К чему приведет упразднение местной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 18.12.2022

Статья просмотрена: 160 раз

Библиографическое описание:

Бурханова, С. Д. К чему приведет упразднение местной власти / С. Д. Бурханова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97844/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена общественно-правовым отношениям, складывающимся в процессе работы органов местного самоуправления. В статье ставится задача рассмотреть понятие и значение местного самоуправления, изучить правовые основы местного самоуправления, описать основные тенденции в развитии местного самоуправления в Российской Федерации, изучить основные пробелы и направления оптимизации правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: вертикаль власти, гражданское общество, демократические ценности, межбюджетные трансферты, местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальный служащий.

The article is devoted to the social and legal relations that develop in the process of work of local self-government bodies. The article aims to consider the concept and meaning of local self-government, to study the legal foundations of local self-government, to describe the main trends in the development of local self-government in the Russian Federation, to study the main gaps and areas of optimization of the legal regulation of local self-government in the Russian Federation at the present stage.

Keywords: vertical of power, civil society, democratic values, inter-budgetary transfers, local self-government, municipal formation, municipal employee.

Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [4].

Статья 132 ч 3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [4].

К чему приведет Законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» Клишаса-Крашенинникова?

Статья 9 проекта Клишаса-Крашенинникова подразумевает [5], что местное самоуправление осуществляется только на уровне: 1) городской округ; 2) муниципальный округ; 3) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения. И называется это — «одноуровневая система местного самоуправления».

В связи с этим, видится не случайным, что в определении самого местного самоуправления (статья 1) [5] в проекте Клишаса-Крашенинникова по сравнению с определением (статья 1) местного самоуправления 131-ФЗ отсутствует указание, что местное самоуправление в России — «форма осуществления народом своей власти … исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» [6]. Отсутствует, кстати, в проекте К-К и термин «народ», что также, думается, неправильно и уводит от сути народовластия (демократии) в России.

Местное самоуправление в первую очередь исходит из других посылов — инициативности, неравнодушия, заинтересованности граждан на местах. Ведь местное самоуправление, по своей природе, должно строиться по поселенческому, территориальному принципу, то есть в сельских поселениях и небольших городах, в микрорайонах крупных городов. А в проекте Клишаса-Крашенинникова предлагается обратная схема, исключаются поселения из территорий муниципальных образований.

Отсюда, в частности, странная формулировка п. 9 статьи 10 проекта К-К: «Границы городского округа, муниципального округа, как правило, устанавливаются с учётом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населённых пунктов, входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдалённых и труднодоступных местностях» [5]. Хотя бы даже указанная формулировка указывает на снижение управляемости в случае принятия проекта К-К, предусматривающего устранение поселенческих МО, которые сейчас приближены к населению, и вообще на колоссальные риски, если будет устранён территориальный принцип построения местного самоуправления в России.

Проблема дублирования функций местного самоуправления в районах по 131-ФЗ сегодня существует. Но решаться она должна иным образом. Нужно, наоборот, опускать уровень государственной власти до уровня районов, делать районы нижним уровнем госвласти с наделением районов полномочиями исполнения государственных функций и координации деятельности муниципалитетов в границах района. При этом кардинально усиливается и централизация власти. А муниципалитетами в границах района должны считаться сёла и деревни, малые города, сельсоветы, волости (объединение сельских советов) и другие сельские и городские поселения. И в крупных городах должна осуществляться государственная власть, а местное самоуправление в крупных городах (например, в областных центрах) — в микрорайонах, кварталах, округах, группе улиц и других территориальных единицах города. В Москве и Санкт-Петербурге, как известно, отчасти так и есть, органы власти города выполняют и функции государственной власти, и местного самоуправления. В идеале, напротив, районы в краях, областях и республиках России нужно исключать из перечня муниципальных образований. А новым законом Клишаса-Крашенинникова предлагается только районы (а не поселения внутри районов) считать МО.

Устранением нижнего уровня, поселенческого, и перераспределением оттуда полномочий местного самоуправления на уровень городских и муниципальных округов не будут решены финансовые проблемы осуществления местного самоуправления в России. Осуществление местного самоуправления в России идёт по 131-ФЗ с большим скрипом, но идёт, имеется множество проблем в связи с реализацией данного закона. Муниципальным образованиям сельских поселений, малых и средних городов России приходится выполнять за счёт собственных доходных источников несвойственные для местного самоуправления функции, имеющие не местный, а общегосударственный характер, что не позволяет развиваться местному самоуправлению.

Повышение ответственности органов местного самоуправления и возможность влияния на них со стороны региональных властей, выраженное, например, в проекте Клишаса-Крашенинникова в том, что вышестоящие уровни управления участвуют в выборе (назначении) главы МО, а высшее должностное лицо субъекта РФ вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе МО, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей, — меркнет на фоне вышеназванных проблем потери управляемости территорий. Да и эти положения с успехом можно внести правками, скажем, и в действующий закон 131-ФЗ.

Таким образом, в своей повседневной деятельности органы местного самоуправления осуществляют постоянное взаимодействие с различными субъектами общественных отношений, начиная от федеральных органов государственной власти и заканчивая обычными гражданами. С учетом того, что местное самоуправление является наиболее приближенным к населению уровнем власти крайне важна развитость систем коммуникации между властью и населением той или иной территории. В небольших муниципальных образованиях вопрос коммуникации не стоит остро, так как большинство проблем решается при непосредственном участии всего населения. В тех же муниципальных образованиях, в которых образованы органы местного самоуправления, формами коммуникации является информационное взаимодействие во время местных выборов, издание муниципальных печатных средств массовой информации и т. д. Но стоит признать, что законодательство недостаточно полно раскрывает содержание и перечень подобных форм, поэтому необходимо уточнение законодательства в этой части.

Литература:

  1. Ерохина Т. В., Двухуровневая модель организации местного самоуправления в крупных городских округах: некоторые итоги и проблемы внедрения // Конституционное и муниципальное право. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/96745-dvukhurovnevaya-model-organizacii-mestnogo-samoupravleniya-krupnykh-gorodskikh (дата обращения 04.10.2022) (2018) N 7. С. 68–71.
  2. Япрынцев И. М. (2017). Сущность и понятие общественного контроля как механизма участия граждан в управлении делами государства // Государственная власть и местное самоуправление. [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/104726-sushhnost-ponyatie-obshhestvennogo-kontrolya-mekhanizma-uchastiya-grazhdan (дата обращения 04.10.2022) N 3. С. 27–31.
  3. ВСЕ НОВОСТИ. Клишас и П. Крашенинников внесли законопроект об организации местного самоуправления., Текст: непосредственный // StudFiles. — 2019. — С.35 — Режим доступа URL: http://council.gov.ru/events/news/131952/ (дата обращения 04.10.2022)
  4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  5. Законопроект № 40361–8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
  6. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, государственная власть, Российская Федерация, Россия, глава МО, город, граница района, единая система, интерес населения, публичная власть.


Похожие статьи

К вопросу о модернизации местного самоуправления: проблемы, тренды, перспективы

В статье рассматриваются проблемы модернизации системы местного самоуправления в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что усилия по развитию местного самоуправления в должны быть сконцентрированы на нескольких основных направлениях, а именн...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Опыт становления местного самоуправления в Российской Федерации на примере муниципального образования «Пуровский район»

В статье освещаются актуальные вопросы становления и развития местного самоуправления в России. Отдельное внимание уделяется и проблематике современного состояния местного самоуправления на примере отдельного муниципального образования — Пуровского р...

Правовое регулирование работы с кадрами в органах власти: проблемы и пути совершенствования

В статье рассматриваются особо важные и проблемные вопросы правового регулирования работы с кадрами в органах власти, существующие на современном этапе, в общем, и выделение проблем правоприменения, которые не нашли своего решения в законодательных а...

Обеспечение общественного порядка органами местного самоуправления: проблемы и перспективы в свете конституционной реформы 2020 года

Автор проводит анализ поправок в Конституцию Российской Федерации, принятых в 2020 году, в части определения статуса и полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка, а также рассматривает возможность ...

Современные пути развития правового регулирования законотворчества в Российской Федерации

Статья исследует актуальные вопросы, связанные с законотворчеством в России. Авторы анализируют историю развития законодательного процесса, выявляют проблемы, с которыми сталкивается современное законотворчество, и предлагают пути его усовершенствова...

Оценка эффективности государственного и муниципального управления

В статье обозначена нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления, важность исследования которой обуславливается современным периодом становления и развития местного самоуправления. Практическое развитие...

Понятие, правовая форма и роль местных бюджетов

В РФ более 19 тысяч муниципальных образований, имеющих собственные бюджеты. В данной статье рассматриваются местные бюджеты, являющиеся наиболее приближенными к потребностям местного населения. Целью исследования является определение понятия местного...

Проблемы реализации принципа народовластия в процессе построения системы государственного управления на современном этапе

В статье раскрываются практические аспекты реализации принципа народовластия, освещаются особенности участия народа Российской Федерации в процессе формирования органов государственной власти, обосновывается необходимость дальнейшей модернизации зако...

Правовые аспекты местного самоуправления в России: проблемы и перспективы

Данная статья включает в себя исследование важности местного управления в контексте практики современной правовой системы Российской Федерации. В ее рамках проведен анализ основных проблем правовых аспектов местного самоуправления в РФ, определены гл...

Похожие статьи

К вопросу о модернизации местного самоуправления: проблемы, тренды, перспективы

В статье рассматриваются проблемы модернизации системы местного самоуправления в Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что усилия по развитию местного самоуправления в должны быть сконцентрированы на нескольких основных направлениях, а именн...

Правовое обеспечение организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации: проблемные аспекты модернизации

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения организации и деятельности местных администраций в Российской Федерации. Автор делает вывод о том, что состояние местного самоуправления не соответствует концептуальным идеям, заложенным в росси...

Опыт становления местного самоуправления в Российской Федерации на примере муниципального образования «Пуровский район»

В статье освещаются актуальные вопросы становления и развития местного самоуправления в России. Отдельное внимание уделяется и проблематике современного состояния местного самоуправления на примере отдельного муниципального образования — Пуровского р...

Правовое регулирование работы с кадрами в органах власти: проблемы и пути совершенствования

В статье рассматриваются особо важные и проблемные вопросы правового регулирования работы с кадрами в органах власти, существующие на современном этапе, в общем, и выделение проблем правоприменения, которые не нашли своего решения в законодательных а...

Обеспечение общественного порядка органами местного самоуправления: проблемы и перспективы в свете конституционной реформы 2020 года

Автор проводит анализ поправок в Конституцию Российской Федерации, принятых в 2020 году, в части определения статуса и полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов обеспечения общественного порядка, а также рассматривает возможность ...

Современные пути развития правового регулирования законотворчества в Российской Федерации

Статья исследует актуальные вопросы, связанные с законотворчеством в России. Авторы анализируют историю развития законодательного процесса, выявляют проблемы, с которыми сталкивается современное законотворчество, и предлагают пути его усовершенствова...

Оценка эффективности государственного и муниципального управления

В статье обозначена нормативно-правовая основа оценки эффективности государственного и муниципального управления, важность исследования которой обуславливается современным периодом становления и развития местного самоуправления. Практическое развитие...

Понятие, правовая форма и роль местных бюджетов

В РФ более 19 тысяч муниципальных образований, имеющих собственные бюджеты. В данной статье рассматриваются местные бюджеты, являющиеся наиболее приближенными к потребностям местного населения. Целью исследования является определение понятия местного...

Проблемы реализации принципа народовластия в процессе построения системы государственного управления на современном этапе

В статье раскрываются практические аспекты реализации принципа народовластия, освещаются особенности участия народа Российской Федерации в процессе формирования органов государственной власти, обосновывается необходимость дальнейшей модернизации зако...

Правовые аспекты местного самоуправления в России: проблемы и перспективы

Данная статья включает в себя исследование важности местного управления в контексте практики современной правовой системы Российской Федерации. В ее рамках проведен анализ основных проблем правовых аспектов местного самоуправления в РФ, определены гл...

Задать вопрос