Данная статья затрагивает актуальные проблемы, которые связаны с прекращением права на невостребованные земельные доли. В 2022 году приняты новые изменения в земельном законодательстве, предполагающие упрощённую процедуру изъятия невостребованных земельных долей, из чего вытекает ряд вопросов, которые необходимо рассмотреть. Данные вопросы затрагивают законность такой процедуру, плодородность земель, её стоимость, а также поиск собственников и порядок изъятия. Разбирая земельное законодательство и судебную практику, можно сделать определённые выводы, которые помогут ответить на ряд поставленных вопросов.
Ключевые слова: прекращение права, невостребованные земельные доли, судебная практика, процедура изъятия, статистика.
Остаются актуальными вопросы, связанные с прекращением права на невостребованные земельные доли. Ими признается земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд либо о владельце которого нет данных. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ (ред. от ред. от 14.07.2022) «О государственной регистрации недвижимости «не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте [1].
Случаи и порядок прекращения права на невостребованные земельные доли предусмотрены в ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [2]. Для принудительного прекращения права на невостребованную долю орган местного самоуправления должен представить список таких долей, по месту их нахождения. В обязанность органа местного самоуправления входит публикация в СМИ и размещение на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» этого списка за 3 три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. После проведения общего собрания орган местного самоуправления обращается в суд с требованием о признании за ним права собственности. Подобная процедура имеет сложности, так как необходимо доказывать, что земельная доля не использовалась 3 года.
По данным Доклада о состоянии земель на 1 января 2021 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 379 678,4 тыс. га [3]. По сведениям Россельхознадзора за 9 месяцев 2021 года обнаружил 21,1 тыс. га сельхозземель, которые не используются для сельскохозяйственной деятельности [4]. В связи, с чем федеральные власти несколько лет ищут способы вовлечь в оборот неиспользуемые сельскохозяйственные земли. По законопроекту № 196023–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», разработанного Минсельхозом, с 1 января 2025 года предлагается упрощенная процедура передач невостребованных земельных долей в муниципальную собственность. Предлагается органы местного самоуправления наделить полномочиями по участию в общем собрании участников долевой собственности от имени лиц, чьи земельные доли в соответствии с законом признаны невостребованными, а также передавать в аренду земельные участки, выделенные в счет невостребованных земельных долей [5]. Процедура изъятия упростится, не придётся доказывать, что данная невостребованная доля не использовалась. В России более 15 млн га таких земель (это примерно как две Чехии или Сербии), которые зарастают бурьяном, а собственников найти невозможно [6]. Предлагаемые изменения в законодательстве обосновываются тем, что неиспользование земля ухудшает экологическое состояние и влечет снижение плодородия.
На наш взгляд, данный законопроект положительно скажется на состоянии местного бюджета, так как земли переходят в муниципальную собственность, и органы местного самоуправления вправе распоряжаться ими. По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в муниципальную собственность может перейти до 22 млн га невостребованных земель [7]. Согласно ст. 39.3 ЗК РФ земельные участки, находящихся в муниципальной собственности, продаются на торгах. Продавая землю за 15 % кадастровой стоимости, местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей [6].
Что касается собственников земельных долей, то для них это будет иметь негативные последствия. С 2022 года вступают в силу поправки в Налоговый Кодекс РФ [8] согласно которых ФНС будет ежегодно получать от органов земельного контроля (надзора) информацию о привлечении собственника участка к ответственности за неиспользование сельскохозяйственных земель для производства сельхозпродукции и др.
Из этого следует, что ранее возникали сложности при разрешении дел, связанных с прекращением права собственности на невостребованные доли, но с изменениями законодательства в 2025 год порядок передачи земель в муниципальную и государственную собственность значительно упростится, что ускорит процесс перехода права собственности, а, следовательно, это должно способствовать разрешению проблемы с неиспользуемыми землями сельскохозяйственного назначения, вовлечению их в оборот.
Литература:
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. N 29 (часть I). Ст. 4344.
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»//Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018
- Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2021 году. Размещён на официальном сайте Росреестра. // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] // https://rosreestr.gov.ru/upload/Doc/16upr/Государственный %20(национальный) %20доклад %20о %20состоянии %2 0и %20использовании %20земель %20в %20РФ %20в %202021 %20году.pdf (Дата обращения 07.10.202).
- Официальный сайт Россельхознадзор // [Электронный ресурс] // https://fsvps.gov.ru/ru/fsvps/news/45845.html (Дата обращения 07.10.202).
- Законопроект № 196023–8 О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] // https://sozd.duma.gov.ru/bill/196023–8 (Дата обращения 07.10.202).
- Александр. Изъятие земельных участков в 2022 году для муниципальных и государственных нужд: новый порядок. // Юридическая газета [Электронный ресурс] // https://yur-gazeta.ru/ekonomika/novyi-poriadok-iziatiia-zemelnyh-ychastkov-v-2022-gody-dlia-mynicipalnyh-i-gosydarstvennyh-nyjd.html (Дата обращения 07.10.202).
- Разъяснение прокурора Ульяновской области // [Электронный ресурс] // https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_73/activity/legal-education/explain?item=36910410 (Дата обращения 07.10.202).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 августа 1998 г. N 31. Ст. 3824