Городская культура Средневековья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 16.12.2022

Статья просмотрена: 2134 раза

Библиографическое описание:

Маслов, В. П. Городская культура Средневековья / В. П. Маслов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 362-364. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97823/ (дата обращения: 22.12.2024).



Проблема средневекового города зародилась на пересечении XVIII и XIX вв. в виде социально-политической проблемы. По мнению французского историка О. Тьерри, население средневекового города разительно отличалось от жителей феодальных поселений, так как именно первые способствовали свержению феодального режима, образовав городские коммуны. Исследование городской культуры Средневековья складывается из ряда факторов: литература, социальные взаимоотношения, городские праздники, архитектура. Рассмотрение всех этих элементов позволит создать комплексную картину данной темы [6, с. 78].

Исследование следует начать с высказывания К. Маркса о средневековых городах Европы: «Западноевропейские вольные города являются наиболее ярким цветком Средневековья». Это высказывание, действительно, наиболее уместно при описании культуры средневековых городов Европы, так как именно в них в данный период можно наблюдать большое пересечение культур и зарождение новых направлений. Необходимо также выделить хронологические рамки складывания особенной городской культуры Средневековья в Европе, они охватывают период с второй половины XI в. до первой половины XIII в [1, с. 241].

Особенности средневековой культуры города заключаются в том, что она формируется в условиях общности городского уклада, где производственные функции и торговля занимают лидирующие позиции. Из-за чего общую картину можно наблюдать в ряде городов Северо-Западной Европы. Естественно, присутствовали и этнические, локальные отличия, а также стоит не забывать тот факт, что культура не может развиваться равномерно на территории всей Европы, так, например, городская культура итальянских городов складывается намного раньше. Литература средневекового города разительно отличалась от литературы феодальной, что проявлялось в следующем — первая вобрала в себя идеи рыцарства, можно увидеть использование куртуазного поэтического опыта для нужд города, также данная литература предназначалась не только горожанам, так ка не была ограничена ни социальными, ни географическими рамками [4, с. 138].

Относительно последнего утверждения можно сделать вывод о взаимодействии элементов культуры: литературы и городских праздников. Частые недельные ярмарки, где присутствовало большое количество купцов и торговцев из различных городов Европы. Несложно сделать предположение о том, что в ходе торговли шло обширное обогащение культур, так как для ярмарок характерны гуляния, сопровождающиеся песнями, где так или иначе фигурируют литературные герои и события из различных уголков Европы, из-за чего литература не была ограничена географическими рамками. Например, если рассматривать французские фаблио и испанские новеллы, то можно обнаружить у них общие истоки — сюжеты, завезенные с Востока, а также использование сюжетов из литературы латинской [3, с. 187].

Также важно отметить то, что городская литература средневекового города Европы была пропитана следующими тенденциями: хвала частного предпринимательства, боязнь божьей кары и сохранение благонравия. Важным элементом городской литературы являлся фольклор. Это было связано с тем, что наблюдался постоянный приток крестьян в город, ввиду чего усиливалась тенденция народной тематики в городской литературе. К примеру, можно зачастую увидеть в произведениях второй половины XII, начала XIII вв. мотивы бунта, кровавых народных столкновений, так как именно фольклор содержал бунтарские, остросоциальные мотивы [2, с. 302].

Это можно проследить в ряде произведений Уильяма Ленгледа. Вскользь было затронуто рассмотрение городских праздников — поговорили о ярмарках. Однако еще одним важным элементом являлся карнавал. Он неизбежно перенимал черты социального обличения из театра. Необходимо также затронуть социальный аспект городской культуры города средневековой Европы. Важно отметить, что в отличии от феодального периода Европы, города Средневековья отличались пестротой и многообразием, которые выражались в существовании патрициата или верхушки, тех, кто управлял городом, ремесленников и торговцев, представители свободных профессий, клерикальные круги, которые учились и оседали в городах, и, наконец, плебс или городская беднота, которая формовалась не только из бедных членов города, но и из той бедноты, которая проникала в города из сельской местности и окраин. Последнее было связано с тем, что именно в городе крестьяне могли получить свободу и овладеть городскими ремеслами [5, с. 261].

Все эти члены города представляли уникальную ценность для культуры города, так как являлись носителями различных традиций. Также бытует мнение о том, что некие многообразие и динамизм, которые были присущи городской словесности на исходе Средневековья дали толчок тому, что в недрах городской культуры стали зарождаться первые истоки Ренессанса. И, наконец, архитектура. Здесь также важное значение необходимо отводить именно ярмаркам, так как наряду с купцами и торговцами, их посещали различные матера, в частности, каменного дела, которые занимались строительством соборов, возведением скульптур и памятников [7, с. 271].

Итак, можно говорить о том, что культура средневекового города Европы представляла из себя большое количество взаимосвязанных элементов, которые в совокупности формировали многообразие образов и различных ее проявлениях, а также реакционные черты городской литературы. Наряду с этим сохранялись традиции почитания традиций и боязнь кары божьей.

Литература:

  1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 562 с.
  2. Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья / М. Пастуро. — Санкт-Петербург: Alexandria, 2012. — 466 с.
  3. Пауэр Э. Люди Средневековья / Э. Пауэр. — Москва: Центрполиграф, 2010. — 227 с.
  4. Пиренн А. Средневековые города Бельгии / А. Пиренн. — Санкт-Петербург: Евразия, 2001. — 512 с.
  5. Редькова И. С. Город глазами средневекового монаха / И. С. Редькова. — Москва: Петроглиф, 2020. — 425 с.
  6. Сванидзе, А. А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы / А. А. Сванидзе. — Т. 1. — Москва: Наука, 1999. — 394 c.
  7. Сванидзе, А. А. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Жизнь города и деятельность горожан / А. А. Сванидзе. — Т. 2. — Москва: Наука, 1999. — 354 c.
Основные термины (генерируются автоматически): городская литература, средневековый город Европы, средневековый город, город, Европа, литература, том.


Задать вопрос