Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 18.12.2022

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Шишкова, Т. А. Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии / Т. А. Шишкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 498-500. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97830/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имеющих ребенка с тяжелыми формами аллергии.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, матери, дети раннего возраста, особенности развития, аллергии .

Феномен эмоционального выгорания традиционно является предметом научных изысканий в области психологии труда. Относительно к женщинам фертильного возраста, вынашивающих ребенка или уже являющихся матерями, крайне редко в научной литературе можно обнаружить употребление этого термина. Между тем, реальность такова, что признаки эмоционального выгорания, среди которых повышенная утомляемость, раздражительность, аффективные реакции, нежелание общения и др., могут демонстрировать лица, не только посвятившие себя профессии и карьерному росту, они свойственны гораздо более широкому кругу лиц и в том числе женщинам, воспитывающих детей раннего возраста [2]. Особенно часто признаки эмоционального выгорания встречаются у молодых мам или тех, чьи дети имеют особенности здоровья и развития.

За последние несколько лет в России резко увеличилось количество детей, страдающих тяжелыми формами аллергии, проявляющейся в невозможности усваивать различные продукты питания. Первые признаки появляются на самых ранних этапах развития ребенка, когда обнаруживается невозможность усваивать новорожденным материнское молоко и его заменители. Это разновидность тяжелой формы поливалентной пищевой аллергии. Основная проблема состоит в том, что верный диагноз сложно поставить в первые месяцы жизни, т. к. все возможные реакции несварения обычно соотносят с коликами новорожденных и формированием микрофлоры. Главная опасность же заключается в том, что каждый день промедления постановки диагноза и подбора питания, как правило смесей на основе аминокислот, грозит серьезными нарушениями пищеварения, которые с возрастом трудно устранимы. Радость и приятные хлопоты, связанные с рождением малыша, быстро сменяются тревогой за его жизнь и здоровье. Психоэмоциональное состояние матерей таких детей носит резко деструктивный характер, т. к. родитель не может удовлетворить базовые потребности ребенка — потребности в еде и безопасности. Действие многочисленных стрессогенных факторов материнства вызывает накопление у женщины усталости и изнеможения, что ведет к ее истощению и, как следствие, эмоциональному выгоранию [1].

И. Н. Ефимовой довольно основательно изучалась обсуждаемая проблема, и были установлены причины появления у матерей эмоционального выгорания [3]:

1) Выгорание происходит в следствие продолжительных и хронических стрессов в сфере родительства из-за физической перегруженности и усталости, эмоциональной перегруженности, ролевой перегруженности (одновременно выполняется несколько ролей: мать, жена, хозяйка дома, дочь и др.) и пр.;

2) Выгоранию способствует повышенная ответственность за выполняемые материнские функции и интенсивное переживание вины за свои родительские неудачи;

3) Выгоранию способствуют следующие личностные особенности матери: низкая познавательная активность, низкая мотивация к самоактуализации, невысокий уровень альтруизма и пр.; 4) Степень выгорания связана с системными особенностями мотивации матери. При этом наибольшее влияние на развитие выгорания оказывают витальная и нравственная мотивации. Степень выгорания тем выше, чем ниже место витальной мотивации (т. е. следование своим чувствам и желаниям) в профиле, и чем выше место нравственной (т. е. руководствование чувством долга, оценками окружающих).

Ещё одним ученым, изучающим причины появления эмоционального выгорания у матерей в декрете, Т. И. Наумовой, сделан вывод, что жизнь женщины в декрете (в отпуске по уходу за ребенком) сильно отличается от жизни до беременности и родов, так как одной из важнейших сфер жизни, в которой неизбежно происходят изменения, является сфера общения [3]. У женщин этой группы происходит неизбежное ограничение социальных контактов, частичный или полный обрыв контактов профессиональных. Касательно женщин-матерей, воспитывающих ребенка с тяжелой формой поливалентной аллергии, круг контактов еще уже. Их дети с самого раннего возраста беспокойны, что непосредственно связано с физическим дискомфортом, а потому, разделить радости и трудности материнства удается далеко не с каждым. Между тем, такие матери как никто другой нуждаются в эмпатичном собеседнике, поддержке, которую они находят лишь в интернет-сообществах. Учитывая тот факт, что в нашей стране тяжелая форма поливалентной аллергии является в настоящее время все еще редким заболеванием, в связи с этим, отсутствуют специальные дошкольные образовательные учреждения для таких детей. Находясь долгое время с ребенком в «замкнутом» психологическом пространстве этого диадного отношения, женщина ощущает усталость, раздражительность, безразличие, а иногда и агрессию по отношению к ребенку, мужу и другим членам семьи. Становится очевидной необходимость изучения факторного состояний и свойств личности, определяющих уровень социальной адаптации и регуляции поведения матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии. Ранняя диагностика таких состояний будет способствовать разработке мер превентивного характера, способных корректировать психоэмоциональные состояния матерей на ранних стадиях, не доводя до статуса выгорания.

В нашем исследовании принимали участие матери, воспитывающих детей раннего возраста с тяжелой формой поливалентной аллергии. Выборка в 20 человек была набрана посредством интернет-сообществ. В качестве диагностического инструмента обследования был применен Личностный опросник FPI (форма «В»). Процедура диагностики была организована посредством онлайн общения.

Результаты диагностики сведены в таблицу (см. табл.1).

Таблица 1

Выраженность состояний и свойств личности, определяющих уровень социальной адаптации и регуляции поведения матерей

Шкала

Уровень выраженности в %

Высокий

Средний

Низкий

Невротичность

75

25

0

Спонтанная агрессивность

25

75

0

Депрессивность

60

40

0

Раздражительность

75

25

Общительность

0

20

80

Уравновешенность

0

95

5

Реактивная агрессивность

65

35

0

Застенчивость

100

0

0

Открытость

0

100

0

Экстраверсия-интроверсия

0

20

80

Эмоциональная лабильность

80

20

0

Маскулинизм-Феминизм

0

10

90

Анализируя полученные результаты, отметим, что у матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии, отмечается:

– высокий уровень невротизации, для которой характерны высокая тревожность, повышенная чувствительность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью;

– депрессивность, для которой характерны, с одной стороны, сниженный фон настроения и психомоторная заторможенностью, угрюмость, скованность, отдаленность, погруженность в собственные переживания, комфортность, медлительность, нерешительность, неуверенность, а с другой стороны — чувствительность, постоянная готовность к самопожертвованию, душевная отзывчивость, старательность, добросовестность, обязательность;

– повышенная раздражительность со склонностью к аффективному реагированию и непостоянству, низкий уровень саморегуляции снижение уравновешенности, склонность к аффективному реагированию на окружающую реальность,

– пессимистичное отношение к будущему,

– эмоциональная лабильность,

– сокращение социальной активности,

– высокая ранимость и восприимчивость.

Обнаруженные признаки являются теми факторами, которые в будущем могут привести к эмоциональному выгоранию. Современное материнство — это работа, в которой есть все риски эмоционального выгорания. Важным является не работа с признаками эмоционального выгорания, а профилактическая работа во избежание возникновения эмоционального выгорания. И основной возможностью является организация школ материнства, направленных на повышение материнской компетенции и оказание психологической поддержки.

Литература:

  1. Баринова О. В., Допшинская А.А Взаимосвязь эмоционального выгорания с личностными характеристиками матерей разных социальных типов // Вестник тверского государственного университета. серия: педагогика и психология. — 2019. — № №: 1 (46). — С. 13–20.
  2. Кордубан И. Л., Рябикина З.И Причины эмоционального выгорания матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком // Apriori. Cерия: гуманитарные науки. — 2018. — № № 1. — С. 7.
  3. Попова А. Н. Проблема эмоционального выгорания у молодых матерей, находящихся в декретном отпуске // Аллея науки. — 2017. — № Том 3, № 10. — С. 266–274.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, ребенок, тяжелая форма, тяжелая форма аллергии, поливалентная аллергия, ранний возраст, аффективное реагирование, психоэмоциональное состояние матерей, социальная адаптация, эмоциональная лабильность.


Похожие статьи

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Влияние алкогольной зависимости родителей на развитие парентификации у детей

В статье проанализировано влияние алкоголизма родителей на развитие парентификации. Рассмотрены причины возникновения парентификации в семьях алкоголиков. Выделены особенности парентифицированных детей из семьи алкоголиков.

Результаты исследования показателей психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует показатели самоотношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Эмпирическое исследование взаимосвязей показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально...

Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста

Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различ...

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Похожие статьи

Тревожность матери как фактор вероятности возникновения психосоматического расстройства у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора личностной и ситуативной тревожности матери на тревожность ее ребенка, и вероятность возникновения у него психосоматического расстройства. Представлены...

Влияние алкогольной зависимости родителей на развитие парентификации у детей

В статье проанализировано влияние алкоголизма родителей на развитие парентификации. Рассмотрены причины возникновения парентификации в семьях алкоголиков. Выделены особенности парентифицированных детей из семьи алкоголиков.

Результаты исследования показателей психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует показатели самоотношения у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Эмпирическое исследование взаимосвязей показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии

В статье автор исследует взаимосвязи показателей самоотношения с показателями психологической защиты у матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

Тревожность у детей среднего школьного возраста

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Психологические факторы формирования химической зависимости у молодежи

В статье приводятся результаты эмпирического исследования психологических факторов формирования химической зависимости у молодежи, проходящей лечение в психореабилитационном центре. Выявлены особенности потребностно-мотивационной сферы и эмоционально...

Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста

Исследование направлено на изучение связи между типом привязанности к матери и страхами детей старшего дошкольного возраста. Задачей исследования является выявление типов привязанности у детей и определение наличия связи между привязанностью и различ...

Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...

Влияние профессионального стресса на здоровье педагогов

В данной статье проанализированы публикации о влиянии профессионального стресса на здоровье педагога. Выявлено, что профессия педагога входит в список одной из самых эмоционально напряженных работ. Проведен анализ рисков и угроз нарушений здоровья у ...

Задать вопрос