Статья предполагает раскрыть содержание и сущность мошенничества в сфере закупок для нужд государственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству; рассмотреть вопросы, связанные с хищениями бюджетных средств, их условиями и причинами.
Ключевые слова: мошенничество, государственные и муниципальные нужды, закупка, ответственность.
Закупки для нужд государственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, являются одним из основных способов приобретения материалов, работ либо услуг за счет бюджетных средств. Ежегодно, в связи с влиянием различных факторов, в том числе увеличения потока инвестиций, положительной динамики экономики страны, потребностей общества, происходит рост расходов бюджетных денежных средств. Огромные потоки денежных средств, направляемые на удовлетворение потребностей страны и общества в виде госзакупок делают эту систему наиболее коррупционной. В действиях должностных лиц организаций в полномочия которых входит контроль за проведением закупок, все чаще устанавливаются факты злоупотреблений положением, а также хищений выделяемых денежных средств. Таким образом, анализ вышеуказанных негативных явлений является одной из самых актуальных в сегодняшнее время задач уголовно-правовой науки.
Актуальные на сегодняшний день нормативно-правовые акты гласят, что закупка материалов, работы, услуги для нужд государственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, есть совокупность в установленном законом порядке действий заказчика и направленных на обеспечение государственных или муниципальных потребностей [1].
Государственные закупки — наиболее коррупционная сфера деятельности, связанная с оборотом бюджетных денежных средств. Все самые крупные капиталы с сомнительным происхождением в Российской Федерации формируются именно в ходе осуществления и контроля госзакупок. Государство всецело стремится найти новые способы борьбы и устранения ситуаций, при которых огромные суммы денежных средств, полученных незаконным путем в ходе госзакупок, перечисляются на оффшорные средства, открытые в заграничных банках.
Должностные лица государственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, опираясь на судебную практику, изобретают новые схемы хищений государственных средств в процессе проведения госзакупок. Применяя новые методы, чиновники обращают в свою пользу миллиарды государственных денежных средств, в последующем направляя их на оффшорные счета. Таким образом, примерно пятая часть Российских бюджетных средств, выделенных на государственные заказы, уходит за границу [2].
Заключение контракта на электронных торгах в сегодняшние дни стало весьма значимой и неотъемлемой частью экономики каждого государства. Предусмотренная на законодательном уровне процедура изучения конъюнктуры рынка, а следствие выбора поставщиков обеспечивает развитие конкурентоспособности участников и их предложений, увеличение качества предлагаемой и приобретаемой продукции, работ, услуг, эффективное использование денежных средств, выделенных на проведение торгов.
Анализируя сферу госзакупок, стоит отметить, что одной из главных и весьма важных целей выступает приоритет государственных нужд при одновременной экономии бюджетных средств, которая является следствием должного отношения к процедуре изучения конъюнктуры рынка.
Хищения путем обмана и злоупотребления доверием, совершаемые в сфере закупок для нужд государственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, являются особым видом совершения преступлений в данной категории, поскольку происходят на рынок государственных и муниципальных закупок. Особенной стороной такого рынка является большое количество отдельных элементов, различий распределения бюджетных средств, выделенных на проведение закупок, между исполнителями.
На проблему коррупционных проявлений при проведении государственных закупок на постоянной основе обращается внимание в прессе, средствах массовых информациях, индивидуальных заявлениях как физических лиц в единственном числе, так и организационно посредством интернет коммуникаций. Несмотря на участившиеся обращения отдельных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, а также представителей организаций, в уголовном законодательстве России проблемы коррупционных проявлений и способы их решения не нашли своего рационального отражения.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее — УК РФ) установлен ряд норм, охраняющих интересы заказчиков (распорядителей) торгов и их участников. Однако многие возникающие в настоящее время ситуации остаются за рамками уголовно-правового воздействия, поскольку со стороны законодательной власти отсутствует своевременный анализ уже выявленных преступлений, совершаемых в сфере государственных закупок. Соответственно снижается эффективность разработки мер государственного реагирования на коррупционные проявления в данной сфере, а также защиты участников госзакупки от их проявления.
Законодательные нормы, имеющиеся в УК РФ, в настоящее время не способствуют их эффективному правоприменению, в связи с чем мошенничество в сфере государственных закупок характеризуется высокой степенью скрытности, не проявляя себя должным образом.
В настоящее время продолжаются споры о введении новых форм уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере закупок для нужд государственных и муниципальных предприятий, а также акционерных обществ, контрольный пакет акций которых принадлежит государству.
Одними из предпосылок хищений путем обмана или злоупотребления доверием в сфере закупок является:
— процесс закупок в одних руках;
— возможность совершения мошенничества;
— отсутствие контроля;
Мошенничество в рассматриваемой сфере свершается на различных стадиях в процессе торгов, производства работ непосредственно самими участниками (сотрудники заказчика, поставщики материалов, услуг, работ).
По данным обзора преступлений за 2016 год, совершенных в России, мошенничество в сфере закупок материалов и услуг занимает лидирующее положение среди экономических преступлений (33 %).
Как показывает судебная практика, в настоящее время существуют типовые формы мошенничества со стороны участников процесса госзакупок [3]:
орфографические ошибки — сообщения о предстоящих торгах в соответствии с законодательством должны публиковаться на сайте. Изначально на сайте о госзакупках в уведомлении о принятии заявок будет допущена орфографическая ошибка в наименовании товара. В результате на данное предложение выйдет только «нужный» поставщик.
демпинг — одно из основных условий закупки — экономия бюджетных средств. Участник закупки целенаправленно, необоснованно занижает цену в целях отказа от закупки иных участников и впоследствии сам сдается в пользу «нужного» поставщика, предложившего цену немногим меньше остальных;
отзыв предложения состоит в том, что участник соглашается за определенное денежное вознаграждение отозвать ранее поданную заявку либо не участвовать в процедуре торгов;
фильтр — установление особых, зачастую невозможных и невыполнимых, условий исполнения заказа.
Эффективность противодействия хищениям бюджетных средств в сфере государственных закупок возможно исключительно за счет усиления контроля в уже известных ключевых областях, их своевременном анализе и определения новых. Проведение тщательной проверки участников закупки, обеспечение независимости лиц, должностными обязанностями которых является контроль качества проведения закупки.
Основными направлениями предотвращения мошенничества в сфере государственных закупок можно назвать следующие:
— конкретизация предусмотренной законом ответственности за мошеннические действия в сфере закупок материалов, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
— обязательное проведение государственной экспертизы определения рыночной стоимости лота;
— повышение эффективной системы контроля;
Вышеперечисленные направления являются одними из наиболее актуальных в вопросах борьбы с коррупционными проявлениями, поскольку коррупция дестабилизирует бюджетную политику государства, снижает качество управления казенными ресурсами. Прогрессирование коррупции подрывает баланс бюджетной системы, влияет на безопасность ее функционирования, а также создает риски общей финансовой безопасности государства.
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета». — N 80. — 12.04.2013.
- Федеральный закон от 18.07. 2011 г. N 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // «Российская газета». — N 159. — 22.07.2011.
- Бюджетные деньги утекают за границу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusplt.ru/society/byudjetnyie-dengi-utekayut-zagranitsu-16774.html#(дата обращения 21.03.2017).
- Российский обзор экономических преступлений за 2014 год // — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/forensic-services/publications/resc-2016.html (дата обращения 21.03.2017).