В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение, учебный процесс, непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии.
В условиях активного совершенствования уровня информатизации применение дистанционных образовательных технологий является одним из перспективных направлений в образовании.
Современные ученые, изучающие проблемы непрерывного образования, отмечают, что, несмотря на четкое законодательное разделение понятий «электронное обучение» и «дистанционные технологии», достаточно часто данные понятия употребляются в качестве синонимов.
В. М. Монахов рассматривает дистанционное образование как форму непрерывного образования, которая дает возможность реализовать права человека на получение образовательной информации в течение всей жизни [3].
А. В. Хуторской, рассуждая о виртуальном образовании, выделяет использование новых технологий и технических средств в качестве основной характеристики дистанционного обучения [4].
В целом, большинство ученых дистанционное обучение сводит к совокупности информационных технологий, обеспечивающих передачу обучаемым необходимого объема изучаемого материала, взаимодействие обучаемых и преподавателей в ходе образовательного процесса, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы.
В статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрываются интересующие нас термины [1].
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Таким образом, электронное обучение не всегда проводится в дистанционном формате. Первое понятие сводится к использованию в образовательном процессе баз данных, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, а второе предполагает освоение учебного материала при взаимодействии обучающегося и преподавателя на расстоянии.
Представляется более верным под дистанционным обучением понимать новую форму организации учебного процесса, комплексно объединяющую в себе традиционные и новые технологии обучения, при которой в основе процесса получения знаний, умений и навыков лежит принцип самостоятельной деятельности обучающегося.
Примером первого дистанционного образовательного учреждения в 1969 году стал Открытый университет Великобритании, появившийся в 1969 году по указу королевы Великобритании Елизаветы II. В Открытом университете на сегодняшний день применяется широкий спектр современных методик и инструментов дистанционного обучения. Печатные, аудиовизуальные, мультимедийные технологии комбинируются с подготовкой письменных эссе, проведением online-занятий, взаимодействием с персональным тьютором.
В Российской Федерации дистанционные образовательные технологии получили широкое распространение в дополнительном профессиональном образовании. Образовательные организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования, должны создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий предусматривает создание определённых организационных условий:
— разработка преподавательским составом электронных учебно-методических материалов (комплексов);
— формирование материально-технической базы, обеспечивающей реализацию обучения с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе доступ к сети Интернет.
К числу организационных мероприятий относится и проведение обучающего занятия посредством видеоконференции, в ходе которого обучающиеся информируются о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, о режиме занятий, особенностях образовательного процесса, графике учебного процесса. В дальнейшем учебный процесс может реализовываться асинхронно (изучение учебного материала в любое удобное для обучающегося время и общение с преподавателями с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени) или синхронно (проведение учебных мероприятий и общение обучающегося с преподавателями в режиме реального времени).
Существует огромное множество форматов применения дистанционных образовательных технологий, наиболее часто применяемые среди них:
— чат-занятия — учебные занятия, предусматривающие обмен сообщениями при одновременном доступе участников к чату;
— веб-занятия — дистанционные лекции, семинары, деловые игры, практические занятия и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью информационно-коммуникационная сети Интернет. Применение данной формы возможно в асинхронном режиме взаимодействия обучающего и обучающегося;
— веб-конференция — взаимодействие обучающего и обучающегося в режиме реального времени.
Веб-конференции позволяют проводить лекции-презентации, синхронно выполнять задания, обсуждать актуальные аспекты исследуемой темы;
— вебинар (онлайн-семинар) — разновидность веб-конференции, которая предоставляет возможность участникам выступать с докладами, обсуждать их проблемные моменты, задавать вопросы, оставлять комментарии в чате в режиме реального времени.
Промежуточная и итоговая аттестации при обучении с применением дистанционных образовательно технологий могут проводиться как в синхронном, так и асинхронном режиме при условии обеспечения идентификация личности обучающегося.
Идентификация личности обучающегося при проведении оценочных мероприятий может быть реализована посредством технических средств, способных обеспечить идентификацию личности обучающегося. При проведении идентификации личности обучающийся предоставляет сведения и документы, необходимые для идентификации.
Безусловно, дистанционное обучение предоставляет обучающимся, проходящим повышение квалификации, широкие возможности:
— освоение образовательных программ непосредственно по месту жительства и в удобное для обучающегося время;
— возможность получения консультаций преподавателей в рамках обратной связи;
— сокращение временных затрат и денежных средств на обучение и транспортных расходы при необходимости;
— вариативность обучения и возможность выбирать интенсивность обучения, самостоятельно определять задания для выполнения в конкретный момент времени.
В целом обучение с применением дистанционных технологий является одной из самых современных форм совершенствования или получения новых компетенции в сфере профессиональной деятельности.
Выделяя несомненные преимущества применения дистанционных образовательных технологий, необходимо остановиться и на одном из главных недостатков. Обучающийся должен быть самоорганизован, дисциплинирован и иметь устойчивую мотивацию к учебному процессу, ему необходимо самостоятельно определить перечень интересующих его вопросов и актуальных проблем, чтобы во время занятий в синхронном режиме задать их преподавателю.
Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать учебный процесс, постоянно совершенствовать материал в зависимости от изменений в обществе, науке, технике.
Необходимо отметить, что актуальность применения дистанционных образовательных технологий обусловлена и ростом числа желающих получить дополнительное профессионально образование, пройти повышение квалификации или переподготовку в связи с изменениями на рынке труда, усилением международной интеграции в образовании. Основу образовательного процесса при применении дистанционных образовательных технологий составляет целенаправленная самостоятельная работа обучаемого. Использование дистанционных образовательных технологий предоставляет возможность индивидуального обучения и удовлетворения потребности конкретной личности в профессиональном развитии и совершенствовании.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.04.2022.
- Курицына Г. В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. — 2016. — № 2. — с. 34–48.
- Монахов В. М., Кудрявцев Л. Д. и др. Современные проблемы преподавания математики и информатики. — 2005.- М., Фазис.- 2005.- 384 с.
- Хуторской A. B. О виртуальном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение: Дайджест рос.и зарубеж. прессы. — 2000.- № 1.- С. 25–27.