В целях развития и повышения уровня экономики в Российской Федерации созданы специальные режимы, которые бы поднимали уровень жизни и развития определённых регионов. Прокурорский надзор за исполнением законом в сфере экономики составляет одно из ведущих направлений на данном этапе развития государства согласно приказу Генерального прокурора России от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [1]. Деятельность органов прокуратуры является наиболее эффективной и последовательной формой надзора со стороны государства в очень важной для него сфере — обеспечении законности. Ввиду этого деятельность органов прокуратуры по надзору за специальными режимами возрастает, поскольку ежегодно прослеживается тенденция к увеличению нарушений законодательства о специальных режимах. Качественный прокурорский надзор в данной сфере во многом может повысить уровень экономики, посредством выявления, пресечения и профилактики правонарушений.
Целью установления специальных (преференциальных) режимов является социально-экономическое развитие территорий страны. И согласно Федеральному закону РФ от 29 декабря 2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» территориями опережающего социально-экономического развития (далее ТОР) принято считать территории субъекта РФ, которая включает закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [2]. То есть данные территории имеют определённые льготы для осуществления предпринимательской деятельности, которая в свою очередь, будет направлена на развитие субъекта РФ. На данный момент на территории РФ действует 89 ТОР в моногородах, соответственно за исполнением законодательства данных территорий ведётся надзор органами прокуратуры в целях обеспечения законности [3]. В связи с этим становится актуальным получение максимального экономического результата для страны от создания ТОР. Для этого каждое звено в цепи должно функционировать предельно эффективно. Задача прокуратуры — выявить и пресечь нарушения, а также скорректировать действия участников процесса в случае возникновения каких-либо трудностей и препятствий. Следует отметить, что за последнее время прокуроры пресекли ряд нарушений прав в регионах Дальнего Востока резидентами ТОР. По фактам хищений подрядчиками и злоупотреблений со стороны чиновников с 2018 года возбуждено более 20 уголовных дел, а в 2022 г. было проведено около 20 тысяч проверок. В связи с вложением бюджетных средств в развитие территорий, становится очевидным и безопасность распределения государственных средств, и должный надзор за соблюдением законности при данной деятельности [4]. Данные количественных и качественных показателей просчитываются Счётной палатой и обращаясь к её отчёту за 2019–2021 год, то преференциальные режимы не принесли должных результатов. Расходы федерального бюджета на их финансирование только за последние три года составили около 240 миллионов рублей, а повышения экономики страны от введения данных режимов не произошло [5]. Помимо прочего, выявляется и нарушение законодательства в деятельности резидентов.
Также прокуратура Приморского края выявила в ТОР «Большой Камень» мошенничество при строительстве объектов инфраструктуры. Предварительная сумма ущерба составила более 2 млн рублей. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о мошенничестве по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Помимо этого, прокурорский надзор играет большую роль и в возобновлении проектов, так посредством требования прокуратурой Хабаровского края была возобновлена и достроена сеть газоснабжения площадки «Парус» ТОР «Комсомольск» [6]. На этой же территории прокуроры добились возобновления работ по возведению газовой котельной на площадке «Холдоми», «замороженной» более двух лет. Органы прокуратуры путём надзора за исполнением закона органами местного самоуправления, градостроительными организациями, резидентами территорий, способствуют выработке конкретных мер по завершению строительства объектов, взаимодействуя с организациями и региональными органами власти. Это несомненно положительно влияет на развитие экономики соответствующего субъекта РФ, поскольку работа ТОР будет продвигаться.
Также деятельность по развитию территорий усложняет количество необоснованных проверок. Согласно ФЗ РФ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» предусмотрены определённые льготы на проверки, то есть ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР. Объектами проверок являются не только резиденты ТОР, но и проверка соответствия отдельных положений нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, которые самостоятельно утверждают порядок организации и осуществления различного муниципального контроля. Не устанавливая при этом на момент проверки сведения в нормативно правовых актах, что напрямую нарушает законодательство и во многом будет тормозить деятельность резидентов. В качестве примера можно привести опыт Сахалинской области, где прокуратура пресекла более 140 необоснованных проверок бизнеса в 2018 году, включая резидентов территорий опережающего развития (ТОР) [7].
Согласно Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, одной из важных задач является повышение среднероссийских темпов роста показателей экономического развития, в том числе за счет увеличения объема накопленных частных инвестиций до 800 млрд. рублей, создания не менее 200 предприятий на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, а также не менее 30 тыс. новых рабочих мест до 2035 года [8]. Органы прокуратуры, в свою очередь, на постоянной основе проводят проверки законности, полноты и своевременности выполнения мероприятий национальных проектов, что во многом определяет качественное развитие проектов, а соответственно и повышение экономики субъектов.
Подводя итог, следует отметить, что надзор за исполнение законодательства в области территорий опережающего развития местной муниципальной властью также не должен оставаться без внимания, поскольку они являются серьезным барьером для работы резидентов и привлекаемых инвесторов, которые незнакомы с внутренней средой российского рынка. Органы прокуратуры, в свою очередь, могут пресечь нарушения исполнения законодательства не только резидентами, но органами местного самоуправления, что также положительно скажется на развитие региона, ведь самой главной задачей является повышение экономики, а возможно это посредством взаимодействия всех звеньев.
Литература:
- Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 02.08.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75181/ Дата посещения (12.12.2022)
- Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.09.2022) // Российская газета. 2014. 31 дек.
- Министерство экономического развития Российской Федерации // https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/tor/ (Дата обращения 12.12.202).
- Татьяна Дмитракова. Дальний Восток. Как прокурорский надзор повышает эффективность преференциальных режимов. Российская газета 14.07.2022. // https://rg.ru/2022/07/14/reg-dfo/kak-prokurorskij-nadzor-povyshaet-effektivnost-preferencialnyh-rezhimov.html (Дата обращения 12.12.202).
- Новости Прайм. В Счетной палате раскритиковали применение преференциальных режимов. 24 Февраля 2022 // https://1prime.ru/state_regulation/20220224/836150153.html (Дата обращения 12.12.202).
- По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело о мошенничестве при строительстве объектов инфраструктуры на территории опережающего развития // https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_25/mass-media/news?item=74142872(Дата обращения 12.12.202).
- Прокуратура Сахалинской области // https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_65/mass-media/news?item=47981784 (Дата обращения 07.11.202).
- Правительство Российской Федерации распоряжение от 24 сентября 2020 г. № 2464-р «Национальная программа социально-экономического развития дальнего востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года // https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-24092020-n-2464-r/natsionalnaia-programma-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiia-dalnego/ Дата посещения (12.12.2022)