Статья посвящена рассмотрению правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. В ней исследуются вопросы повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции территориальными органами МВД России.
Ключевые слова: правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, миграционное право, государственные услуги, миграция, миграционное законодательство
В Российской Федерации на данный момент развивается комплексный подход к реализации стратегии миграционной политики. На сегодняшний день ведется работа по упрощению и облегчению доступа государственных услуг, в том числе в сфере миграции, действуют многофункциональные и специализированные центры, часть государственных услуг предоставляется в электронном формате, продолжается подготовка к масштабной модернизации миграционного законодательства.
Электронный документооборот позволяет исключать искажение дат при обращении за соответствующей государственной услугой (получение вида на жительство, разрешения на временное проживание), предусматривает предоставление всех необходимых документов заранее и мобильность направления пакета документов по соответствующей госуслуге в вышестоящий государственный орган.
Благодаря принятию Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» был выделен ряд социально значимых государственных услуг в сфере миграции населения. Согласно данному Закону государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. В связи с этим принятие административных регламентов стало основой для организации деятельности по предоставлению государственных услуг в сфере миграции сначала в деятельности ФМС России, а затем, после ее упразднения в 2016 г. и передачи ее полномочий Главному управлению по вопросам миграции МВД России, продолжилось дальнейшее совершенствование процедур предоставления государственных услуг Министерством внутренних дел РФ.
В настоящее время ведется активное внедрение новых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, и система МВД не осталась в стороне. Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в целях повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции территориальными органами МВД России в настоящее время реализуется целый комплекс мер. При этом спектр услуг и полномочий МВД России в сфере миграции достаточно обширный. В связи с этим возникают определенные трудности в реализации данного проекта, и от этого определенно страдает качество предоставляемых услуг [2].
С целью повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции территориальными органами МВД России периодически проводятся комплексные мероприятия:
— на официальных сайтах территориальных органов МВД России для удобства граждан размещается информация справочного характера о порядке, сроках, механизме предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде;
— проводится разъяснительная работа касательно предоставления государственных услуг в сфере миграции в средствах массовой информации, в местах массового пребывания и приема граждан распространяются буклеты, наглядно демонстрирующие преимущества предоставления государственных услуг в электронном виде;
— в помещениях приема заявителей оборудуются рабочие места с выходом в сеть Интернет, на постоянной основе осуществляется трансляция видеороликов о предоставлении посредством Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) электронного вида услуг;
— в подразделениях по вопросам миграции на регулярной основе проводятся специальные акции, способствующие популяризации предоставления государственных услуг в форме электронных заявлений;
— с целью снижения рисков образования очередей в подразделениях по вопросам миграции, в которых посещаемость превышает 50 заявителей, установлена система управления электронной очередью [1].
Если в процессе контрольно-надзорной деятельности задача государственных органов — проверять исполнение и частными, и властными субъектами нормативно установленных обязанностей, то деятельность по оказанию государственных услуг, как представляется, должна быть направлена на обеспечение реализации гражданами их прав, закрепленных в первую очередь в Конституции РФ [3].
В данном случае, государственные услуги в сфере миграции, предоставляемые иностранным гражданам и лицам без гражданства связаны именно с исполнением государственной функции по осуществлению контроля и надзора, но не с реализацией прав и свобод.
Например, предоставление государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации обусловлено обязательностью регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также учета иностранных граждан по месту пребывания (ст. 14, 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). В данном случае имеет место императивное регулирование, вариативность поведения иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от их волеизъявления не предполагается. Более того, в законодательстве установлена административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение режима пребывания (проживания), выразившееся в том числе в нарушении правил миграционного учета (в частности ст. 18.8 КоАП РФ), а также принимающей стороны — за неисполнение обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Позволяет также обеспечивать контроль и надзор за иностранными гражданами и лицами без гражданства при получении вида на жительства или разрешения на временное проживание.
Так на районном уровне г. Южно-Сахалинска, территориальное подразделения отдела по вопросам миграции осуществляют прием иностранных граждан по государственным услугам по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство и разрешения на временное проживание.
За 9 месяцев принято 242 заявления о выдаче разрешения на временное проживание (АППГ — 227), 685 — о выдаче (замене) вида на жительство (АППГ — 577).
По месту жительства зарегистрировано 997 иностранных граждан, что составляет 14,6 % АППГ (870). Из них:
— 275 иностранных граждан по разрешению на временное проживание (Азербайджан — 12, Молдавия — 2, Таджикистан — 129, Украина — 8, Казахстан — 10, Армения — 8, Кыргызстан — 71, Узбекистан — 33, Таиланд — 1, Нидерланды — 1);
— по виду на жительство 722 иностранных гражданина (Азербайджан — 52, Молдавия — 2, Таджикистан — 349, Украина — 23, Казахстан — 4, Армения — 33, Кыргызстан — 127, Узбекистан — 95, Грузия — 2, Индия — 2, Корея — 8, ЮАР — 1, Китай — 4, Беларусь — 16, США — 1, Ливан — 1, Германия — 2).
— ведут прием иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам гражданства Российской Федерации. По состоянию на 1 октября 2022 года подано 1051 заявление о приеме в гражданство Российской Федерации (АППГ — 646).
— осуществляют прием иностранных граждан в рамках реализации требований приказа МВД России от 22.11.2021 № 926 «Об утверждении порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», которым расширен круг лиц для прохождения процедуры продления сроков пребывания и изменен алгоритм действий должностного лица по порядку продления сроков пребывания иностранным гражданам. За 9 месяцев в рамках реализации приказа МВД России № 926 принято порядка 7500 человек.
— осуществляют контрольно-надзорную деятельность. За 9 месяцев проведено 49 выездных проверок по выявлению факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан. В результате проведенных проверок выявлено 19 фактов нарушения миграционного законодательства и зарегистрированы в Книге учета совершенных преступлений.
По вынесенным заключениям об установлении факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан по месту пребывания снято с миграционного учета по месту пребывания 1473 иностранных гражданина (АППГ — 772) и 20 иностранных граждан по месту жительства (АППГ — 0).
Выявлено 76 фактов с признаками преступлений, предусмотренных ст. 327 УК РФ. 903 административных правонарушения, из них по линии иммиграционного контроля 822 административных правонарушений (АППГ — 163). В рамках проводимых мероприятий по противодействию нелегальной миграции за нарушения правил привлечения и использования иностранной рабочей силы привлечено к административной ответственности по статье 18.15 КоАП РФ 11 граждан. За несоблюдение установленных законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, к административной ответственности по статье 18.17 КоАП РФ граждане не привлекались. За нарушения правил миграционного учета по статье 18.9 КоАП РФ составлено 272 административных протокола, из них на должностное лицо — 21, на юридическое — 29. По ст. 18.20 КоАП РФ составлено 32 административных протокола. За незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по ст. 18.10 КоАП составлен 1 административный протокол. По ст. 18.8 КоАП РФ рассмотрено 500 административных материалов. По главе 19 КоАП РФ рассмотрено 87 административных материалов.
В течении всего 2022 года также осуществлялся прием иностранных граждан в рамках реализации требований приказа МВД России от 22.11.2021 № 926 «Об утверждении порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», которым расширен круг лиц для прохождения процедуры продления сроков пребывания на территории РФ и изменен алгоритм действий должностного лица по порядку продления сроков пребывания иностранным гражданам.
Что касается государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации по месту пребывания, то за 9 месяцев 2022 г. поставлено на миграционный учет по месту пребывания 37920 иностранных граждан, что на 15 % больше АППГ (32984). Прибыли первично и были поставлены на миграционный учет в Южно-Сахалинске 15668 иностранных граждан (АППГ-12991). В связи с продлением сроков пребывания на территории России, на миграционный учет по месту пребывания поставлено 22252 граждан, что на 11 % больше АППГ (19993). Снято с миграционного учета 33268 иностранных граждан, что на 27 % больше АППГ — 24222, в том числе в случае установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания — 1743 (АППГ — 772) иностранных гражданина.
Не смотря на улучшение эпидемиологической ситуации в мире, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-19, миграционные потоки остаются стабильными по количеству и национальному признаку въехавших на территорию Российской Федерации иностранных граждан. Из них наибольшее количество — это граждане Республики Узбекистан — 4974 чел., Кыргызской Республики — 4246 чел., Республики Таджикистан — 1707 чел., Республики Казахстан — 1397 чел., Армении — 380 чел. Основной целью въезда иностранных граждан является «работа по найму» (Республика Узбекистан — 4657 чел., Кыргызской Республики — 3056 чел., Республики Таджикистан — 1327 чел., Республики Казахстан — 1240 чел., Армении — 339 чел.).
Таким образом, поток иностранных граждан на территорию Российской Федерации увеличивается с каждым годом, в связи с чем, растет уровень административных правонарушений и преступлений, совершаемых иностранными гражданами.
В связи с чем, органам исполнительной власти МВД, ФСБ необходимо усилить контроль, за пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, также путем взаимодействия с законодательными органами власти, путем развития федерального законодательства и обеспечения контроля за перемещениями населения.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СПС «Консультант Плюс» — Последнее обновление 30.11.2022.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» — Последнее обновление 30.11.2022.
- Бабелюк Е. Г. Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности государства // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сб. / под общ. ред. Е. В. Гриценко, Н. А. Шевелевой. М., 2007. С. 48. // СПС «Консультант Плюс» — Последнее обновление 30.11.2022.