Реализация программы наставничества в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей № 14» (далее — «Лицей») производится последовательно по двум направлениям, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов. Внешнее направление представляют директор Лицея и заместитель директора по научно-методической работе, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. Внутреннее направление обеспечивают: заместитель директора по УВР, психологи образовательной организации, педагоги-стажисты, молодые специалисты, обучающиеся и их родители.
Реализация программы наставничества в образовательных организациях должна включать шесть основных этапов, согласно методическим рекомендациям по внедрению целевой модели наставничества [1, с.36].
- Подготовка условий для начала работы по программе наставничества.
- Создание команды наставляемых учителей.
- Создание команды наставников.
- Обучение наставников.
- Формирование и организация наставнических пар или групп.
- Завершение наставничества.
Рассмотрим этапы подробнее.
Этап 1. Подготовка условий для начала работы по программе наставничества.
Первый этап направлен на формирование подходящих условий для начала работы по программе наставничества. Его цель — собрать первичные запросы от потенциальных наставляемых и определить соответствующие этим потребностям критерии для поиска наставников. Успешные результаты будут зависеть от точности определения целей и задач программы наставничества на первых этапах работы.
Этап 2. Создание команды наставляемых учителей.
Суть этапа заключается в выявлении конкретных трудностей обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества в соответствии с принятыми в организации формами наставничества.
Этап 3. Создание команды наставников.
Основная цель этапа — поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников. Работа включает действия по формированию базы наставников из числа педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. Они могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных образовательных организаций.
Этап 4. Обучение наставников.
Основные задачи данного этапа:
— разработать критерии отбора наставников в соответствии с запросами наставляемых;
— выбрать из сформированной базы подходящих под эти критерии наставников;
— провести собеседование с отобранными наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической готовности;
— сформировать базу отобранных наставников.
Основные принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий.
- Принятие (не осуждение наставляемого).
- Умение слушать и слышать.
- Умение задавать вопросы.
- Равенство (отношение к наставляемому как к равному).
- Честность и открытость.
- Надежность и ответственность.
- Последовательность.
Этап 5. Формирование пар «наставник — наставляемые».
Основная задача этапа — сформировать пары «наставник — наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям. Основные критерии:
— профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
— у наставнической пары или группы должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.
Результаты этапа: пара или группа достигла необходимого результата, отношения были завершены качественным образом и проанализированы.
Этап 6. Завершение программы наставничества в образовательной организации.
Основные задачи этапа: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. Этап предназначен не только для фиксации результатов, но и для организации комфортного выхода наставника и наставляемого из наставнических отношений с перспективой продолжения цикла — вступления в новый этап отношений, продолжения общения на неформальном уровне, смены ролевых позиций [2, с.116].
С помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации региона можно добиться комплексного улучшения образовательных результатов. А также, что немаловажно на межличностном и социальном уровнях, таким образом, можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными поколениями и чувство сопричастности к жизни и развитию образовательной организации и региона.
Литература:
- Патрушев А. Наставничество сегодня — необходимая мера или ненужное излишество? // Управление развитием персонала. — 2012. — № 1. С. 26–30.
- Теплов А. О. Методы оценки эффективности наставничества // Государственное управление. Электронный вестник — 2011. — № 28. — [Электронныйресурс]http://ejournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk__28._sentjabr_2011_g./problemi_ upravlenija_teorija_i_praktika/teplov.pdf (дата обращения 10.10.2022).
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. — [Электронныйресурс]- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ — (дата обращения 10.10.2022).