В статье рассматриваются тенденции развития налогового права, связанные с активным преобразованием налоговых правоотношений в условия цифровизации на примере реформы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
Ключевые слова: цифровизация, ФНС, налоговые правоотношения, АИС «Налог-3», АСК НДС 2, онлайн-ККТ, Честный знак.
The article discusses the trends in the development of tax law related to the active transformation of tax relations in the conditions of digitalization on the example of the reform of the Federal Tax Service of the Russian Federation.
Keywords: digitalization, Federal Tax Service, tax legal relations, AIS «Tax-3», ACS VAT 2, online CRE, Honest sign.
На протяжении всего существования любая структура стремится к совершенству, улучшая и оптимизируя используемые инструменты и управленческие решения с целью повышения эффективности, государственные службы не являются исключением, в частности, Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Относительно новым способом модернизации в наши дни является диджитализация (т. е. цифровизация), как составная часть автоматизации. В этой связи крайне интересно проанализировать работу ФНС России в области цифровизации и оценить дальнейшие перспективы развития в данном направлении.
Основу современного цифрового развития ФНС России представляет собой АИС “Налог-3”, основным преимуществом которой перед предшествующими решениями, например ПК СЭОД, являлась централизация, позволяющая эффективней обрабатывать информацию из различных источников (внутриведомственная и межведомственная интеграция), а также универсальность, способствующая стандартизировать применяемые программно-технические решения.
Работа над автоматизированной системой началась в 2011 году, а в 2016 году она была полностью введена в эксплуатацию в соответствии с Приказом ФНС РФ № ММВ-7–6/135 [1].
“Налог-3” представляет собой аппаратно-технический комплекс, состоящий из функциональных блоков, сервисов и общесистемных компонентов. В качестве аппаратной составляющей была создана инфраструктура ЦОД (центров обработки данных), в частности, в 2015 году был введен в эксплуатацию первый ЦОД ФНС в городе Дубна. На мощностях данной материально-технической базы был реализован ряд узкоспециальных проектов, в частности АСК НДС 2, Онлайн-ККТ, Реестр МСП, Единый реестр МСП-получателей поддержки, Платформа сбора информации по налоговым расходам (льготам), Блокчейн, Налог на ПД, ЗАГС, БФО, и другие. Некоторые из них следуют рассмотреть детально, чтобы иметь представление об особенностях функционирования существующих цифровых решений фискального назначения.
В 2015 году на основании Приказа ФНС РФ № СА-7–15/358 [2] состоялся запуск АСК НДС 2, которая пришла на смену ранее существовавшей АСК НДС. Новая система контроля позволяла в режиме реального времени отслеживать всю экономическую активность юридических лиц благодаря анализу налоговых деклараций, а также книг покупок и продаж компаний, подаваемых в электронном виде. Это повысило собираемость налоговых сборов более чем в 2 раза (обгоняя реальный рост ВВП на 50 %) при сокращении числа налоговых проверок более чем в 11 раз, следовательно эффективность налогового администрирования существенно выросла [3].
Следующим закономерным этапом стал запуск Онлайн-ККТ. В 2016 году произошли изменения в национальном законодательстве, в частности в № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники” [4] в соответствии с которыми компании обязали подавать чеки в электронном виде. Теперь на основе получаемой информации специальный алгоритм способен в режиме реального анализировать торговую деятельность компаний и мгновенно выявлять нарушения. Это позволило существенно сократить объем нелегальной торговли “мимо кассы”.
Далее в 2017 году появилась национальная система маркировки товаров «Честный знак». Изменения в уже упомянутом № 54-ФЗ и № 381-ФЗ «об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [5] послужили нормативной правовой базой для существования уникальной системы контроля товарооборота, позволяющей в совокупности с Онлайн-ККТ анализировать покупательскую активность граждан, о чем свидетельствует существование потребительского сервиса ФНС России «Мои чеки».
Налоговая служба России создает, хранит и обрабатывает большие массивы данных (Big Data), наличие которых существенно облегчает проведение всесторонних проверок как физических, так и юридических лиц для ФНС, а также упрощает взаимодействие с налоговой благодаря автоматическим системам сбора данных, существенно сокращающим количество подаваемых документов в бумажном виде. Примерами подобных массивов данных являются “БФО” (база финансовых организаций), “Реестр МСП” (малого и среднего предпринимательства), Единый реестр МСП-получателей поддержки или, например, проект “ЗАГС” в рамках которого были оцифрованы все записи актов гражданского состояния с 1920-х годов [6].
В тоже время одним из ведущих направлений деятельности ФНС является повышение надежности и прозрачности всех систем. Именно с этой целью при формировании открытых реестров используется прогрессивная технология блокчейн. Использование блокчейна позволило защитить информацию от внешнего вмешательства.
Следует отметить, что ФНС России с опережением выполняет распоряжения Правительства и указы Президента в области цифровизации и автоматизации, в частности, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [7], в которой подчеркивалась необходимость использования больших объемов данных, развертывание цифровой инфраструктуры госорганов с целью повышения эффективности их деятельности, а также Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1830 «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих…, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» [8], которое предписывало сократить численность служащих. Внедрение вышеописанных проектов позволило ФНС России в кратчайшие сроки сократить численность штата и упростить структуру организации. Так, на смену трехуровневой системе контроля пришла двухуровневая система.
Результатом реализованных программ в области цифрового развития и автоматизации Федеральной налоговой службы стали повышение эффективности на фоне сокращение издержек, повышение прозрачности и удобства, положительно повлиявшие на честную конкуренцию в бизнесе (нивелирование рисков недобросовестной конкуренции за счет неуплаты или занижения налогов и направление разницы на развитие, в то время как честный налогоплательщик не обладал такой возможностью), а также приобретение компетенции банка данных и оптимизация структуры органа.
В связи с текущей ситуацией основным приоритетом ФНС в будущем станет импортозамещение. Очевидно, что АИС “Налог-4” будет меньше отличаться от “Налог-3”, чем “Налог-3” от своих предшественников, однако в ее функционировании будет принимать участие меньше зарубежных продуктов, чем сейчас. Глобальными изменениями скорее всего станут изменения, связанные с переходом страны на цифровой рубль. Применение данной технологии знаменует настоящую революцию в области налогообложения.
Литература:
- Приказ Федеральной налоговой службы от 14 марта 2016 г. N ММВ-7–6/135@ «Об утверждении Положения об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3")" (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
- Приказ Федеральной налоговой службы от 14 августа 2015 г. N СА-7–15/358@ «О проведении пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».
- Официальный аналитический портал ФНС, URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 14.11.2022).
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июля 2016 г. N 27 (часть I) ст. 4223.
- Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 1 (часть I) ст. 71.
- Публикация на официальном сайте Российской газеты, URL: https://rg.ru/2016/04/13/fns-dlia-edinogo-reestra-ocifruet-arhivy-zagsov-s-1926-goda.html (дата обращения: 17.11.2022).
- Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901.
- Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1830 «Об оптимизации структуры и численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, федеральных министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. N 47 ст. 7533.