Ключевые слова : кадетское училище, профессиональное самоопределение воспитанников, будущая профессия, профессия.
В современных социальных условиях организация сопровождения профессионального самоопределения воспитанников кадетского училища приобретает особо обостренную специфику, требуя обновления педагогических подходов и методов. Целенаправленное сопровождение профессионального самоопределения предусматривает процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и отражает способы самореализации человека на основе согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей и возможностей личности. Самоопределяясь в профессии, воспитанник кадетского училища постепенно повышает уровень своей профессиональной направленности при обеспечении совпадения его жизненных смыслов и ценностей и предметной деятельности, в которой он участвует, проверяя свои способности в ней. Социологические исследования подтверждают, что многое из того, что человек как личность приобретает в годы обучения, остается с ним в продолжении всей жизни, и в очень значительной степени определяет его судьбу.
Фундаментальные вопросы профессионального самоопределения и ориентации на профессию освещены в психолого-педагогической, социологической, экономической литературе, исследованы аспекты профессиональных интересов, особенности выбора профессии, проблемы психологического и социально-педагогического сопровождения самоопределения подрастающего поколения (Т. В. Бухарина, Е. А. Климов, С. Н. Чистякова и др.) [6].
Кадетские училища, призванные выполнять педагогические функции профессиональной подготовки, отождествляемой с понятием «специальное образование», создают особое профориентационно направленное поле для успешного обеспечения такого важного психологического момента как «готовность воспитанника» (эмоциональная, мотивационная, информационно обоснованная) к приобретению профессии, связанной с целями обучения в довузовских образовательных организация МО РФ [7].
Реализация задач профессионального самоопределения в ходе кадетского образования и воспитания начинается с погружения обучающихся в атмосферу особого уклада жизни, приближенного к армейскому, с учетом необходимости военной подготовки и дополнительного образования детей. При этом обязателен учет психологических, физиологических и возрастных особенностей однополого коллектива и обязательно участие мужчин — воспитателей в учебно-воспитательном процессе, основанное на принципах мужского воспитания.
В ходе нашей исследовательской работы на базе Оренбургского кадетского училища выявлены основополагающие показатели успешного профессионального самоопределения воспитанников кадетского училища, среди которых: наличие национального самосознания российского гражданина; понимание и готовность отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической и социальной общности; способность сохранять свою мировоззренческую позицию, обладать высокой социальной активностью; умение сориентироваться в экономической и общественно-политической ситуации, стремление к поиску путей разрешения нестандартных ситуаций.
В этой связи педагоги и психологи училища учитывают в своей деятельности, что с одной стороны, личность воспитанника — это сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой — система социального ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Следовательно, учитывается, что необходимо расширение совокупности средств профориентации, чтобы воспитанник осознал широкий спектр своих возможностей и способов профессионального развития, осознавая личные мотивы и социально значимые цели будущей профессии.
Особое внимание придается также решению задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждению и углублению их профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в преодолении сложностей профессионального выбора. Выбирая профессию, воспитанники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, лидерских, организационных качеств. В профессиональном самоопределении педагоги обращают внимание воспитанников на адекватность самооценки, фокусируя его самоанализ на том, как он относится к самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике характеристик профессии. Подрастающему человеку важно осознавать, каков уровень его способностей, степень проявленности профессионально важных качеств личности [1].
В условиях нестабильности геополитической, социальной и экономической ситуации в российской и мировой экономике велика роль системы мотивации профессионального самоопределения воспитанников. Одними движет потребность в признании окружающими, другими потребность достижения. На решение жизненных выборов, кроме самого человека как субъекта выбора, вторично влияет и его окружение, в том числе, педагоги, сверстники, семья [3; 4].
Принципиально важное значение имеет в ходе сопровождения профессионального самоопределения воспитанников знание и учет ключевых факторов, оказывающих влияние на выбор профессии. С позиций специфики жизнедеятельности кадетского училища можем классифицировать ряд из наиболее часто встречающихся факторов. Прежде всего, это информированность, полнота и новизна знаний о содержании профессий, при их трансформации в новом социуме, обновляющихся требованиях к специалисту, исполняющему функционал этого вида профессиональной деятельности.
С учетом этого в классах кадетского училища активно проводятся целевые тематические мероприятия, связанные с военно-профессиональной ориентацией воспитанников. Они направлены на формирование у воспитанников готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими знаниями, интересами, склонностями, способностями, и с учетом имеющихся в государстве потребностей в военных специальностях, а также предусматривают сопровождение и поддержку выпускников на этапе поступления в военные вузы; развивают осознанное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии.
Наиболее педагогически действенными формами профориентационной работы в становлении военно-профессиональной направленности личности признаны: интерактивные игры: «Есть такая профессия — Родину защищать!»; «Наследники Победы»; интеллектуальный турнир «Один день в армии»; проект «Моя военная династия». Организуются также информационно-познавательные классные мероприятия и развивающие часы общения: «Мир профессий. Военные профессии»; «Военные ранги и звания». Здесь раскрываются такие темы, как «Структура Вооруженных Сил РФ. Воздушно-космические силы», Военно-Морской Флот»; «Структура Вооруженных Сил РФ. Ракетные войска стратегического назначения», Воздушно-десантные войска» ; «Современная Армия России — надежный защитник своей Родины» (Современная военная техника); «Профессия офицера — твое будущее»
Постоянно действующими событиями жизнедеятельности воспитанников училища с помощью педагогического коллектива являются: информирование о днях воинской славы и памятных датах в России; выпуск боевых листов (День в истории); экскурсии в музеи города и выезды в музеи области; встречи-диалоги с ветеранами войн и участниками военных операций.
Все вышеперечисленное способствует успешности личности в профессиональном самоопределении, что замеряется при диагностике воспитанников соответствующими индикаторами:
— повышается устойчивость целевой установки в выборе будущей профессии;
— наблюдается степень владения полученными профессиональными знаниями и практическими умениями, скилл-навыками;
— укрепляется положительная мотивация на определенную специальность в выбранной профессиональной области;
— возрастает эмоциональная удовлетворенность будущей профессией, готовность к постоянному повышению своего профессионализма и личностного роста [2].
При реализации профессионального самоопределения осуществляется определенная поэтапность: зарождение профессиональных намерений в соответствии с социальными и личными потребностями; комплексное информирование о многообразии направлений в рамках профессии; целенаправленное профессиональное обучение навыкам конкретной деятельности, с ситуациями, содержащими возможности для практической пробы сил воспитанников. Фактически педагогическому коллективу кадетского училища приходится корректировать и исправлять в какой-то мере ошибки предыдущих этапов профессионального самоопределения. Это проявляется в том, что воспитанник сначала выбрал учебное заведение, а потом только думает о специализации своей профнаправленности; что есть проблемы с восприятием себя, при наличии заниженной или завышенной самооценки; что воспитанник осуществляет сбор необходимых ему данных о профессии по своему усмотрению, и это не всегда обеспечивает их достоверность и корректность; что наблюдается недостаточный уровень критичности воспитанника, не позволяющий быть требовательным к себе, своим способностям и навыкам, объективно оценить свое состояние и положение в рамках будущей профессии [3; 5].
Таким образом, процесс педагогического сопровождения воспитанников кадетского училища при их самоопределении в профессии базируется на совершенствовании гармоничного сочетания профессионально направленного самосознания, профессионально значимых ценностных ориентаций и профессионально ориентированного поведения. Только в данной совокупности самоопределение воспитанников протекает как целостный процесс, объединяющий факторы внешние и внутренние, что необходимо для социального, личностного и профессионального становления воспитанника.
Моделируя свое профессиональное будущее, растущий человек вырабатывает собственное представление об идеалах и нормах поведения и деятельности будущей профессии. В ходе педагогического сопровождения поэтапно укрепляется его первичный выбор, с которым он поступил в училище, расширяется диапазон знаний об особенностях профессии, специализаций внутри ее, ресурсах для саморазвития и социальной устойчивости личности. Воспитанники кадетского училища накапливают опыт общения и взаимоотношений с преподавателями и ровесниками в процессе реализации жизнедеятельности, наибольшим образом, чем в общеобразовательной школе, приближенной к профессиональной армейской среде. Педагогическое сопровождение самоопределения обеспечивает возможность самостоятельно и осознанно принимать решения о своей профессии, нести за него ответственность, а также призвано существенно облегчить выпускникам их профессиональную адаптацию в дальнейшем профессиональном будущем.
Литература:
- Бучарская О. А. Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте /О. А. Бучарская, Н. А. Невольниченко //Молодой ученый. — 2019. — № 12.- 250с.
- Деянова А. В., Юрьева И. А. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт, 2015. — № 5. -16с.
- Долгова В. И., Луткова А. М. Психолого — педагогическая фасилитация профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2017. № 2.- 119с.
- Иванов Ю. А. Технологии педагогического сопровождения военно-профессионального самоопределения воспитанников кадетского корпуса, // Вестник военного образования — 2020. — № 5 (69). 93с.
- Суханова Н. А. Малашихина И. А. Профессиональное самоопределение как главное новообразование в юношеском возрасте // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 9–159с.
- Филиппова С. В. Формирование мотивации профессионального самоопределения выпускников кадетского училища. // Русанайс. М., 2017. — 316 с.
- Хаймовская Н. А., Бочарова А. Л. Социально-психологические аспекты профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016. Том 8.№ 1. — 113с.