Конфликт полномочий нотариуса и консула иностранного государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Эминов, Ш. З. Конфликт полномочий нотариуса и консула иностранного государства / Ш. З. Эминов, А. Ш. Эмирасланов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 356-357. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97803/ (дата обращения: 18.12.2024).



В условиях развития международного нотариального права нельзя не говорить о правовом положении нотариуса и о значении нотариата в целом. В регулировании частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, нотариат занимает важнейшее положение. Глобальной целью его функционирования является защита прав, свобод и законных интересов граждан и иностранных лиц.

Нотариат представляет собой институт, находящийся на грани сочетания публичных и частных интересов. Его деятельность в международном частном праве распространяется на такие сферы, как: международное семейное право, международное наследственное право, право международной торговли, а также международная защита прав и интересов недееспособных или ограниченно дееспособных [1].

Деятельность нотариуса, осложненная иностранным элементом, регулируется как национальным, так и международным законодательством. Лицо имеет право на обращение к нотариусу не только в рамках территории своей регистрации или своего гражданства, а по всему миру (исключение: совершение нотариальных действий по регистрации прав на недвижимое имущество — такое действие производится по месту нахождения имущества).

На нотариуса возлагается обязанность по соблюдению всех требований территориальной и предметной подсудности, закрепленных как в международных, так и в национальных актах. Но при осуществлении деятельности, осложненной иностранным элементом, полномочия нотариуса могут вступать в конфликт с компетенцией консула иностранного государства, обладающего правом на совершение отдельных нотариальных действий.

Основанием для наделения консулов отдельными нотариальными полномочиями является п. «Г» ст.5 Венской конвенции о консульских сношениях от 24.04.1963 года [2] (для Российской Федерации действует с 16.02.1989 г.), согласно которому исполнение отдельных нотариальных обязанностей включается в перечень функций консула. При этом, что понимается под «нотариальными обязанностями» в самой Конвенции не закреплено.

Важно заметить, что правовой статус нотариуса и консула иностранного государства значительно различается как по своему правовому регулированию, так и по содержанию. Если нотариальная деятельность консула регулируется, прежде всего, вышеуказанной Конвенцией, то деятельность нотариуса, осложненная иностранным элементом, — Конвенциями о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также Основами законодательства о нотариате [3].

Консул осуществляет нотариальные функции исключительно для граждан своего государства, находящихся на иностранной территории, нотариус же вправе оказывать услуги всем лицам без исключений.

Консульское учреждение является юридическим лицом, оно обладает собственным наименованием, бланками, печатью и счетом в банке, выступает от имени определенного государства. Нотариус же не обладает этими свойствами, он выступает во всех отношениях от своего имени и несет самостоятельную ответственную за свои действия.

К полномочиям консула в сфере нотариата относится: регистрирование и удостоверение заявлений граждан; хранение завещаний; регистрирование и удостоверение сделок между гражданами; осуществление надлежащего перевода документов; удостоверение копий, выписок и дубликатов документов; удостоверение подписи гражданина. Но все перечисленные пункты закрепляют лишь отдельные действия консула, а не самостоятельные нотариальные полномочия.

Однако для осуществления всех этих функций консулу необходимо получение специальной экзекватуры, они не являются нотариусами и не могут осуществлять консульские и нотариальные полномочия одновременно. Нотариус же в установленном законом порядке получает лицензию на осуществление своей деятельности от уполномоченного органа юстиции.

Выполняя нотариальные полномочия, консулы расширяют такую категорию как «государственные нотариусы», роль которых, как мы знаем, в настоящее время значительно мала. Сегодня первостепенное по значимости и первое по численности место занимают частные нотариусы.

Для граждан, находящихся на территории иностранного государства, в случае необходимости удостоверения документов или совершения иных нотариальных действий не понятно, обращаться для этого в консульское учреждение своего государства или к нотариусу. Это не является понятным и для многих представителей доктрины международного частного права, ведь действующее законодательство в данной области достаточно пробельно и имеет серьезные коллизии [4].

На наш взгляд, является безосновательным отнесение нотариальных полномочий к компетенции консула иностранного государства. Данное утверждение вытекает из понимания неточности законодательства о нотариате и регламентирования нотариальных полномочий консула. Действующее законодательство, в действительности, не закрепляет за консулом права на осуществление конкретных нотариальных действий, а лишь перечисляет действия, которые могут быть приравнены к нотариальным, что является, согласно Гражданскому кодексу РФ [5] ¸ различными по смыслу и содержанию понятиями.

Мы считаем необходимым внесение изменений в Основы законодательства о нотариате (в ст. 1, устанавливающую круг лиц, обладающих правом на осуществление нотариальных функций), также в Консульский устав РФ [6] (в гл. 4, закрепляющую перечень действий, приравненных к нотариальным).

Так, в ст. 1 Основ законодательства о нотариате в части, касающуюся возможности осуществления консулами отдельных нотариальных действий, необходимо применить аналогию с п. п.1, 2 указанной статьи, а именно: консул имеет право на осуществление отдельных нотариальных полномочий только на территории, в которой нет нотариуса или имеющиеся нотариусы не обладают достаточным уровнем познания языка лица, обратившегося за совершением нотариальных действий.

П. 1 ст. 26 Консульского устава предлагаем изменить в следующем формате: «Консульское должностное лицо имеет право совершать в отдельных случаях, предусмотренных ст. 1 Основ законодательства о нотариате, следующие нотариальные действия».

Литература:

  1. Казанова Е.Ю. Международно-правовые аспекты нотариальной деятельности. Дисс… канд. юрид. наук. Москва. 2002. 158 с.
  2. Венская конвенция о консульских сношениях (заключена в г. Вене 24.04.1963) // Сборник международных договоров СССР, вып. XLV.- М., 1991. С. 124 – 147.
  3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2022) // Российская газета, N 49, 13.03.1993.
  4. Атхамова М.А. Проблемные вопросы нотариальных действий в международном частном праве. // Central Asian Academic Journal of Scientific Research, 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-notarialnyh-deystviy-v-mezhdunarodnom-chastnom-prave (дата обращения: 05.12.2022).
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  6. Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Консульский устав Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2010, N 28, ст. 3554.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранное государство, иностранный элемент, нотариус, Основа законодательства, действие, действующее законодательство, деятельность нотариуса, компетенция консула, консул, консульское учреждение.


Задать вопрос