В статье рассматривается проблемы и пути решения недопустимости возникновения чрезвычайных ситуаций в лесах.
Ключевые слова: крупные лесные пожары, авиационная охрана лесов от пожаров, Лесной кодекс, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Лесные пожары являются разрушительным фактором экосистем лесов. В лесах России ежегодно регистрируются десятки тысяч лесных пожаров, охватывающих до нескольких миллионов гектаров покрытых лесом земель. Возрастает число вышедших из-под контроля крупных лесных пожаров, имеющих катастрофический характер. Например, в Республике Саха (Якутия) на 2021 год было зарегистрировано более 1500 природных пожаров на площади свыше 8 миллионов га. Для справки, площадь лесного фонда республики Марий Эл составляет 1423 тысяч гектар.
Основной причиной возникновения лесных пожаров — человеческий фактор. Из региона в регион человеческий фактор может варьироваться от 100 % (Московская область) и до 50 % (Республика Саха (Якутия)).
Основным документом в области охраны лесов от пожаров является Лесной Кодекс РФ, где основные полномочия по нормативно-правовому регулированию возложены на Федеральное агентство лесного хозяйства.
Статья 81 Лесного кодекса РФ регулирует следующие полномочия в области охраны лесов от пожаров органов государственной власти субъектов РФ в области лесного права:
— утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом, если их утверждение не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
— осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
— выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров;
— принятие решений о проведении мероприятий по ликвидации возникшей вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий;
Статья 82 Лесного Кодекса Российской Федерации регулирует следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны лесов от пожаров: осуществление противопожарных мероприятий и охраны лесов от пожаров на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения и в лесах на землях субъектов РФ.
Осуществление полномочий органами государственной власти субъектов РФ в области охраны лесов согласно 83 статье Лесного кодекса РФ:
— осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения;
— разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
— установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
Полномочия субъектов РФ в области охраны лесов от пожаров регулируют следующие нормативные правовые акты РФ:
— Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности»;
— Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
— Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. N 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах»;
— Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы»;
— Постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» и др.
Охрана лесов от пожаров раскрывается в 3 главе Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 01.03.2022).
Привлечение органов государственной власти и иных организаций для тушения природных пожаров регламентируется «Сводным планов тушения лесных» пожаров каждого региона на определенный год, а также договорами и соглашениями с организациями по профилю либо нет. В этой части регулирование по тушению природных пожаров не имеет пробелов, но имеются другие, которые приведены ниже.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Сокращение сил и средств охраны лесов от пожаров создает огромную проблему по предупреждению, обнаружению и тушению лесных пожаров. Во множестве регионов на сегодня они не соответствуют нормам обеспеченности. К примеру, в советские годы в Республике Саха (Якутия) было порядка 200 летчиков-наблюдателей, что способствовало своевременному обнаружению лесных пожаров.
Органы местного самоуправления зачастую не принимают своевременно решения о введении режима повышенной готовности в лесах или чрезвычайной ситуации, находящихся в регионах и муниципальных образованиях.
Согласно Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, крупные лесные пожары, в зависимости от зоны охраны лесов, являются чрезвычайными ситуациями.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности координирует деятельность органов управления, сил и средств на соответствующем уровне (федеральный, территориальный, местный и объектовый)
Совершенствование управленческих и законодательных механизмом регионального и федерального уровня для предотвращения крупных лесных пожаров должна быть нацелена:
1) контроль над достоверностью информации о лесопожарной обстановкой, направляемых субъектами РФ;
2) усиление контроля над выполнением противопожарных мероприятий в лесах и на землях особо охраняемых территорий;
3) оснащенность специализированных лесопожарных формирований необходимыми силами и средствами пожаротушения, обеспечение надлежащего финансирования;
4) контроль авиационных работ по охране лесов от пожаров.
19.12.2019 г. в Государственную думу на рассмотрение был внесен законопроект № 866282–7, который передавал полномочия по авиационной охране и защите лесов на федеральный уровень. Это дало бы:
— перераспределение финансирования регионов в области авиационной охраны лесов;
— соблюдение кратностей авиапатрулирования, что способствовало бы увеличение числа потушенных пожаров на ранней стадии развития;
— грамотное перераспределение сил и средств между регионами в пожароопасный сезон (межрегиональное маневрирование);
— предоставление информации о лесопожарной обстановке в регионах уже ложилось бы на плечи Авиалесоохраны и др.
Данная правовая категория исследовалась такими авторами, как Ю. Г. Шпаковский, А. М. Ерицов, В. С. Лисицын.
Литература:
- Ю. Г. Шпаковский, Современные проблемы правового регулирования охраны лесов от пожаров / Ю. Г. Шпаковский // Совершенствование законодательного регулирования использования лесного фонда России с целью повышения эффективности его включения в хозяйственный оборот (предложения к разработке поправок в Лесной кодекс Российской Федерации. — 2018. — № 1 — с. 43–56.
- Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 11 декабря 2006 (изм. 01.03.20022).
3. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. N 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
4. Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 марта 2021 г. N 279 «Об утверждении Межрегионального плана маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования на 2021 год»
5. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. N 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (с изменениями и дополнениями).