В данной статье раскрывается понятие здоровье человека, здоровый образ жизни и физическое воспитание. Рассмотрены основные факторы относящиеся к здоровому образу жизни, а также основные компоненты физического здоровья. В статье четко прослеживается взаимосвязь здорового образа жизни с физическим воспитанием и физическим развитием.
Ключевые слова: физическое воспитание, здоровый образ жизни, здоровье, физическая культура, педагогический процесс, физическое развитие, закаливание организма, укрепление здоровья.
This article reveals the concept of human health, a healthy lifestyle and physical education. The main factors related to a healthy lifestyle, as well as the main components of physical health, are considered. The article clearly traces the relationship of a healthy lifestyle with physical education and physical development.
Keywords: physical education, healthy lifestyle, health, physical culture, pedagogical process, physical development, hardening of the body, health promotion.
Здоровье человека является высшей национальной ценностью, и возрождение нации должно начинаться именно со здоровья, в первую очередь, детей. В современном мире, в мире высоких технологий резкое снижение двигательной активности, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению их здоровья. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие6, с. 35.
Здоровье человека, возникновение различных заболеваний, продолжительность жизни во многом определяются факторами образа жизни. Различают факторы, улучшающие здоровье, и факторы, ухудшающие здоровье.
В настоящее время все более актуальной становится проблема воспитания здорового поколения. На ухудшение состояния здоровья влияет множество факторов, в том числе неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
К основным факторам, укрепляющим здоровье, относятся 1, с. 56:
– формирование стремления к здоровым привычкам и навыкам с детства;
– поддержание благоприятной среды, характеризующейся безопасностью, а также получение знаний о влиянии окружающих предметов и явлений на здоровье человека;
– устранение вредных привычек;
– формирование и регулярное применение принципов правильного питания;
– ведение физически активной жизни, выполнение упражнений, характерных для возрастных особенностей, а также с учетом индивидуальной физиологии;
– соблюдение гигиенических процедур, а также знание приемов оказания первой помощи;
– регулярная закалка;
– помимо основных элементов, в отдельный пункт принято выделять благополучие: духовное, интеллектуальное, эмоциональное.
Все вышеперечисленные факторы здорового образа жизни необходимы.
Здоровый образ жизни сочетает в себе все, что способствует выполнению человеком трудовых, социальных и бытовых функций в наилучших для здоровья условиях и выражает направленность деятельности личности в направлении развития, укрепления и сохранения здоровья личности и публика.
Б. Н. Чумаков определяет здоровый образ жизни, как «активную деятельность людей, нацеленную, в первую очередь, на улучшение и сохранение здоровья» 5, с. 12.
Поэтому следует учитывать, что образ жизни человека формируется не сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется целенаправленно и постоянно в течение жизни. Формирование здорового образа жизни является основным рычагом первичной профилактики в улучшении состояния здоровья населения путем изменения образа жизни и уклада жизни.
В современное время физическая культура и здоровый образ жизни являются видом деятельности человека. Физическое воспитание оказывает непосредственное влияние на межличностные отношения в обществе, формирует человека как личность. Обучение, ориентированное на вид движения, а также занятия спортом, считается средством здорового образа жизни. Они осуществляют развитие сложных и гармоничных качественных характеристик личности8, с. 519.
Основными компонентами физического здоровья является уровень физического развития, соответствующего возрастным закономерностям и адаптационные возможности организма к факторам окружающей среды. Процесс физического воспитания является основополагающих на всех стадиях обучения и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс
Физическое воспитание представляет собой педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих достижению хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Педагог осуществляет данный процесс с позиции целостности и гармонизации задач разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)7, с. 232.
Физическое воспитание является основным направлением приобщения к физической культуре и является органической частью общего образования, целью которого является обеспечение развития физических, нравственно-волевых, умственных способностей и профессионально-прикладных навыков человека.
Одной из важнейших предпосылок гармонии, полноценной жизни и самореализации личности является ее здоровье. Неудивительно, что старинная латинская поговорка не утратила своего значения и по сей день: «В здоровом теле здоровый дух». Физкультура направлена на формирование здоровой, физически полноценной личности.
Физическое воспитание — это система социально-педагогических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и укрепление организма, гармоничное развитие функций и способностей человека, формирование жизненно важных двигательных способностей и навыков3, с. 41.
Реализуется физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием. Определяя физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на физическое и духовное совершенствование человека, овладение им систематизированными знаниями, физическими упражнениями и способами их самостоятельного использования на протяжении всей жизни
Для удовлетворения потребности формирования всесторонне развитой личности общество формирует систему физического воспитания. Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, который включает телеологические, научно-методические, программно-нормативные и организационные элементы (основы) обеспечивают физическое воспитание людей2, с. 56.
Система физического воспитания предполагает следующие потребности: первая потребность, побуждающая человека к движению, есть биологическая потребность (биологическая потребность двигаться живущему в человеке на протяжении всей жизни и должна постоянно удовлетворяться); второй потребность во всестороннем гармоничном развитии личности; третья потребность связана со здоровьем (занятия физическими упражнениями способствуют улучшению физического и духовного здоровья)2, с. 55.
Физическое воспитание имеет целью укрепление здоровья и закаливание организма молодого человека, способствует физическому развитию и повышению трудоспособности. Само физическое воспитание направлено на формирование, совершенствование двигательных качеств (скорости, силы, выносливости, гибкости, ловкости), устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, прививки гигиенических навыков.
В процессе физического воспитания решается много задач, но все они могут быть условно объединены. в три группы: образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Педагогически продуманная система физического воспитания в учебных заведениях будет способствовать как оздоровлению подрастающих поколений, да и закрепление умений и навыков, которые были заложены во время учебного процесса. Человек в дальнейшем использует приобретенные знания по физическому воспитанию для поддержки своего здоровье на протяжении всей жизни. Правильно организованные самостоятельные занятия в сочетании с учебными занятиями обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряющими процесс физического совершенствования и одним из путей внедрение физической культуры и спорта в обиход и отдых студентов6, с. 34.
Итак, одной из основных задач системы образования должно быть ориентация на физическое воспитание с целью сбережения и поддержания здоровья детей, развитие у них отношения к здоровью как к основной человеческой ценности. Чтобы учащиеся решили для себя быть здоровыми, необходимо создать у них правильные взгляды о здоровье, здоровом образе жизни, привить любовь в физической культуре и спорту. Физическое воспитание — это не только деятельность педагога, но и семьи и общества в целом.
Литература:
- Бекжанова, Ю. В. Здоровый образ жизни как основа современного развития системы физического воспитания / Ю. В. Бекжанова // Студенческий вестник. — 2019. — № 21–2(71). — С. 56–58.
- Игумнова, К. С. Физическая активность как элемент здорового образа жизни / К. С. Игумнова // Студенческий вестник. — 2021. — № 5–1(150). — С. 55–56.
- Илюшина, К. В. Формирование здорового образа жизни у студентов средствами физической культуры и спорта / К. В. Илюшина // Студенческий вестник. — 2022. — № 3–2(195). — С. 41–42.
- Леонова, А. С. Физическая культура как компонент здорового образа жизни / А. С. Леонова, Е. А. Барменкова // Студенческий вестник. — 2021. — № 13–1(158). — С. 95–96.
- Основы здорового образа жизни: учеб. пособие для студентов сред. спец. и вузов / Б. Н. Чумаков. — М.: Пед. о-во России, 2004. — 415,
- Пантелимонов, И. И. Физическая культура и спорт, как составляющая здорового образа жизни / И. И. Пантелимонов, Я. С. Винокуров // Студенческий вестник. — 2021. — № 20–3(165). — С. 34–36.
- Певицына, Л. М. Спортивно ориентированное физическое воспитание — основа инновационной деятельности в общеобразовательной школе / Л. М. Певицына // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения: Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Волгоград, 21–22 октября 2020 года. — Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры, 2020. — С. 232–242.