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания не нашли законодательного урегулирования в УПК РФ и в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Однако они должны соответствовать назначению прокурорского надзора и уголовного судопроизводства. Так, А. В. Федулов и М. П. Поляков, определяя суть прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, приводят две задачи, разрешаемые при этом прокурором: «С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяющего эффективно проводить уголовное преследование» [3].
Задачи означают такую деятельность субъекта, которая в любом случае должна быть достигнута и произведена. Исходя из этого, можно охарактеризовать задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания в соответствии с исполняемыми им полномочиями на основе ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»:
1) выявить нарушения законов, допущенные органами дознания в ходе осуществления процессуальной деятельности;
2) принять меры прокурорского реагирования к устранению нарушений законов, допущенных органами дознания в ходе осуществления процессуальной деятельности и их последствий;
3) осуществлять деятельность по предупреждению нарушений законов, органами дознания в ходе осуществления процессуальной деятельности, выявляя причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, в том числе путем привлечения к ответственности должностных лиц органов дознания, допустивших или способствовавших нарушениям законов.
Безусловно, задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания должны быть дополнены обязанностью прокурора обеспечивать права и законные интересы всех лиц, вовлеченных в производство по уголовному делу органом дознания, выявлять при этом допущенные нарушения и принимать меры к их устранению, в том числе последствий.
Таким образом, прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания является одним из видов надзора, осуществляемого прокурором в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, согласно которому прокуратура призвана осуществлять надзора за соблюдением положений Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории нашего государств.
Литература:
- Настольная книга прокурора: практическое пособие. В 2 т. / под ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; научн. ред. А.Ю, Винокуров; 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. Т. 1. С. 142.
- Генералов, Д. Н. Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания / Д. Н. Генералов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 182-185.
- Прокурорский надзор : конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Федулов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2009. — 165 с.