Статья посвящена проблеме организации противодействия терроризму с царских времён и до наших дней. В ней рассматривается формирование системы противодействия терроризму, формирование нормативно правовой базы, взаимодействие РФ c другими государствами, а также даётся оценка контртеррористическим действиям.
Ключевые слова: теракт, система общегосударственного противодействия терроризму, Национальный Антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб.
Терроризм присутствовал в истории Российской империи на протяжении многих столетий. Противодействовали терроризму государственные органы. Царская охранка вела борьбу с терроризмом начиная с Христофора Ивановича Бенкендорфа [1]. Первым актом, регулирующим борьбу с терроризмом, стал закон от 9 августа 1878 г. «О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени».
Необходимо отметить деятельности агентуры по борьбе с терроризмом, данная агентура была создана в декабре 1882 года, её деятельность регулировалась положением «об устройстве секретной полиции в Империи».
Во главе нового подразделения стаял товарищ МВД, он осуществлял надзор за розыскной деятельностью по преступлениям против государственной власти. В 1906 году Николай Второй утвердил положение «Об учреждении военно-полевых судов», данное положение дало право генерал-губернатору передавать обвиняемого в военно-полевой суд, при особом положении дел. В 1911 году жертвой террора стал премьер-министр Российской империи, П. А. Столыпин. В период СССР терроризму противодействовали органы государственной безопасности ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ. Для нейтрализации отдельных проявлений терроризма в 1972 году, было создано специальное подразделение КГБ, группа по борьбе с терроризмом «Альфа» [2].
В 90-е после развала СССР в Российские регионы массово устремились иностранные боевики, резко вырос масштаб контрабанды наркотиков, оружия, увеличился поток теневых денежных средств. В результате с 1990 по 2006 год в нашей стране было совершено более 70 терактов, подрывы домов, самолётов, поездов, захват заложников. Погибли свыше 1,6 тысяч мирных граждан, 400 сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. По словам директора ФСБ, Александра Васильевича Бортникова, — под угрозой было будущие России. В России в 2020 году сотрудники спецслужб предотвратили более 40 терактов, ликвидировали 49 боевиков, задержали 36 бандглаварей, 162 боевика и 571 пособника в НАК также сообщили, что в РФ в 2020 году не пустили 149 иностранных граждан причастных к терроризму [3].
В 2006 году на законодательном уровне, были закреплены новые подходы. Была сформирована система противодействия терроризму которая включила в себя три направления: борьбу с терроризмом (силовое подавление, нейтрализация террористов, предварительное расследование), профилактику и минимизацию (воспитание молодого поколения), ликвидацию последствий (устранение последствий взрыва). Все это обеспечило формирование принципиально новой системы общегосударственного противодействия терроризму. Основополагающим актом по противодействию терроризму в Российской Федерации является ФЗ «о противодействии терроризму» [4].
Нормы Уголовного кодекса РФ позволяют привлечь преступников к ответу за свои поступки. Нормы международного права позволяют взаимодействовать РФ c другими государствами в противодействии терроризму. Примером такого взаимодействия является участие России в ООН, ОБСЕ, Интерполе. Сегодня, идет открытое взаимодействие по противодействию терроризму по каналам спецслужб. Нормы Уголовно-процессуального кодекса, позволяют вести предварительное расследования и наказывать террористов. Методика расследования преступлений террористического характера, позволяет следователям вести расследование по наиболее оптимальному пути, выработанному практикой и наукой.
Ключевая роль в противодействии терроризму отведена Национальному Антитеррористическому комитету, который координирует организацию и межведомственное взаимодействие по противодействию терроризму согласно указу президента РФ «О мерах по противодействию терроризму».
При силовом пресечении терактов вводится правовой режим Контртеррористической операции, для управления КТО в рамках НАК функционирует Федеральный оперативный штаб ФОШ. В состав этих двух коллегиальных органов входят руководители 21 госструктуры: ФСБ, СК, МВД, Росгвардии, ФСО, Министерства обороны, МЧС, Минтранса, Минздрава и других ведомств. НАК позволяет координировать деятельность профильных министерств в рамках одного государственного органа на всех этапах антитеррористической деятельности.
На постоянной основе НАК взаимодействует с СК России. Именно следователи расследуют преступления террористического характера, тем самым ведут борьбу с терроризмом и противодействуют терроризму. В 2021 году НАК отметил 15 лет образования.
На региональном уровне координацией деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в каждом субъекте занимается Антитеррористическая Комиссия. Действует комиссия на этом уровне под руководством губернаторов, мэров. На муниципальных уровнях действуют подобные Антитеррористические Комиссии.
Борьбой с терроризмом непосредственно занимаются региональные оперативные штабы. Во главе региональных штабов стоят территориальные начальники органов государственной безопасности. На муниципальном уровне также созданы оперативные группы.
Профилактика направлена прежде всего на недопущение участия молодежи в террористических группировках. Так же работа направлена на возвращение к жизни самих террористов и их семей. Ликвидация последствий направлена в большей степени на возвращение к жизни пострадавших от террористических актов людей и их семей.
К сожалению, не всегда пострадавшим от терактов удается вернуться к прежней жизни. Много невинных людей погибло.
За эти годы сформирована необходимая нормативная правовая база. Разработано и издано около 90 федеральных законом, 30 указов президента, свыше 200 постановлений правительства России. Министерство обороны провело блестящую операцию по разгрому ИГИЛ в Сирии. Сегодня, осуществляется гуманитарная помощь Министерством обороны РФ в Сирийской Арабской Республике. Мирное население возвращается к прежней жизни, отстраивается гражданская инфраструктура, оказывается помощь гражданскому населении в медицинском лечении. Введен воинский контингент в Тартус, Хмеймим, эль-Камышлы. Главный орган управления МО РФ — это Национальный центр управления обороной РФ, именно оттуда осуществляется борьба с террористическими группировками в САР. Служба Внешней Разведки, осуществляет постоянный сбор разведывательных данных о террористах за пределами РФ. Осуществляется обмен данными с зарубежными структурами.
Именно террористы в руках политиков вызывают наибольшее волнение. Проблема участия террористов, террористических группировок таких как ИГИЛ в политических интересах запада является острой. Политики, которые не пренебрегают использовать террористов в своих целях не знают цену человеческой жизни. Поэтому, проблема организации противодействия терроризму в Российской Федерации остается актуальной. На данный момент угроза остается реальной. Cчитаю необходимым развивать систему противодействия терроризму по всем трем направлениям. Так же считаю необходимым осветить деятельность НАК по противодействию терроризму для формирования негативного отношения к терроризму в обществе.
Литература:
1. Зернов И. В. Борьба с терроризмом в Российской империи в конце 19- начале 20 в: Историко-правовые аспекты внутренней политики // Вестник Пензенского государственного университета. 2014.
2. Андропов Ю. В. Приказ № 0089/ ОВ (особая важность) об изменении в штатах Седьмого управления и утверждении положения о группе А. 28 июля, 1974.
3. ТАСС, 2020: В России в 2020 году предотвратили более 40 терактов. 2020 [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/10197615
4. Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс]: от 06.03.2006 № 35-ФЗ [ред. 08.12.2020 г.] — прикладная прогр. Гарант, 2022.