В статье рассматриваются теории международной торговли и их влияние на достижение теоретических оптимумов.
Ключевые слова : экономика, международная торговля, теория
Рассматривая различные экономические вопросы, ученые уже не одно десятилетие пытаются выявить наиболее выгодную и гибкую теоретическую мысль. Именно теория выступает сегодня инструментом оптимизации используемых государствами мер и форм во внешнеэкономической сфере.
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита.
Смит сформулировал мысль касательно того, что страны заинтересована в свободном развитии международной торговли, так как они могут получать доход вне зависимости от того, являются они импортерами или экспортерами. Любое государство должно специализироваться на изготовлении того товара, где она имеет абсолютное превосходство. Отказ от изготовления продукции, согласно которой страна не имеет абсолютного преимущества, и сосредоточение ресурсов на производство иных товаров приводит к увеличению общих размеров производства, а также увеличению взаимного обмена между государствами.
Теория абсолютных преимуществ Адама Смита подразумевает, что настоящее благополучие страны состоит из товаров и услуг, общедоступных ее жителям. В случае если государство имеет возможность производить какой-либо товар в больших количествах и с меньшими затратами, чем другие страны, то она имеет безусловное преимущество. Некоторые страны могут осуществлять производство товаров с наибольшей эффективностью, нежели другие. Это приводит к повышению производительности государства и квалификации рабочей силы.
Меркантилистская теория.
Меркантилизм — это концепция взглядов экономистов XV–XVII веков, нацеленная на интенсивное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Данная теория появилась в промежуток первоначального накапливания денежных средств и великих географических открытий, и базировалась на мысли о том, что основой формирование государства является наличие огромных запасов золота. Меркантилисты высказывались о том, что внешняя торговля обязана ориентироваться на получение золота, поскольку в случае обычного товарного размена, находя применение, перестают существовать, а золото является отличным источником накоплений в стране и может быть использовано повторно для интернационального обмена.
С целью извлечения наибольшей выгоды предлагалось повышение правительственного вмешательства для контроля за положением внешней торговли. Торговая стратегия меркантилистов, так называемая политика протекционизма, сводилась к тому, чтобы сформировать барьеры в международной торговле, оберегающие отечественных производителей от иностранных конкурентов, стимулировать экспорт и ограничивать импорт с помощью введения таможенных пошлин на зарубежную продукцию и получая взамен собственных товаров золото и серебро.
Теория Хекшера-Олина.
Данная концепция была образована в 30-е годы ХХ века учеными из Швеции, и ее мысль заключалась в том, что причиной торговли считалась разная снабженность факторами производства в странах — участницах международной торговли. Ключевыми положениями этой теории являлся следующий ряд факторов: во-первых, для экспорта используются те товары, для производства которых в стране имеется излишек факторов производства. Это работает и наоборот, импортируются те товары, производство которых невозможно из-за нехватки тех или иных ресурсов; во-вторых, в международной торговле наблюдается склонность выравнивания «факторных цен».
Концепция была удобной для разъяснения причин развития торговли между развивающимися и развитыми странами, когда в обмен на сырье, поступающее в развитые страны, оборудование и различная техника ввозилась в развивающиеся страны.
Теория Самуэльсона и Столпера.
Данная концепция связана с теорией Хекшера-Олина и была разработана американскими экономистами П.Самуэлъсоном и В.Столпером. Они внесли некоторые изменения и представили, что в случае однородности факторов производства, абсолютной конкуренции, и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает стоимость факторов производства между государствами. При этой теории торговля оценивается не только как взаимовыгодный обмен, но и как способ сближения уровня развития между странами.
Теория жизненного цикла товара.
Теория, выдвинутая Р.Верной, Ч.Киндельбергергом и Л.Вельсом, заключалась в том, что ряд стран специализируются на производстве и экспорте товаров с использованием новых технологий, тогда как другие — на производстве уже известных товаров. Развитые государства, имеющие большой объем капитала и рабочей силой с высокой квалификацией, в состоянии инвестировать часть средств на разработку технологических нововведений, которые способствуют появлению новой продукции, что влечет за собой преимущество перед другими странами.
Итоги
В целом, теоретические инструменты экономической науки отображают различные предпосылки, факторы и последствия интернационального обмена товарами и услугами, а также принимаемых его субъектами решений. На практике всегда имеют место те или иные условия, мешающие достижению теоретических оптимумов. В частности, конкуренция на рынках товаров или факторов производства может быть несовершенной. Кроме того, к факторам, ведущим к отклонению от теоретических оптимумов, относятся и внешние изменения: протекционистские меры со стороны внешнеторговых партнеров, изменение мировых цен и пр., и не только экономического характера: политические, социальные, технологические, природные и так далее. В зависимости от того, какие условия прослеживаются на практике, применение теоретических инструментов варьируются. Их выбор определяется конкретными ограничениями и целями, стоящими перед участниками международных торговых отношений. А применение позволяет оптимизировать воздействие на международной арене.
Литература:
- Гребнев, Л. С. Экономика: учебник / Л. С. Гребнев. — Москва: Логос, 2020. — 408 с. — (Новая университетская библиотека). — ISBN 978–5–98704–474–2. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1214492
- Рагулина, Ю. В. Международная торговля: учебник / Ю. В. Рагулина, Н. А. Завалько, В. О. Кожина. — Москва: Альфа-М: ИНФРА-М, 2022. — 272 с. — (Бакалавриат). — ISBN 978–5–98281–398–5. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1852203
- Гуреева, М. А. Мировая экономика: учебное пособие / М. А. Гуреева. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 368 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–8199–0634–7. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1352904