Сложность современных взаимоотношений между странами и нарушенное экономическое и политическое сотрудничество приводят к тому, что субъекты внешнеэкономических отношений ищут новые пути и формы взаимодействия в рамках экспортно-импортного товарообмена, которые не всегда соответствуют предписаниям закона. Рассмотрены проблемы борьбы с таможенными преступлениями, дано понятие таможенных преступлений, выявлены проблемы, мешающие эффективному расследованию и раскрытию таможенных преступлений, предложены пути их решения.
Ключевые слова : внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы, таможенное законодательство, таможенные преступления, контрабанда, перемещение товаров и транспортных средств, таможенная граница, государственная граница, ввоз, вывоз товаров.
The complexity of modern relations between countries and disrupted economic and political cooperation lead to the fact that the subjects of foreign economic relations are looking for new ways and forms of interaction within the framework of export-import commodity exchange, which do not always comply with the requirements of the law. The problems of combating customs crimes are considered, the concept of customs crimes is given, problems hindering the effective investigation and disclosure of customs crimes are identified, ways of solving them are proposed.
Keywords: foreign economic activity, customs authorities, customs legislation, customs crimes, smuggling, movement of goods and vehicles, customs border, state border, import, export of goods
В нашем законодательстве отсутствует категория таможенных преступлений, а подходящие к ней по смыслу деяния содержатся в трех главах Уголовного кодекса РФ: о преступлениях в сфере экономики, общественной безопасности, а также против здоровья населения и общественной нравственности. Рассмотрим, что можно отнести к преступлениям в сфере таможенного дела.
Самое известное из них преступление — контрабанда, которая со времен появления границ и таможенных пошлин прочно вошла в жизнь и с тех пор строго преследуется государствами. Современное российское законодательство также уделило внимание этому романтическому занятию, при этом сами нормы о контрабанде в последние годы претерпели значительные изменения. Так, с конца 2011 года знаменитая среди участников внешнеэкономической деятельности ст. 188 УК (контрабанда) утратила силу и охватываемые ею деяния были распределены по другим нормам в зависимости от перемещаемых через границу предметов, либо перестали быть уголовно-наказуемыми.
Помимо контрабанды популярны дела об уклонении от уплаты таможенных платежей и о незаконном выводе денежных средств за рубеж. Остальные преступления в правоприменительной практике являются довольно экзотичными.
Итак, к преступлениям в сфере таможенного дела можно отнести следующие [1]:
— различные виды контрабанды (ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК);
— незаконные экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК);
— невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190 УК);
— уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств (ст. 193 УК);
— совершение валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК);
— уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК).
Указанные преступления выявляются, как правило, в ходе осуществления таможенного, экспортного и валютного контроля, а также в результате оперативно-розыскной деятельности таможни. Стараются не отставать оперативники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД и ФСБ.
Подследственность уголовных дел максимально широка. Так, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возбуждение уголовных дел по указанным выше преступлениям таможенным органом, при этом по некоторым составам они остаются в производстве дознавателей таможни (ч. 1 и 2 ст. 194, ч. 1 ст. 200.1, ч. 1 ст. 200.2 УК), по иным после проведения неотложных следственных действий направляются в следственные органы. Также дела возбуждаются непосредственно следователями СК (ч. 3 и 4 ст. 194 УК) и МВД (ст. 229.1, 193.1 УК и другие). В зависимости от места совершения преступления уголовные дела расследуются следователями территориальных или специализированных транспортных подразделений, но зачастую возникают споры о подследственности [1].
Преступления в сфере таможенного дела нередко сопряжены с другими экономическими (например, легализацией преступно полученного имущества, незаконным использованием товарного знака), должностными (взяточничеством, злоупотреблением должностными полномочиями и др.) и прочими преступлениями.
Приведенные выше составы преступлений довольно разнородны между собой по объекту посягательства, хотя все, безусловно, связаны со сферой таможенного регулирования. Можно также относить к рассматриваемой категории все преступления, расследуемые таможенными органами, однако последним предоставлено право возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия о преступлениях, прямо не связанных с таможенным делом (ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1 УК).
К наиболее часто случающимся преступлениям в данной сфере следует отнести «контрабанду, незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, а также уклонение от уплаты таможенных платежей».
Проанализировав статистику, представленную на сайте Федеральной таможенной службы, мы видим, что в 2021 г. зафиксировано 1993 преступления в таможенной сфере. Наиболее популярное — это контрабанда — 828 преступлений, на втором месте — уклонение от уплаты таможенных платежей — 311 преступлений, оставшиеся относятся к незаконным операциям с валютой. Других составов таможенных преступлений за 2021 г. практически не было зафиксировано [4].
Сложность разграничения состава таможенных преступлений также представляет определенную проблематичность. При квалификации преступлений трудности возникают при разграничении контрабанды и уклонения от уплаты платежей. Это носит систематичный характер, проблемы в квалификации возникают очень часто, что в свою очередь затрудняет работу таможенных органов и препятствует качественному расследованию по данным уголовным делам.
Согласно статистике, каждое второе дело не возбуждается. Точные причины, в соответствии с которыми происходит отказ, выделить сложно, но это очевидно является одной из ключевых проблем несовершенства деятельности правоохранительных органов в таможенной сфере. Кроме того, не предпринимаются действия для своевременного поиска и задержания преступников, которые успевают за это время скрыться и «замести следы» [4].
Следующая проблема связана с тем, что большое количество таможенных дел прекращаются в связи с истечением срока давности. Происходит это из-за, опять же, некачественной работы таможенных органов, которые не предпринимают должных попыток по поиску виновных лиц, не совершают необходимых процессуальных действий. Дела не рассматриваются должным образом, пока срок давности не ис течет. Это можно объяснить тем, что таможенные преступления характеризуются сложностью в раскрываемости.
Как ранее было отмечено, «деятельность таможенных органов по расследованию преступлений в сфере таможенного дела является специфической формой расследования, имеющей некоторые особенности, вызванные в первую очередь такими специфическими свойствами совершаемых преступлений, как многоаспектность, повышенная общественная опасность, организованный характер, транснациональность, латентность и многообъектность».
На практике деятельность правоохранительных органов в данной сфере чрезвычайно неэффективна, что многие специалисты в данной сфере связывают с их недостаточным материально-техническим и криминалистическим обеспечением. Для повышения эффективности работы таможенных органов предлагается расширить штат каждого органа, улучшить его материально-организационную базу, а также внедрить в работу различные технические средства контроля, которые будут выполнять некоторую работу за людей.
Еще одной значительной проблемой является несовершенство таможенного законодательства. Многие ученые отмечают сложность данного законодательства, аргументируя тем, что оно является очень объемным по содержанию, оно содержит огромное количество бланкетных норм, что в свою очередь приводит к большему количеству нарушений норм таможенного права. Таможенный кодекс ЕАЭС содержит множество отсылок, бланкетных норм к другим нормативным правовым актам, поэтому, чтобы изучить таможенное законодательство, необходимо проанализировать не только кодекс и основные федеральные законы, но и другие акты, которые содержат в себе нормы таможенного права, что является некой проблемой, так как этих актов довольно много. Кроме того, в эти акты ежемесячно вносятся различные изменения, поправки. Отслеживать все эти изменения крайне сложно, именно поэтому многие нарушают таможенное законодательство, не подозревая этого [6].
Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, упростить таможенное законодательство, сократить количество ведомственных актов, в которых оно содержится. Однако стоит отметить, что все это довольно сложно, так как ежедневно меняется экономика, политика, рынок, а это все приводит к необходимости внесения все новых и новых поправок в существующее таможенное законодательство, создания новых актов, регулирующих данную деятельность, поэтому, по нашему мнению, проблема сложности и несовершенства таможенного законодательства останется всегда.
По вопросу рассмотрения дел о контрабанде Пленум Верховного суда РФ вынес постановление, в котором подробно разъяснил вопросы, возникающие в процессе судебной практики. В указанном постановлении нашла свое отражение сущность категории «незаконное перемещение товаров». Перемещение считается незаконным в том случае, если имеет место быть одно из перечисленных условий:
— товары и иные предметы перемещены вне установленных для этого мест;
— товары и иные предметы перемещены в неустановленное время;
— перемещение было осуществлено, минуя таможенный контроль;
— не было осуществлено декларирование товаров;
— были использованы документы, которые содержали недостоверные сведения о товаре. Под недостоверностью сведений понимается указание ложной информации о наименовании, описании товара, стране его происхождения, классификационном коде. Кроме того, недопустимым является предоставление поддельных таможенных пломб и печатей, а также действительных таможенных пломб и печатей, но принадлежащих другому товару помимо совершенствования законодательной регламентации данного преступного деяния необходимо реализовать несколько разнонаправленных мер по борьбе с контрабандой:
— в области международного сотрудничества. (Взаимодействие с правоохранителями и службами других государств);
— информационное сотрудничество. (Информирование граждан, отработка поступающей информации, обмен данными между правоохранительными ведомствами);
— организационные меры взаимодействия. (Определение порядка лицензирования международных перевозок, ужесточение ответственности);
— оперативные меры. (Поиск организаторов каналов поставки, задержание преступников);
— технические мероприятия. (Компьютеризированные средства контроля, специальные маркировки и др.)»
Вполне очевидно, что данные преступления негативно сказываются не только на экономике страны, но и на ее культурном развитии, на здоровье общества, его нравственном развитии, способствуют деградации общества. Таможенные преступления несут опасность и для мирового сообщества, так как разрушают экономические и социальные устои. Осуществлять противодействие данным преступлениям очень важно, правоохранительные органы и государство должны прилагать максимум усилий для борьбы с ними.
Необходимо развивать и совершенствовать законодательство в данной сфере, оптимизировать работу таможенных органов, внедрять новые технологии для обнаружения нарушений таможенного законодательства, разрабатывать стратегии для наиболее эффективного расследования данной категории дел, укрепить кадровый потенциал, улучшить профессиональные навыки сотрудников, ужесточить контроль над коррупциогенными факторами, что в совокупности позволит наиболее активно бороться с данным видом преступлений, что в свою очередь значительно увеличит благосостояние страны и улучшит климат внешнеэкономического сотрудничества между государствами.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
- Приказ ФТС России от 24.12.2020 № 1125 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2021–2023 годы» // ПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381671/ (дата обращения: 28.11.2022)
- Боборыкина, А. Е. Некоторые проблемы в выявлении и расследовании преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов / А. Е. Боборыкина // Молодежный вектор таможни. — 2022. — № 1(1). — С. 13–16.
- Вобликов, А. Б. Направления актуализации уголовного законодательства о преступлениях в сфере таможенного дела / А. Б. Вобликов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. — 2022. — № 3(71). — С. 100–104.
- Мигел, А. А. Коррупционные проявления в деятельности таможенных органов РФ: факты и решения / А. А. Мигел, О. С. Шаурина, Т. В. Лесина // Modern Economy Success. — 2022. — № 5. — С. 170–174.
- Ригун, А. Д. Понятие и система таможенных преступлений в российском уголовном законодательстве / А. Д. Ригун // Актуальные исследования. — 2022. — № 4(83). — С. 39–42.
- Фомин, А. С. Особенности расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей / А. С. Фомин // Вопросы устойчивого развития общества. — 2022. — № 4. — С. 872–875.