Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (445) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 21.12.2022

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Столбова, Л. Н. Реализация модели наставничества в начальной школе ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей № 14» / Л. Н. Столбова, Н. А. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 429-430. — URL: https://moluch.ru/archive/445/97855/ (дата обращения: 16.11.2024).



Реализация программы наставничества в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 14» (далее — «Лицей») производится последовательно по двум направлениям, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. Внешнее направление представляют директор Лицея и заместитель директора по научно-методической работе, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. Внутреннее направление обеспечивают: заместитель директора по УВР, психологи образовательной организации, педагоги-стажисты, молодые специалисты, обучающиеся и их родители.

Реализация программы наставничества в образовательных организациях должна включать шесть основных этапов, согласно методическим рекомендациям по внедрению целевой модели наставничества [1, с.36].

  1. Подготовка условий для начала работы по программе наставничества.
  2. Создание команды наставляемых учителей.
  3. Создание команды наставников.
  4. Обучение наставников.
  5. Формирование и организация наставнических пар или групп.
  6. Завершение наставничества.

Рассмотрим этапы подробнее.

Этап 1. Подготовка условий для начала работы по программе наставничества.

Первый этап направлен на формирование подходящих условий для начала работы по программе наставничества. Его цель — собрать первичные запросы от потенциальных наставляемых и определить соответствующие этим потребностям критерии для поиска наставников. Успешные результаты будут зависеть от точности определения целей и задач программы наставничества на первых этапах работы.

Этап 2. Создание команды наставляемых учителей.

Суть этапа заключается в выявлении конкретных трудностей обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества в соответствии с принятыми в организации формами наставничества.

Этап 3. Создание команды наставников.

Основная цель этапа — поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников. Работа включает действия по формированию базы наставников из числа педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Они могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных образовательных организаций.

Этап 4. Обучение наставников.

Основные задачи данного этапа:

— разработать критерии отбора наставников в соответствии с запросами наставляемых;

— выбрать из сформированной базы подходящих под эти критерии наставников;

— провести собеседование с отобранными наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической готовности;

— сформировать базу отобранных наставников.

Основные принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий.

  1. Принятие (не осуждение наставляемого).
  2. Умение слушать и слышать.
  3. Умение задавать вопросы.
  4. Равенство (отношение к наставляемому как к равному).
  5. Честность и открытость.
  6. Надежность и ответственность.
  7. Последовательность.

Этап 5. Формирование пар «наставник — наставляемые».

Основная задача этапа — сформировать пары «наставник — наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям. Основные критерии:

— профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;

— у наставнической пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.

Результаты этапа: пара или группа достигла необходимого результата, отношения были завершены качественным образом и проанализированы.

Этап 6. Завершение программы наставничества в образовательной организации.

Основные задачи этапа: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла — вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций [2, с.116].

С помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации региона можно добиться комплексного улучшения образовательных результатов. А также, что немаловажно на межличностном и социальном уровнях, таким образом, можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными поколениями и чувство сопричастности к жизни и развитию образовательной организации и региона.

Литература:

  1. Патрушев А. Наставничество сегодня — необходимая мера или ненужное излишество? // Управление развитием персонала. — 2012. — № 1. С. 26–30.
  2. Теплов А. О. Методы оценки эффективности наставничества // Государственное управление. Электронный вестник — 2011. — № 28. — [Электронныйресурс]http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk__28._sentjabr_2011_g./problemi_ upravlenija_teorija_i_praktika/teplov.pdf (дата обращения 10.10.2022).
  3. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. — [Электронныйресурс]- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ — (дата обращения 10.10.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, этап, программа наставничества, задача программы наставничества, заместитель директора, обучение наставников, основная задача этапа, подготовка условий, реализация программы наставничества, создание команды.


Похожие статьи

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда»

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Особенности курса «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа»

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Похожие статьи

Реализация модели инклюзивного образования с МБОУ «СОШ № 74» г. Кемерово в рамках программы «Доступная среда»

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Особенности курса «Окружающий мир» в УМК «Перспективная начальная школа»

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музея в рамках муниципальной апробационной площадки МБУ «Школа имени С. П. Королёва» «Юнармейцы Тольятти»

Маркетинговый анализ рынка образовательных услуг (на примере МБОУ «БСОШ № 1»)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Задать вопрос