В данной статье представлены результаты проведенного путем анкетирования исследования о распространенности и проявлении синдрома эмоционального выгорания среди студентов 1–6 курсов всех факультетов Пермского государственного медицинского университета им. академика Е. А. Вагнера.
Ключевые слова : синдром эмоционального выгорания, студенты, медицина.
Актуальность. Синдром эмоционального выгорания — это нарастающее эмоциональное истощение, механизм психологической защиты, который проявляется полной или частичной эмоциональной глухотой в ответ на психотравмирующие факторы [1]. Проблема эмоционального выгорания затрагивает все сферы жизни и развивается у специалистов, работа которых связана с напряженной психоэмоциональной деятельностью, в силу предъявляемых к ней высоких требований. В группу риска попадают медицинские работники, поскольку врачебная деятельность предполагает постоянное глубокое взаимодействие с людьми и отличается повышенной ответственностью и хронизацией состояния постоянного напряжения.
Целью исследования стало изучение распространенности и проявления синдрома эмоционального выгорания среди студентов с 1–6 курсов различных факультетов Пермского государственного медицинского университета им. академика Е. А. Вагнера.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняло участие 63 студента Пермского государственного медицинского университета, из которых 46 (73 %) девушки, 17 (27 %) юноши. В анкетировании участвовали представители всех курсов высшего учебного заведения, 3 (4,8 %) — 1 курс, 18 (28,6 %) — 2 курс, 20 (31,7 %) — 3 курс, 20 (31,7 %) — 4 курс, 1 (1,6 %) — 5 курс, 1 (1,6 %) –6 курс. В клиническом опроснике было задействовано около 48 (76,2 %) студентов лечебного факультета, 9 (14,3 %) — студенты от педиатрического факультета, 2 (3,2 %) — стоматологический, 3 (4,8 %) — медико-профилактический и 1 (1,6 %) — факультет клинической психологии.
Обучающимся был предложен ряд вопросов с множественными вариантами ответа. Тестирование состояло из 17 вопросов, направленных на определение наличия у студентов многочисленных симптомов эмоционального истощения. Участники опроса не были ограничены в количестве ответов, кроме того, активно вписывали свои варианты.
Результаты исследования и обсуждение. По данным проведенного анкетирования, 15 (23,8 %) студентов совмещают учебу и работу, что, безусловно, оказывает отрицательное влияние на психофизиологическое состояние обучающегося, 45 (71,4 %) не работают, 1 (1,6 %) совмещает учебу 3 курса с 4, 1 (1,6 %) совмещает учебу с тренировками и 1 (1,6 %) помимо учебы занимается внеучебной деятельностью, посещает и активно выступает с реферативными докладами на студенческих научных кружках, публикует медицинские статьи в журналах, занимается силовым видом спорта. На вопрос теста «Вы часто чувствуете себя уставшими и утомленным?» 35 (55,6 %) студентов ответили «часто», 15 (23,8 %) — «всегда», 12 (19 %) ответили — «иногда», 1 (1,6 %) — «редко». Таким образом, большинство студентов довольно часто ощущают себя уставшими и утомленными. Более того, у 45 (71,4 %) студентов отмечается постоянная сонливость, у 22 (34,9 %) — бессонница, у 17(27 %) имеются ночные кошмары, у 6(9,5 %) встречаются нарушения сна в виде сонного паралича, 1 (1,6 %) имеет проблемы с засыпанием, 1 (1,6 %) — наоборот, проблемы с пробуждением, а 8 (12,7 %) вовсе не имеют нарушений сна. Примерно с таким же процентным соотношением студенты ответили на вопрос «У вас часто возникает чувство неосознанного беспокойства?», в результате выяснилось, что почти 24 (38,1 %) студента часто ощущают беспокойство, 16 (25,4 %) отметили вариант «иногда», столько же — «редко» и 7(11,1 %) всегда ощущают чувство неосознанного беспокойства.
Очень часто среди участвующих в анкетировании отмечалось явление прокрастинации. Так, 15 (23,8 %) всегда откладывают работу в долгий ящик, 19 (30,2 %) — «часто», «иногда», 8(12,7 %) выбрали вариант «редко» и 2 (3,2 %) — «никогда». С такой же частотой у студентов появляется желание поскорее расправиться с выполнением задания или вовсе его не делать.
Мы решили также выяснить склонность участников тестирования к развитию синдрома эмоционального истощения. Так, на вопрос о наличии симптомов психического выгорания, большинство отвечающих 48 (76,2 %) отметили появление трудности концентрации и внимания, 47 (74,6 %) — раздражительность, 45 (71,4 %) — уклонение от учебы или работы, 43 (68,3 %) выбрали — апатию и пассивность, у 41 (65,1 %) отмечался депрессивный фон настроения, 37 (58,7 %) участников ощущают чувство вины и хранят обиды, 29 (46 %) замкнуты в себе, 27 (42,9 %) отмечают уменьшение непосредственных контактов с коллегами, 18 (28,6 %) употребляют психоактивные вещества в виде алкоголя, антидепрессантов, снотворных, 12 (19 %) заметили утрату чувства юмора, а 1 (1,6 %) не наблюдал у себя вышеперечисленных симптомов. Как мы можем заметить, у большей части отвечающих прослеживается динамика развития симптомов профессиональной деформации личности. Результат на диаграмме (рис. 1).
Рис. 1
Около 70 % участников отмечали наличие ощущения безысходности, «загнанности в клетку», безразличия к происходящему вокруг. 11 (17,5 %) обучающихся «всегда» испытывают чувство эмоционального и физического истощения, описывая свое состояние «как выжатый лимон», 30 (47,6 %) — «часто», 16 (25,4 %) — «иногда», 6 (9,5 %) — «редко» [2].
Было также предложено указать причины развития синдрома эмоционального выгорания, что, безусловно, поможет нам установить истинную этиологию данного заболевания. Согласно подведенным результатам, представленным на диаграмме (рис. 2), 48 (76,2 %) обучающихся считают, что учеба является основным этиофактором, приводящим к психическому изнурению, 41 (65,1 %) подвержены частым стрессам и нагрузкам, 38 (60,3 %) хронически напряжены, что связано с желанием контролировать все вокруг, 35 (55,6 %) — имеют стремление к слишком большим достижениям, 19 (30,2 %) отметили вариант «личные отношения», для 15 (23,8 %) студентов причиной является совмещение учебы и работы, для 5 (7,9 %) — только «работа», 13 (20,6 %) считают, что отсутствие друзей играет главную роль в развитии синдрома и, более того, 11 (17,5 %) студентов не приняты коллективом. 7 (11,1 %) выбрали вариант «семья» и 1 (1,6 %) — «трудные отношения с родителями». Таким образом, существует целый спектр обстоятельств, психотравмирующих раздражителей, которые способствует возникновению и постепенному нарастанию эмоционального истощения. И как осложнение профессионального выгорания, более половины студентов за последнее время испытывают снижение интереса к учебе, желание бросить обучение и найти другую профессию, так как она не оправдывает их ожиданий. [3]
Рис. 2
Заключение. Подводя итоги проведенного исследования среди студентов, можно сказать, что синдром эмоционального выгорания, действительно, широко распространен среди обучающихся и его проявления весьма различны, начиная от нарушений сна и, заканчивая употреблением психоактивных веществ. Согласно результатам исследования, синдром истощения полиэтиологичен, причинами его развития является не только повышенная учебная нагрузка, но, как выяснилось, взаимоотношения с коллегами, друзьями, близкими. Кроме того, более половины анкетируемых желают прекратить обучение и сменить род деятельности. Таким образом, результаты исследования показали нам, что вопрос эмоционального выгорания весьма актуален, и думаю, что необходимо обратить на него внимание, снизить риск его развития и распространения среди студентов.
Литература:
- Эмоциональное выгорание — симптомы и лечение [Электронный ресурс]. URL: https://probolezny.ru/emocionalnoe-vygoranie/ (дата обращения 14.12.22)
- Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев. — Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. — 124 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд: Питер; Спб.; 2008 ISBN 978–5–91180–891–4 86 с.