В статье рассмотрено понятие художественной гимнастики, ее значение на международном уровне и в Олимпийском виде спорта. Так же описаны требования к спортсменам и особенности физической подготовки, характер исполнения упражнений, качества, которыми должны обладать спортсмены, а также особенности оценивания выступлений по художественной гимнастике.
Ключевые слова: художественная гимнастика, гимнастки, соревнования, тренировки, спорт.
The article deals with the concept of rhythmic gymnastics, its significance at the international level and in the Olympic sport. It also describes the requirements for athletes and the features of physical training, the nature of the execution of exercises, the qualities that athletes should have, as well as the features of evaluating performances in rhythmic gymnastics.
Keywords: rhythmic gymnastics, gymnasts, competitions, training, sports.
Художественная гимнастика — вид спорта, в котором гимнасты выступают на полу с предметами: обручем, мячом, булавами, лентой или скакалкой. Этот вид спорта сочетает в себе элементы художественной гимнастики, танцев и спортивной гимнастики, а сами гимнастки должны быть сильными, гибкими, подвижными, ловкими и координированными 3, с. 25.
На международном уровне художественная гимнастика является исключительно женским видом спорта, однако сейчас есть в этой категории и мужчины. Япония и несколько стран Европы уже имеют свою национальную категорию по художественной гимнастике среди мужчин.
Олимпийская художественная гимнастика предназначена только для участниц. Канадская спортсменка Лори Фунг завоевала первую золотую олимпийскую медаль в личном зачете. А Испания выиграла первую групповую золотую медаль. Однако в целом Россия доминирует в этом виде спорта как в индивидуальных, так и в групповых олимпийских соревнованиях. Это один из самых изящных и грациозных видов спорта, в котором наши представительницы на международной арене многократно завоевывали первые места. Школа художественной гимнастики в России по праву одна из сильнейших в мире.
Гимнасты начинают тренироваться в юном возрасте и получают право участвовать в Олимпийских играх и других крупных международных соревнованиях 1 января своего 16-летнего возраста (например, гимнастка, родившаяся 31 декабря 2006 г., будет иметь право на участие в Олимпийских играх 2022 г.). Оптимальный возраст для начала занятий художественной гимнастикой — пять лет. В физическом плане к этому времени можно давать определенную нагрузку на связки и суставы. Ребенок уже понимает и слушает тренера. Он способен разучивать различные элементы. В пять лет дети могут выдерживать 40–45 минут полноценной тренировки. Они должны стать мастерами своего искусства и выступать под экстремальным давлением. Тренеры кропотливо создают каждое упражнение в мельчайших деталях, а затем тренируются часами каждый день 4, с. 169.
Художественная гимнастика «не принимает» тех, у кого проблемы с сердец, сосудами, органами дыхания. Ведь, каждое занятие выполняется с высокой интенсивностью. Художественная гимнастика запрещена людям:
– с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
– с сахарным диабетом;
– проблемами с сердечно-сосудистой системой;
– с заболеваниями нервной системы.
Двигательные функции детей зависят от их физиологических, психомоторных и морфологических особенностей. Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма девушек, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Гимнастки должны не только уметь сесть на шпагат, но и развернуть его на 180 градусов. Чтобы выполнять эти прыжки и акробатические движения, спортсмены должны уметь выполнять шпагат. Эти движения требуют от них полного сгибания ног спереди и сзади 3, с. 24.
Художественная гимнастика отличается от других видов упражнений целостностью, динамичностью и танцевальным характером исполнения.
Целостность упражнений характеризуется одновременностью выполнения основных и дополнительных движений, отсутствием остановок и фиксаций промежуточных положений в упражнениях и соединениях и предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении. Примером целостных упражнений служат «волна» и волнообразные движения, взмахи.
Динамичность обусловлена интенсивным передвижением по площадке, а также разнообразными изменениями скорости, темпа, ритма, амплитуды, направления и силы движений.
Танцевальный характер упражнения приобретают благодаря тесной связи с музыкой и элементами народных танцев, умению придать движениям различный характер и разную эмоциональную окраску. При этом движения выполняются в определенном ритмическом рисунке и повторяются в необходимой последовательности (циклично) [1, р. 233]. Целостность, динамичность, танцевальный характер выполнения упражнений тесно взаимосвязаны.
Правила художественной гимнастики будут зависеть от типа выполняемого движения, таким образом, в рамках статьи отметим некоторые из них 2, с. 143:
1.Прыжки
– Все прыжки должны иметь хорошую высоту, иметь четкую форму и хорошую амплитуду.
– Все прыжки с выгнутой спиной должны удерживать голову в контакте с ногой.
2.Балансы
– Равновесия должны выполняться пальцами ног и/или коленом. Движения должны четкими и иметь хорошую фиксированную форму.
3.Развороты
– Различные комбинации поворотов должны выполняться полностью пальцами ног, без использования пятки в качестве опоры.
Таким образом, лучшие художественные гимнасты должны обладать многими качествами; баланс, гибкость, координация и сила являются одними из наиболее важных. Они также должны обладать психологическими качествами, такими как способность конкурировать под сильным давлением, в котором одна ошибка может стоить им титула, а также дисциплиной и трудовой этикой, позволяющими практиковать одни и те же навыки снова и снова.
Упражнения по художественной гимнастике проходят на коврике размером около 42,5 квадратных футов (13 метров на 13 метров). Гимнасты используют пять предметов: скакалка, обруч, мяч, лента и пара булав. Из общей механики известно, что всякое физическое тело может совершать две основные формы движения: вращательное и переместительное. Предметы могут совершать указанные движения как самостоятельно, так в руках гимнастки. Для каждой единицы оборудования существуют строгие стандарты. Они должны соответствовать определенным требованиям по весу, длине, диаметру, цвету и материалу.
В соревнованиях по художественной гимнастике упражнения оцениваются по следующим параметрам, которые пересматриваются каждые четыре года, система определяет Кодекс очков. После каждых Олимпийских игр процесс подсчета очков изменяется.
На Олимпиаде есть две категории художественной гимнастики: групповое многоборье и индивидуальное многоборье. Каждая ритмическая программа имеет определенные требования. Во-первых, программа должна исполняться под музыку. Ожидается, что во время воспроизведения музыки гимнастка продемонстрирует координацию и контроль над музыкой и оборудованием. Упражнение должно охватывать всю площадь пола и включать такие элементы, как прыжки, шпагат, повороты, удержание равновесия и движения на гибкость. Во время упражнения гимнастка не может выполнять более трех акробатических элементов.
В дополнение к требованиям к индивидуальным упражнениям, пять гимнасток в групповых упражнениях должны выполнять одни и те же навыки в одно и то же время, что называется синхронизацией. Они также должны выполнять как крупные, так и мелкие обмены оборудованием. Чем больше гимнастки взаимодействуют друг с другом, тем больше очков они могут получить.
В действующем Кодексе баллов (2022–2025 гг.) Окончательная оценка упражнения представляет собой сумму оценки сложности и оценки выполнения. Нанесенные штрафы также будут вычтены из итогового счета. Оценка сложности является открытой и не имеет максимального балла, а оценка выполнения имеет начальное значение 10 баллов. Существуют также сбавки, которые реализуются путем вычитания баллов из итоговой записи за определенные указанные ошибки, допущенные гимнасткой 5, с. 62.
Художественную гимнастику можно назвать одним из самых красивых и полезных для тела видов спорта. Растущая конкуренция на мировой гимнастической площадке говорит о том, что первенство сохранят те спортсменки, которые смогут сочетать многоструктурную сложность с виртуозным исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью и артистизмом. Поэтому необходим еще более качественный подход к специальной спортивной подготовке, основанный на принципах индивидуализации и опережающего развития в постоянно меняющихся условиях, в которых работает художественная гимнастика.
Литература:
- Smirnova, A. I. Means of special endurance improvement of Femalestudents engaged in rhythmic gymnastics / A. I. Smirnova, E. A. Yankina // Modern University Sport Science: XVI Annual International Conference for Students and Young Researchers, Москва, 17–19 мая 2022 года. — Москва: RSUPESY&T, 2022. — P. 333–336.
- Ивашина, В. В. Равновесная подготовка как база для поворотов в художественной гимнастике / В. В. Ивашина // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 4. — С. 143–145.
- Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике / Т. В. Нестерова, О. А. Богорад // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — 2005. — № 5. — С. 24–32.
- Транбаева, Э. Н. Композиционные основы упражнений художественной гимнастики «Композиционные основы упражнений художественной гимнастики» / Э. Н. Транбаева // Известия ВУЗов (Кыргызстан). — 2005. — № 6. — С. 169–170.
- Хижняк, А. А. Эволюция и перспективные направления в художественной гимнастике / А. А. Хижняк // Современные здоровьесберегающие технологии. — 2020. — № 2. — С. 62–73.